Народные традиции убранства донского куреня. Быт XVI–XVII веков

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс «История регионов России»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)


У казачества и всего народа Донского края
не может не быть будущего, и оно будет
построено на том лучшем, что осталось от
прошлого, чему мы все осознанно дадим право быть.
Н.Н.Туроверов

Введение

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, украшенной ковром из неповторимых тюльпанов - лазориков, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с очаровательными расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край удивительной культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения! Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род! Именно они своими руками создали неповторимый колорит внешнего и внутреннего убранства донского жилища, которое производит впечатление настоящего долго и специально готовящегося праздника.

Кто однажды побывал здесь, навсегда останется завороженным этой торжественной красотой, останется околдованным шедеврами, секреты изготовления которых веками по наследству передавались донскими мастерами. Однако, время неумолимо уносит память поколений, размывает традиции, трепетно создаваемые столетиями. Человечество в 21 веке более чем когда поставлено перед проблемой сохранения и возрождения исконных традиций донского этноса, прошедшего долгий и сложный путь своего становления.

Молодежь Ростовской области сознательно включается в процесс изучения, сохранения и возрождения самобытных донских традиций, стремясь сохранить лучшие образцы материальной и духовной культуры для будущих поколений. Именно с этой целью школьники и студенты посвящают свои каникулы активной научно-исследовательской работе в этнографических экспедициях. Аккуратно обходят они дом за домом, опрашивают старожилов и внимательно изучают каждую деталь убранства жилища. Они фотографируют, зарисовывают, анализируют и обобщают оставшиеся в единичных экземплярах уникальные экземпляры предметов культуры народов Донского края.

Пять лет исследований показали, что Усть-Донецкий район Ростовской области является историческим центром яркой и самобытной народной донской культуры.

Данная разработка урока посвящена самым интересным обрядам, обычаям и традициям материальной культуры наших предков. И чтобы они не были подвержены забвению, через участие в конкурсе в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей “Открытый урок” я хочу рассказать о них всему педагогическому сообществу, этим привлечь интерес и внимание соотечественников к фактам, составляющим феномен отечественной и мировой культуры.

КУРЕНЬ КАК ФЕНОМЕН ДОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наибольший интерес для исследователя представляет именно донской курень. Именно он и представляет собой феномен отечественной и мировой культуры. Донская усадьба представляет собой настоящий памятник материальной культуры. На Дону все усадьбы планировались, строились и украшались по единым народным традициям и включали дом и двор, который в свою очередь включал летнюю кухню, амбар, сарай, баз, загон для скота и погреб.

Из исторических монографий донских исследователей мы знаем, что первоначально казачьи городки появлялись на Дону как сторожевые, пограничные, военные городки: курени-десятки и станицы-сотни. Все они создавались как чисто мужские военные подразделения и изначально совсем не предполагали никаких эстетических украшений внешнего и внутреннего убранства, которые просто не совместимы с военным назначением самого строения, призванного быстро превращаться в неприступную крепость и отражать удар неприятеля.

Позднее, через пару столетий, когда казаки стали проживать семьями, курени стали приобретать новые, характерные для современного дома, черты.

Городки – Раздоры, Мигулин, Монастырский, Черкасский – стали первыми центрами проживания казачества. Но сегодня из выше названных пунктов напоминают о себе уникальными сооружениями - куренями - станица Раздорская, в которой помимо музейного экспоната ребята- исследователи определили для изучения еще 21 достойное сооружение и станица Старочеркасская. Интересные самобытные курени сотрудники экспедиции нашли в хуторах Коныгин, Мелеховский, Пухляковский.

Сохранившиеся курени - живые свидетели истории края - должны быть взяты под защиту Областным отделением охраны памятников. Как утверждают исследователи, на Донской земле существуют четыре архитектурные культуры: северная, западная, центральная и южная. Так курени станицы Раздорской относятся к северному типу, а курени станицы Старочеркасской – к южному. Сегодня только единицы граждан, проживающих в Донском крае, могут похвастать желанием и умением возвести подобный шедевр по всем правилам.

Классический курень любого типа культуры должен иметь два уровня и состоять из каменных “низов”, деревянных “верхов” и четырехскатной крыши. Такой дом имеет прямоугольный план. Планировка “низов” казачьего куреня очень простая и служит для хозяйственных нужд. Однако, как показало исследование, высота “низов” может варьироваться от 30-50 см (курень Шерстюковой В.М., станица Раздорская; курень Марченковой А.И., хутор Коныгин) до 125-175 см (курень Фень Ю.М., станица Раздорская; курень Ивановой Н.Ф., хутор Коныгин). “Верхи” служат для жилья. Строительным материалом на Дону выбирают белый известняк (курени Фень Ю.М., Шерстюковой В.М.) и камень - ракушечник (курени Абышкиной А.Г., Марченковой А.И.). “Верхи” рубят из бревен местного леса: дубового (курень Борисовой Л.Ф., Манагаровой Л.Д., Девятовой М.И., станица Раздорская), тополевого( все, выше названные), ольхового. Стены дома снаружи и изнутри обшиваются сосновой доской (курени Шерстюковой В.М., Фень Ю.М., Карташовой О.Д., Свешниковой Н.Ф.), которая придает всему жилищу особый аромат. Наружные стены обязательно окрашиваются. Как в старину, предпочтение отдается синему (курени Марченковой А.И., Абышкиной А.Г.), голубому (курени Шерстюковой В.М., Ивановой Н.Ф.) и красному (курень Милентьевой Е.П.) цветам. Такой курень имеет традиционно два входа. Главный вход - парадный - располагается на фасаде и украшен декорированием окон и галерей. Такое декорирование всегда осуществляется накладной и сквозной пропиленной резьбой, искусством изготовления которой сегодня владеют только единицы мастеров в станице Раздорская. Характерной особенностью внешнего украшения куреня являются нарядные двустворчатые двери, украшенные цветочным (курени Абышкиной А.Г., Фень Ю.М.) или геометрическим резным орнаментом (курень Шерстюковой В.М., Борисовой Л.Ф.) в виде виноградной лозы, листа плюща и бараньих голов. Этот расписной орнамент с незапамятных времен был призван защищать дом казака от зла: болезней, наговора, порчи. Выступающий над дверью навес - очередная особенность классического куреня (в наличии у каждого куреня). Сегодня, как и двести лет назад, казаки стараются сделать свои жилища нарядными. Внутри курень включает горницу, зал, столовую, несколько спален. Кухня по традиции строится во дворе как самостоятельное строение, в котором с весны проживают хозяева куреня.

Карнизы, угловые пилястры, оконные и дверные проемы, стойки галерей, подзорные доски, наличники, балкончики - традиционные внешние украшения донского куреня.

Исследования, проведенные в ходе этнографических экспедиций 2008-12 годов в Усть-Донецком районе, подтвердили, что возводить настоящие классические курени в наши дни могут далеко не все жители хуторов и станиц. В станице Раздорской такой курень почти сорок лет назад построил Фень Юрий Михайлович, более 80 лет назад родители Шерстюковой Валентины Михайловны построили курень, в котором она ныне проживает со своим мужем, 15 лет назад - муж Карташовой Ольги Дмитриевны- заместителя директора станичного Музея краеведения, 60 лет назад -родители Борисовой Лидии Филипповны, в хуторе Коныгин в классических куренях уже более 40 лет проживают: Абышкина Анастасия Гавриловна, Марченкова Анна Ивановна и другие восемь хозяев. Всего в Усть-Донецком района мы исследовали 37 таких куреней.

Сразу необходимо уточнить, что названные старожилы принадлежат к старинным казачьим фамилиям, издавна известных своими умениями и преуспевших в одном или нескольких народных промыслах.

СВОЕОБРАЗИЕ ТРАДИЦИЙ ВНУТРЕННЕГО УБРАНСТВА ДОНСКОГО КУРЕНЯ

Атаман Всевеликого Войска Донского - казак Николай Васильевич Федоров, участник Белой Борьбы, пребывая на чужбине, с ностальгией вспоминает кипельную белизну былого убранства всех комнат родного куреня. По его словам, эта белизна создавала у всех обитателей и гостей дома ощущение праздника, особого уюта и тепла. Сегодня мы знаем, что казаки раз в неделю белили печь, а стены куреня изнутри красили белой краской. Позднее стены куреней жители Донского края стали оклеивать самыми светлыми обоями. У донских казаков и сегодня сохраняется традиция на кипельно белые занавески и шторы, постельное белье, полотенца, скатерти и салфетки. В своей книге “От берегов Дона до берегов Гудзона” Н.В.Федоров (1994,г.Ростов-на-Дону) пишет о том, что все в его доме напоминало цветущий сад. Упоминание о цветущем саде в донском курене мы встречаем и в сборнике стихов казаков-эмигрантов - “Родине покинутой молюсь” (1994, г.Ростов-на-Дону). Поначалу нас очень заинтриговали такие сравнения, но когда мы познакомились с внутренним убранством донских куреней, все сразу стало на свои места.

ВЫШИВКА И КРУЖЕВА

В станице Раздорская проживает много мастериц, с детства постигающих науку такого убранства куреня, которое было призвано создавать в доме атмосферу торжества. Курень Шерстюковой (ул. Донская,10) полностью соответствует такому описанию. На Дону таких мастериц, как Валентина Максимовна, издавна называли “додельницами” - умелицами. Во всех комнатах ее куреня гостей встречают необыкновенной красоты нарядная вышивка и тончайшие кружева. Многочисленные кипельные белые салфетки, украшающие иконы Красного угла, ковры на стенах, мебель, станину швейной машинки и полочки серванта, полотенца, горки белоснежных подушек – действительно создают в доме неповторимое ощущение праздника. На фотографии горницы ее куреня Вы видите яркие цветы.

Как оказалось, каждая донская умелица вышивает только те цветы, которые украшают ее сад, дом и клумбы перед ним. Так Шерстюкова В.М. Марченкова А.И. вышивают анютины глазки и мальву, мастерицы Шубина А.П. и Фень Н.М. с детства отдают предпочтение красавице сирени, а Медведкова С.Н. и Абышкина А.Г.- вышивают только полевые цветы – тюльпаны и маки. Вероятно, именно эта вышивка и создает ощущение сада в самом курене, о котором писали в своих воспоминаниях казаки-эмигранты. Казаки, отправляясь на войну или учения, всегда брали с собой из дома полотенца и салфетки, в которые заворачивали хлеб, церковные книги и фотографии родных. Тепло родного дома и дорогой сердцу каждого казака сад - всегда сопровождали его и напоминали о доме.

Донецкого района Ростовской области показали, что донская вышивка имеет свои характерные черты. Во-первых, донские додельницы отдают предпочтение технике – гладь. Во-вторых, они используют не тонкие шелковые нити, не мулине, а только шерстяные нитки, которые их бабушки и мамы изготавливали сами: стригли своих овец, сучили и окрашивали пряжу. При этом до сих пор нам не известен главный секрет, почему эти яркие шерстяные нитки не линяют на белой ткани при стирке? Безусловно, своей яркостью эта вышивка действительно подчеркивает белизну льняного и хлопчатобумажного полотна, по которому выполнена. А само полотно выгодно оттеняет яркость рисунка. Какое тонкое чувство цвета нужно иметь мастерице, чтобы создать такую красоту! Сегодня в станице Раздорской только Шерстюкова В.М., а в хуторе Коныгин Абышкина А.Г. – могут сами изготовить красивую шерстяную нить для вышивки. В станице Раздорская и хуторах Пухляковский, Коныгин и Мелиховский мастерицы идут на хитрость: они покупают в магазинах яркие тканые шерстяные платки, распускают их, свивают по 4-6 нитей и ими вышивают. В старину мастерицы сами ткали и полотно для полотенец, скатертей и салфеток. Сейчас казачки полотно покупают.

Третьей особенностью традиционной донской вышивки является то, что все мастерицы вышивают цветок, а не букет и не геометрический орнамент. Поражает величина вышиваемых цветов и особая яркость их оттенков. Каждый цветок на вышивке имеет свое значение. Как рассказали мастерицы - в каждой семье был свой любимый цветок-символ родного гнезда. Особым уважением на Дону и сегодня пользуется тюльпан - лазорик, который, согласно легенде, расцвел от капли крови первого героя, спасшего Землю от разрушительного Огня, стремящегося уничтожить все живое на нашей планете. Вторым донским цветком- символом, наделенным волшебной силой, считают подсолнух. А еще на донской земле особо почитают хлебный колос. В виде хлебного колоса хозяин даже делал тын - плетень вокруг донского куреня.

Есть еще одна характерная особенность у донской вышивки - все опрошенные мастерицы отметили, что предварительно никогда не наносят рисунок на ткань, вышивают его “на глазок”, а после работы отбеливают полотно, добавляя при замачивании в воду немного золы от сожженного камыша.

Помимо вышивки каждую салфетку, скатерть и полотенце украшает тончайшее кружево.

Кружево - второе традиционное украшение донского куреня. Именно кружева украшают занавески, шторы и постельное белье. Исстари все донские кружева не просто составляли внутреннее убранство куреня, они воспевали донскую цветущую степь, поле и сад. Исследования показали, что у каждой казачки есть свои любимые ажурные рисунки. На Дону уже к концу 18 столетия сложились свои традиционные ажурные отделки. Одни - для носовых платков и салфеток под вазочки, другие - только для завесок (фартуков), полотенец и постельного белья, третьи - для штор и занавесок на окна. В доме у казачки Марченковой А.И. удивительной красоты кружевной абажур ручной работы.

Особой популярностью на Дону пользуется вязаная тесьма. Белой тесьмой по традиции украшают створки и полочки сервантов и посудных горок, а цветной - верхнюю часть обоев. В донском курене такая тесьма и сегодня выполняет функцию своеобразного кружевного фриза или багета.

СКАТЕРТИ И САЛФЕТКИ

У донских казачек скатерти и салфетки, как и подарочные носовые платочки, были двух видов: из куска холста, обвязанного по краям кружевом и полностью кружевных. Если скатерть или салфетка создавались по первому

варианту, то подбирали тонкую и красивую ткань, чаще всего белую, льняную. Реже выбирали ткань цветную: в клеточку или яркий мелкий рисунок. При втором варианте казачки выбирали нитки - тонкие белые или яркие цветные. Из них рукодельницы создавали уникальные шедевры: от тончайшей паутинки до затейливых цветочных рисунков. Именно такие скатерти украшают сегодня столы в Доме-музее писателя Анатолия Калинина и в зале Краеведческого музея станицы Раздорская. При первом варианте казачки -“додельницы” очень тщательно подбирают рисунок для вышивки с целью украшения такой салфетки или скатерти. Эта вышивка делается по центру в виде своеобразного венка из цветов или по периметру края изделия, который затем обвязывается ажурным рисунком, как правило, из белых ниток. Такие изделия ныне украшают курени уже названных мастериц.

Говоря о салфетках, необходимо отметить их отличительную особенность. На Дону салфетками украшают не только полочки этажерок, сервантов и трюмо. Донские хозяюшки салфетками украшают мебель: спинки диванов, стульев, кресел. Во многих куренях сегодня, как и в старину, помимо мебели такими красивыми салфетками украшают стены с обоями, подоконники и даже ковры. На фотографиях мы видим такие салфетки.

Мастерицы изготовляют салфетки очень разной формы: круглые, квадратные, в виде ромба, вытянутого прямоугольника.

У каждой салфетки на донской земле есть свое предназначение. Специальные салфетки в виде ромба используют для “сапеток” - плетеных вазочек под хлеб, конфеты, фрукты. Донской казак Н.В.Альникин вспоминает о родном доме в своих поэтических строчках: “… цветы любимых, что из сада, мы на салфетках видеть рады, они нам снятся за границей, наш сон о доме вечность снится”.

ПОЛОТЕНЦА

Начиная исследование, мы даже не знали, что на донской земле нет просто полотенец. Активное изучение документов, экспонатов краеведческих музеев станиц Раздорская и Старочеркасская и общение с местными жителями подарили нам ценнейшую информацию.

Оказывается, все донские полотенца подразделяются на: украшения (интерьерные), праздничные (атрибуты и символы) и бытовые (обычные).

Полотенца, служащие украшением донского куреня, подразделяются на: светочные (украшение ламп и свечей); зеркальные (служат украшением простых настенных зеркал, зеркал сервантов и трюмо, предохраняя отражение хозяев и гостей дома от всяческих бед и болезней); настенные (служат украшением стен и простенков между окон внутри хат и куреней; чаще всего, их на Дону называют “гвоздевыми” за то, что центральную часть полотенца петелькой крепят к гвоздику в стене, а концы растягивают в разные стороны, давая полотнищу чуть провиснуть); иконные (служат украшением икон); портретные и картинные (служат украшением семейных портретов, картин

и обычных понравившихся журнальных иллюстраций, которыми местные жители и сегодня очень любят украшать стены домов). Исследования показали, что иконные полотенца вышиты, как правило, красными цветами. Из рассказа мастерицы Шерстюковой В.М. мы узнали, что на портретных полотенцах вышивают любимые цветы тех, чьи портреты обрамляют.

Праздничные полотенца в себя включают: свадебные полотенца- рушники; венчальные; крестильные; Рождественские и Пасхальные. Данные названия сами говорят об их назначении. Казачка Медведкова С.Н. рассказала, что молодым во время венчания повязывают руки специальным рушников, на котором вышиты полевые цветы, символ защиты брака силами Природы.

Бытовые полотенца чаще всего на Дону называют утирками. Ими хозяюшки вытирают лицо и руки, посуду и зеркала.

Музейные образцы и полотенца из личных коллекций жителей хуторов и станиц показывают, что они, в зависимости от назначения, изготавливались разной длины и ширины, имели соответственно разную отделку и украшения. Так настенные полотенца всегда намного длиннее прочих, так как по традиции их длинные стороны должны были украшать стены. Фотографии полотенец помогают увидеть, что помимо яркой вышивки, казачки – умелицы украшали их широкими и узкими полосками кружевных вставок, обвязывали их с узких сторон или украшали кистями, свитыми из дорогих шелковых нитей.

КОВРЫ И КОВРИКИ

Донской край, вероятно, единственный в России, где мастерицы вручную создавали настенные ковры. Такие ковры донские умелицы вышивали яркими шерстяными нитками по домотканому полотну, вручную, крестиком. Знаменитые донские ковры, чаще всего известные как “раздорские”, подразделяются на: гостевые (горницкие), подарочные и венчальные. Гостевыми коврами украшались залы и горницы, где вся семья собиралась вместе. У такого ковра всегда сажали дорогих и почетных гостей. Гостевые ковры имели темную основу - черную, вишневую, синюю. Подарочные, чаще всего, имели праздничную ярко-красную или малиновую основу. Венчальные всегда имели белую основу и вышивались яркими нитками нежных оттенков. Настенные ковры поражали своими размерами - всегда были почти во всю стену куреня. Учитывая, что все курени строились примерно одинаковых размеров, мастерицам легко было угадать с размерами ковра. На фотографии вы можете увидеть гостевой ковер мастерицы станицы Раздорская- Шерстюковой Валентины Максимовны, который и сегодня украшает ее курень. Однако, участникам экспедиции не удалось воочию увидеть целый подарочный ковер. В семье Фень Юрия Михайловича сохранился только его фрагмент, используемый в качестве коврика для ног перед дверью куреня. О свадебных коврах слышали многие мастерицы станицы, три из них видели, как их изготовляют, но ни одна из них ни разу не вышивала такого и не получала в подарок.

Коврики в хуторах и станицах производят разные. Популярными по прежнему остаются тканые коврики, ручной работы. Они всегда в полоску из нитей ярких цветов всевозможных оттенков. Такие коврики украшают мебель (диваны, кресла) и полы в куренях.

Другой вид ковриков, популярных на донской земле - крючковые. Свое название они получили за способ изготовления - связаны крючком. Но и такие коврики бывают разными. Одни из них вывязываются из пряжи или ниток. Другие вывязываются из узких полос цветной ткани. И в первом, и во втором случае коврики получаются яркие, в полоску. Форма у них тоже бывает разная – круглая или прямоугольная.

Исследование показало, что на Дону имеет место и третий вид ковриков – матерчатые. Технология их изготовления такая - на квадратную или прямоугольную ткань специально нашивают один за другим, с узкой стороны полоски, прямоугольные кусочки ткани, разного цвета.

Назначение таких ковриков различное. Имея шероховатую поверхность, они не дают скатываться положенным на них скалкам и прочим принадлежностям хозяйки куреня. Такие тканые и вязаные коврики украшают крышки, порой даже покатые, сундуков, столов. Другие – утепляют пол у диванов, кроватей и кресел. Их стелют в тех местах, где хозяева снимают обувь, ложась в постель. Такие коврики лежат перед входом в летнюю кухню и в ней самой, если пол глинобитный; перед прочими постройками усадьбы. Круглые коврики, вязанные из теплой пряжи, и сегодня кладут в комнате на сиденье деревянных стульев, скамейки в кухне. Хорошие хозяйки, видя какое место в курене облюбовал кот, кладут ему такой коврик, чтобы диван или кресло оставались чистыми от кошачьей шерсти.

ПОСТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЕ

Постельное белье - один из элементов традиционного убранства донского куреня. Как свидетельствуют источники по этнологии Донского края, первые двенадцать комплектов постельного белья по традиции готовит невеста со своими подружками заранее, и они почетно вместе с подушками переносятся в дом жениха накануне свадьбы. Исследование убранства спален куреней Усть-Донецкого района показало, что постельное белье: наволочки, покрывало, пододеяльник, простынь - украшается двумя способами - вышивкой и кружевами. У многих казачек существуют свои правила украшения постельного белья. Опрос казачек показал, что полотно для постельного белья когда-то казачки ткали сами, сегодня его покупают. Анализ опросных листов дал информацию о том, что на Дону существует и вторая традиция – полотно для постельного белья станичницы и хуторянки выбирают только белое, и кружева к нему вяжут тоже только белые.

Покрывало чаще всего украшают одновременно и вышивкой, и кружевом, в то время, как простынь – только кружевом, которое на Дону называют - подзор. Наволочки большинства казачек станицы Раздорская и хутора Пухляковский вышиты яркими цветами, а вот в станице Старочеркасской - украшены широким кружевом. Для украшения наволочек мастерицы станицы подбирают шерстяную нить ярких оттенков, которыми вышивают любимые цветы членов семьи. Додельницы станицы Старочеркасская кружева вяжут из тонких хлопчатобумажных нитей. Рисунок кружева каждая мастерица выбирает свой.

Одни любят мелкую паутинку, другие - крупный ажур из цветочных фрагментов, соединенных в районе лепестков.

Донскую постель всегда украшает горка вышитых подушек разного размера. На наволочках рисунок не повторяется. Такая горка из 4-5

подушек никогда не накрывается кружевной накидкой. Накрывается только одна, стоящая на постели подушка.

Мастерица Абышкина А.Г. рассказала, что издревле на Дону существовала еще одна интересная особенность убранства - постель хозяев куреня с 2х или 3х сторон (в зависимости от места расположения) закрывалась кружевным пологом, спускающимся с потолка до пола.

Общение с умелицами указанных станиц и хуторов показало, что каждая хозяйка всегда гордиться своей спальней и постельным бельем собственного производства, к его изготовлению подходит особо: вышивает или вяжет под песню, хорошее настроение, с радостью, чтобы сон любимых был сладким и спокойным. Надо отметить, что на Дону в старину существовала еще одна интересная традиция, предоставляющая право спать в постели только женатым мужчинам.

ПЛЕТЕНЫЕ УКРАШЕНИЯ КУРЕНЯ

Донской курень исстари славится плетеными украшениями. Материал для плетения каждый мастер выбирает свой: камыш, лозу, бересту, соломку. Опрос жителей показал, что станичники любят вешать на стены фотографии родных в плетеных из лозы рамочках. Многочисленные документы и письма свидетельствуют, что на Дону всегда высоко ценились различные плетеные шкатулки и коробочки для писем и ценных бумаг, наград и украшений. Изящные шкатулки тонкого ажурного плетения ставили на красивые кружевные салфетки, и в курене им отводились самые почетные места.

Когда казаки уходили на войну и учения, они брали с собой специальные большие короба с хлебом. Эти короба плелись из бересты, а изнутри обшивались бархатом. Хлеб в таких коробах неделями не черствел и не плесневел. Короба назывались “бурсаками” по названию казачьего хлеба.

Особо на донской земле всегда ценились плетеные декоративные вазочки. Эти вазочки плелись в виде диковинных птиц и животных. Мастера плели и специальные ажурные вазочки для букетов из засушенных полевых цветов, и для цветов, вязанных крючком- они украшают подоконники.

Большой популярностью в Усть-Донецком районе пользуются плетенки. На Дону их называют “сапетки” и используют под ягоды и фрукты, конфеты и вязание. Когда-то по вечерам вся семья плела такие сапетки. Сапетки из соломки имеют более сложные переплетения. Для красоты изделия мастера гладят соломку тяжелыми горячими утюгами, чтобы получить различные цветовые оттенки: от лимонного до кирпичного.

В каждом станичном доме сапетки всегда востребованы. В больших сапетках, похожих на корзины, круглый год жители хранят овощи и фрукты. В таких огромных сапетках хранят рыболовецкие снасти и раколовки. В них хозяюшки хранят сулеи с маслом и банки с заготовками на зиму. Постиранное белье, именно из такой сапетки хозяюшки вешают на веревку. В 19 веке на Дон пришла мода оплетать бутыли с вином золотой соломкой, делать красивые плетеные подстаканники, чтобы не обжигать пальцы во время чаепития.

Казаки всегда любили плетеную мебель: этажерки, столики, стулья, кресла-качалки, подставки под журналы и газеты; очень популярны плафоны и абажуры. Опрос жителей показал, что когда-то были модными плетеные чемоданы, шляпки и даже игрушки, и у мастеров на их заказы не было отбоя.

В наши дни мастеров по плетению на Донской земле очень мало. Во время экспедиции мы познакомились с Фень Юрием Михайловичем (станица Раздорская, уд Донская 10),мастером в третьем поколении. В станице Раздорская он – единственный профессионал. Искусный специалист, он охотно дает мастер-классы по лозоплетению для школьников и желающих. Фень Ю.М. владеет несколькими забытыми приемами плетения (сочетает послойное плетение с ажурным), традиционными технологиями, имеет маленький музей своих изделий, принимает заказы на уникальные по сложности образцы. Сегодня мастер передает секреты своего мастерства дочери и внуку.

ТРАДИЦИОННАЯ ДОНСКАЯ ПОДУШКА

Накануне свадьбы невеста приглашала в дом своих подруг. В гости приходили друзья жениха и разыгрывали веселую сценку, что тщательно осматривают и проверяют приданое невесты. Сидя на подушках, они лакомились предлагаемым угощением. Подруги невесты угощали друзей жениха легким вином и всевозможными лакомствами. Эта традиция на Дону переросла в праздник под названием - “подушки”. Этот праздник предполагал торжественное шествие гостей невесты в дом жениха, перенос подушек в дом жениха после того, как друзья опробуют их на мягкость, похвалят невесту с подружками за их золотые ручки. В наши дни такой праздник – большая редкость. Опрос станичниц показал, что в Раздорах этот праздник сегодня носит веселый характер. Впереди процессии идет подруга невесты и несет особую подушку, которую в станице называют “надька”. Эта “надька”, как ее описывают старожилы, всегда была средней величины, нарядная, обильно украшенная красивой отделкой - лентами, цветами, яркой тесьмой, даже аппликацией. Когда-то именно эта подушечка была символом будущей счастливой жизни молодых супругов.

Сегодня такая подушка чаще всего очень похожа на симпатичную, но хитрую кошечку, колючую золотую рыбку, задорную и своенравную козочку или верную собачку. Эта веселая подушечка сегодня отражает скрытые черты характера невесты, дает всем понять ее стремление цепкими коготками удержать свое счастье, большими глазками следить за своим любимым, где бы и с кем он ни был.

У всех таких подушек есть общие черты: из яркой однотонной ткани, большие и мягкие голова и животик, чтобы было удобно спать, очень коротенькие и маленькие лапки, украшенные аппликацией из яркой пестрой цветной ткани; большие глазки, носик; стилизованные коготки. Все стыки разных тканей украшены яркой тесьмой. Все подушечки имеют нарядный вид. Из опроса станичниц мы узнали, что эта подушечка помогает разрешать сложные семейные ситуации и часто участвует в примирении после семейных ссор.

Помимо “надек” Донской край славится гостевыми подушками. Такие подушки разложены по всему дому. Хозяйка раскладывала их для гостей вдоль спинки дивана на закрытом балконе – галдарее - перед сенями. И они получили название - “галдарейные”. Такие подушки служили для отдыха в летнее жаркое время. Станичницы рассказывают, что галдарейные подушки делают из плотного цветного материала, небольшого размера, плосковатые, чтобы и под ноги положить, и под спину.

Другие гостевые подушки специально раскладывались в горнице (или зале). Отсюда и их название - “горницкие”. В отличие от предыдущих, эти подушки делаются исключительно из белого полотна, с нарядной яркой вышивкой. Горницкие подушки делают больших размеров, они хорошо набиты пухом. Хозяйки складывают их горками - от маленькой, сверху, до большой, снизу. На такой подушке можно восседать за столом, сладко “кимарить”, подложив с обеих сторон под бока.

Самыми маленькими и красивыми на Дону являются подушки-“думки”. Такие подушечки украшают казачьи спальни. Их редко предоставляют для отдыха обычным гостям. На донской земле “ любят думку думать”, положив такую подушку на ладошку под ушко, щечку.

В каждой станице и каждом хуторе есть свои традиции изготовления подушек. Раздорские мастерицы украшают такие подушки вышивкой; мелиховские и коныгинские мастерицы предпочитают кружева, а умелицы станицы Старочеркасской украшают яркими оборками из лент и кружев. Пухляковские мастерицы украшают думки аппликацией.

Из многих известных мастериц – додельниц хочется назвать Шерстюкову В.М., Медведкову С.Н., Шубину А.П., Абышкину А.Г., Марченкову А.И. и Антонову Э.В.

ТРАДИЦИОННАЯ ДОНСКАЯ КУКЛА

На протяжении многих лет, опрашивая жителей, ребята фиксировали наличие в куренях различных куколок: от маленьких- ангелов возле образов до больших - тряпичных куколок, похожих на казаков и казачек, на сервантах и диванах в куренях хуторов и станиц.

Проведенные исследования показали, что местная Усть-Донецкая кукла в условиях традиций, существующих на Дону, очень многообразная и многофункциональная. Все куколки можно классифицировать на : обрядовые (свадебные, урожайные и другие), праздничные (ангелы, нитяночки и другие) и бытовые.

Оказалось, издавна казаки изготовляли маленькие обрядовые куколки из соломки. Такую куколку мама дочери-невесты крепила под навес крыши дома жениха со специальными словами: “Повернись к дочери с добром, а отвернись - со злом”, чтобы ее дочери в доме мужа жилось счастливо и спокойно. Жители Раздорской свидетельствуют о том, что ежегодно перед Рождественскими колядовками (посеваниями) и Масленицей станичники крепят такие куколки с внутренней стороны забора, чтобы колядовщики не принесли в дом беды и зла.

На праздник любви и верности в честь святых Петра и Февронии в станице Раздорская изготовляют обрядовые куколки из нитей. И куколки из соломки, и куколки из нити – “нитяночки” изготавливают по одной схеме. На Донской земле существуют свои традиции изготовления таких символических куколок.

Как свидетельствуют опросные листы, у многих жительниц Усть-Донецкого района, перешагнувших 80-летний порог, в детстве были для игры особые куколки - “платушки”. Оказывается, поляница, особым образом закрученная, очень похожа на младенца. Такую куколку своим дочерям мамы делали из обычного головного платка.

Особо популярными игровыми куклами 19-20 вв. на Дону являются куклы - “закрутки”. Их изготовление ребятам-исследователям показали местные жители станицы. Делаются такие куколки из кусочка ткани квадратной формы. Складывают два противоположных угла, в середину кладут кусочек белой марли или бумаги, в виде головы, затягивают нитью, делают шею. Пару сложенных вдвое журнальных листов, скручивают трубочкой, вставляют под голову, обвязывают снова нитью, делая талию. Вот наша куколка уже в белой блузе. Как и две предыдущие куколки, закрутка имеет волосы из нитей, заплетенные в косу. Два крайних конца белой ткани связывают с конца нитью, получаются ладошки. Куколка-“ангел”, которую по традиции сами изготовляют и дарят друг другу станичницы и хуторянки под Рождество, делается, как и куколка-закрутка.

Очень популярна на Донской земле еще одна игровая куколка из трех косичек. Мастер-класс по ее изготовлению дал нам Фень Ю.М.

Первоначально из соломки плетут три косички разной длины. Две из них крепятся посередине. Самая длинная - ножки куколки, чуть короче - ручки. Третью косичку пришивают к круглому матерчатому личику. Глазки такой куколки - обыкновенные маленькие пуговки, носик сделан из кружочка ткани с ваткой внутри, красный бумажный ротик просто приклеивается на личико. Одеяние такой куколки различное: сарафан с блузой; донской традиционный костюм – “ парочка”, платьице.

Наибольший интерес для исследователей представляет донская бытовая кукла. В Усть-Донецком районе мы встречаем бытовые куколки трех видов : кукла -“крупеничка”; кукла -“теплушка”;кукла -“хозяюшка”.

Куклы – “крупенички” раньше были главной особенностью каждой кухни станиц и хуторов Усть-Донецкого района Ростовской области. Как показал опрос, на Дону все хозяйки хранили крупу в специальных двойных мешочках, внутренний - льняной, предохранял от жучков. Такие мешочки очень похожи на куколок, потому что шились из ярких кусочков ткани, имитирующих наряд хозяйки; имели три перетяжки из яркой тесьмы: по линии шеи, талии и темечка, которые стягивали после того, как отсыпалась крупа для варки. Лицо никогда не вышивали. На вопрос: “Почему?” нам не ответили. Каждая хозяйка хорошо знала, в какой куколке какая крупа у нее хранится. Каши на Дону уважали. Были времена, когда кашу считали особым кушанием, дающим силу. Куклу - “крупеничку” сфотографировать нам не дали, и мы сшили ее по памяти. Сегодня донские хозяюшки предпочитают хранить крупу в импортных металлических баночках или специальных пластиковых коробочках, в которых крупа “задыхается” и теряет свой аромат.

Второй вид куколок- куколки-“теплушки”. Семейство таких куколок - главное украшение каждой донской кухни. Свое название куколки получили благодаря своему назначению: они согревали чайники с заваркой, удерживали тепло куличей в большом казане, тепло каши в чугунке. Такие куколки были разных размеров, но все были яркими, нарядными и обязательно имели большой слой утеплителя в нижнем слое юбки. У таких куколок мастерицы обязательно вышивают симпатичные лица. В каждом доме таких куколок несколько. Многие хозяюшки специально изготовляли такие в подарок друг другу, своим родным и близким. Мы проследили характерные черты, присущие всем куколкам- “теплушкам”, не зависимо от этноса: наличие юбки и блузки в наряде куколки, наличие кос или прически с косой, в виде задорной петельки, и фартука - неотъемлемой части наряда женщины на Дону.

Третий вид бытовых куколок - куклы-“хозяюшки”. Эти куколки были предназначены беречь порядок и тепло родного дома. Ими никогда и никому

не давали играть. Такие куколки украшали казачьи горки и серванты, диваны и сундуки. В каждом донском доме у такой куколки было свое постоянное место. Все куклы - “хозяюшки” были одеты, как их хозяйка. Когда-то мама шила своей дочери, выходящей замуж, такую помощницу. Сейчас хозяюшки

сами шьют себе такую помощницу. Шьют ее из старых вещей, которые по донской традиции никогда не выбрасывают. Все черты лица “хозяюшки” вышивают гладью, отличительная особенность - румянец. С каждым годом на Дону таких мастериц становится все меньше и меньше. Помимо мастериц Шерстюковой В.М. и Абышкиной А.Г., вековые традиции продолжает ростовчанка Антонова Элла Викторовна, наследница лучших донских традиций. Она активно встречается с молодежью, проводит мастер-классы для школьников, приглашает гостей в свой Музей. Однако, учитывая возраст мастериц, надо спешно изучать их мастерство, овладевать им, чтобы сохранить и возродить на Дону лучшие традиции.

ТРАДИЦИОННАЯ ДОНСКАЯ ПОСУДА И ПИЩА

Красивую расписную деревянную и керамическую посуду на Дон привозили торговые казаки из России и Украины. Однако, и сами казаки из коры, бересты и дуба научились вырезать вручную, с помощью ножа и стамески посуду. И на токарном станке станичники и хуторяне из заготовок-баклуш мастерски делали красивую посуду. Малороссы из Харькова научили дончан из природной глины изготовлять гончарную посуду. Пища в такой посуде сохраняет свежесть и имеет особый вкус.

Первая металлическая посуда появилась на Дону благодаря военным походам. Огромное количество медной и латунной посуды привозили из Азербайджана и Дагестана, Турции и Ирана. Татары завезли на Дон чайники-кастрюли. Такая посуда имела посередине перегородку, топилась, как наш самовар, шишками, мелкими веточками и стружками. Готовить в такой посуде можно было два блюда одновременно: кашу и чай, или уху и кашу. Такая посуда стала для казаков настоящей находкой, особенно в военных условиях.

Горнецами на Дону называют глиняные печные горшки. В них готовили кашник - кушанье из круто сваренной крупы, ушное - жаркое из гуся или индейки, ур - кашу из пшена. В праздничные дни в них варили рис- принч и шулюн - наваристый бульон. Особой популярностью на Дону пользовалась и пользуется ныне - тройная уха – щерба, которая варится в несколько приемов из разных видов рыбы с добавлением картофеля и обжаренных в томате овощей со всевозможными специями.

Вторым видом керамической посуды на Дону являются кувшины. В отличие от кувшинов других стран и регионов. Донские покрыты поливой - зеленой или синей глазурью из свинцовой слюды и оловянного пепла. Такие кувшины когда-то украшали все казачьи посудные горки, а ныне их можно увидеть только в краеведческих музеях. В таких кувшинах казачка подавала на стол молоко, взвар. Особой популярностью на Дону пользуются, как и когда-то: квас из терна; квас хлебный; напитки из капустного рассола с черным и красным перцем; многочисленные напитки из трав; морсы; смоквы из винограда и традиционный нардек- напиток из арбузного сока, вареного с медом.

Чинак - нарядная глиняная миска, богато украшенная росписью изнутри и цветной поливой снаружи – популярная и красочная для Донского края посуда, служащая украшением стола - очень редкий вид посуды для наших современников. Когда-то именно в чинаках на стол ставили: круглики (пирожки), шурубарки (вареники), жареную птицу и рыбу, соленья (арбузы, капусту), праздничную рождественскую кашу с фруктами, орехами и медом. Историки предполагают, что эта посуда татарского происхождения.

Макитра - нарядный глиняный горнец (горшок), богато расписанный снаружи. В него перекладывали, перед подачей на стол, первые и вторые блюда. В дни Масленицы на столе в закрытой макитре стояли праздничные пирожки с изюмом, творогом и цукатами.

Ручник - третий вид редкой глиняной посуды - прадедушка современной чашки. Он покрывался поливой, имел красивую форму. Вероятно, первоначально использовался для лапшевика (лапши, вареной в молоке) или сюзьмы (заквашенное молоко). Второе рождение ручник получил в 19 веке: для бульона, соуса и пр.

Из деревянной посуды наиболее популярным является бурсак. Это - старинная красивая расписная деревянная посуда из бересты, служащая для хранения походного хлеба, изнутри обшита бархатом, имеет крышку. Такой красавец можно увидеть в Ростовском Областном Музее Краеведения. Из документов мы знаем, что казачки в таких бурсаках в годы русско-японской войны возили мужчинам на фронт семечки подсолнечника.

Чалба – деревянная ложка, поварежка.

Корчиками на Дону называются многочисленные черпаки и ковшики. Их известно много видов: грудка (служил для размешивания пищи в казане, выборке масла из бальсана); утица (ковш для питья воды из бадьи, ведра и казана) и др.

Донская металлическая посуда очень разнообразна. Казан - традиционная посуда для праздников и торжеств. Чаще всего на Дон привозились из Персии (Ирана), Турции, Дагестана (по заказу), изготовлялась из серебра и красной меди. Обязательной чертой является чеканка с чернением или без. В такой посуде в старину на стол ставили сбитень (напиток из трав с медом, пряностями и родниковой водой); взвар (компот из сухофруктов); хмельные напитки, иногда каши и вторые блюда.

Популярностью на Дону пользовалась медная посуда: самовары и кофейники, которые чаще всего называли – “кофники”, многочисленные ступки с байдиками (пестиками) для кофе и сахара. Вторые в большом количестве казаки привозили с русско-турецких войн. Самовары прочно вошли в быт дончан. Медные красавцы украшали стол состоятельных станичников и хуторян. Медная посуда (красная и желтая) высоко ценилась и стоила дорого. Многие самовары украшались чеканкой и резьбой, делались по специальному заказу и имели инициалы своего хозяина. Украшались узором в виде раковин, цветов, изображений птиц и животных.

Полюбили станичники чайники, хотя чай на Дону пили редко, больше предпочитали кофе. Чаше всего покупали чайники с перегородками. В таких можно было сразу заваривать и ягодный и лечебный травяной чаи. Особо любят на Дону заваривать девясил, царские очи, воловий хвост, соцветия липы и калину. Такой чайник топили шишками и углями. Он был незаменим в казачьем быту и в походе.

Водак – один из самых редких медных сосудов для воды. Такие ставили на полевых станах, в гимназиях и т.д. Такой сосуд можно было поставить на треногу и нагреть в нем воду для чая, сварить в нем компот. На праздник в нем могли налить раку (водку).

Среди металлической посуды у хозяйки пользовались популярностью сковородки, каждая из них на донской земле имела свое название. Дунлик - маленькая сковородка для жарки блинов (часто имела углубления для одновременной жарки сразу двух блинов). Чаплик – легкая сковородка для жарки овощей и грибов. Чагун – самая большая и тяжелая сковородка для жарки мяса, рыбы, большой порции овощей. В отличие от двух предыдущих, чагун не имел ручки.

Много на Дону интересной посуды, всем известной своими названиями.

Глиняная кубышка прославилась как народная денежная кладовушка благодаря своему узкому горлышку. Всем известно выражение - “Хранить деньги в кубышке”. Чтобы деньги из кубышки достать, чаще всего приходится ее разбивать.

Зализка - так на донской земле называют нож. Вероятно, название идет от украинского слова - “жализка”, т.е. - железка.

Украинские корни и у донской вилки – требы. Потребность в этом инструменте появилась на Дону давно, казаки всегда стремились слыть культурными и образованными. Откуда на Дон пришла вилка? Вероятно, из Турции, куда она была привезена после крестовых походов из стран Ближнего Востока.

ЛИТЕРАТУРА

1.Альникин Н.В.Родине покинутой молюсь. Ростов-на-Дону,1994.

2.Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники Донского края в ХVП-ХХ вв. Ростов-на-Дону, 2003.

3.Ильюков Л.С.Очерки древней истории Донского края. Ростов-на-Дону, АРО-Пресс, 2004.

4.Королев В.Н.Донское казачество.Ростов-на-Дону,1992.

5.Краснов П.Н.Картины Былого Тихого Дона.,ч.1 и 2,Ростов-на-Дону,1990.

6.Лазарев А.Г.,Лазарев А.А.Архитектура и градостроительство Юга России. Ростов-на-Дону,2001.

7.Мининков Н.А.Донское казачество.Ростов-на-Дону,1995.

8.Небратенко Г.Г.Обычаи вольного казачества.Ростов-на-Дону, 2010.

9.Пьявченко Е.В.Архитектура и градостроительство Подонья. Ростов-на-Дону,1993.

10.Савельев Е.П.История казачества.Историческое исследование.Ростов-на-Дону,1990.

11.Скорик А.П.Казачий Дон очерки истории.ч.1и2,Ростов-на-Дону,1995.

12.Федоров Н.В.От берегов Дона до берегов Гудзона.Ростов-на-Дону, Литера Д,1994.

13.Филиппов К.С.Домоводство на Дону:дом,кухня,костюм.Ростов-на-Дону, 2010.