Рейтинг@Mail.ru

Правописание безударных гласных в корне слова

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, веера.

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме “Правописание слов с безударными гласными в корне”.

Предметные задачи урока:

- развивать умение проверять слова с безударными гласными звуками в корне;

- сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах;

-отрабатывать последовательность действий при обозначении гласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения,

- доказывать, сравнивать, делать выводы;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- формирование умения работать в коллективе.

Планируемые результаты

Дети учатся:

понимать и принимать учебную задачу;

- проверять безударные гласные в корне слова разными способами;

- сопоставлять произношение и написание слов;

- подбирать проверочное слово;

- находить примеры слов на изученную орфограмму;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Умения, характеризующие эти результаты:

принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

- владеть разными способами проверки безударных гласных в корне слова;

Ход урока

На перемене дети выбирают смайлики по познавательной деятельности: зеленый – для тех, кто любит выполнять звукобуквенный анализ, желтый – любит подбирать однокоренные слова, красный – любит составлять предложения. На уроке дети рассаживаются по группам согласно выбранной познавательной деятельности.

Учитель выступает в роли ведущего, жюри, эксперта.

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они пришли посмотреть какие вы умнички и молодцы. Прошу всех повернуться лицом к гостям. Улыбнитесь, протяните руки вперед, ладошками вверх, навстречу гостям. Пошлите всем лучики добра, тепла, солнца и радости. Так человек творит в себе Солнце.

- А теперь давайте поприветствуем наши команды. Команда “Зеленых” Зеленый цвет - цвет природы, цвет жизни, весны.   Ваша уверенность в себе, в своих знаниях и удача помогут вам сегодня на уроке. Команда “Желтых”. Желтый цвет – цвет солнца, тепла, цвет осени. Общительность, любознательность, смелость помогут вам сегодня с достоинством пройти все испытания. Команда “Красных” Красный цвет символизирует радость, красоту, любовь. Ваш волевой характер, ваша энергия приведут вас к успеху.

- Сегодня у нас интеллектуальная игра.

- Как вы понимаете это словосочетание интеллектуальная игра? (Показать, проверить свои знания умения по русскому языку)

- Можете ли вы определить название игры? “ГРМТЙ”

- Почему? (В слове нет гласных букв.)

- Чтобы узнать, какие гласные звуки необходимы, вы должны отгадать загадки.

Минутка чистописания.

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша?
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит! (А)

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла -
Покатиться бы могла. (О)
(нижнее соединение)

В сарае лесенка стояла,
А потом она упала.
Было пять реечек, сломались две,
И мы узнали букву ... (Е)

- Вставьте перечисленные буквы в слово. Как же называется наша игра? (“Грамотей”)

- А теперь самостоятельно запишите разные сочетания этих букв, но так, чтобы они не повторялись. (аое, аео, оае, оеа, еао, еоа)

II. Актуализация учебной деятельности.

1.Словарная работа.

- Голубь принес нам зашифрованную записку. Расшифровать слово не сложно: для этого нужно зачеркнуть все повторяющие буквы и соединить оставшиеся.

стул повар путь

- Что получилось? (Словарь)

- Объясните, как вы понимаете, что такое словарь? Какие бывают словари? (Толковый словарь С. И. Оожегова, можем посмотреть значение слова; орфографические словарь

- В этих предложениях спрятались словарные слова. Найдите их.

Отвар бузины. Егор охранник.

Пес Яго дал лапу. Коза воду пьет.

Банка пуста.

- Что у вас получилось?

(Арбуз, горох, ягода, завод, капуста)

- Какое слово лишнее ? (Завод – не растение, ягода – ударение на первый слог)

2. Самостоятельная работа с поверкой по эталону.

- А сейчас проверим, как вы умеете писать словарные слова. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

Квартира, вокзал, дельфин, привет, язык.

- Какое слово может быть лишнее? (Дельфин – кто?, 7б, 6 зв., язык – не переносится, 4 б., 5 зв., квартира – 3 слога.)

- Что объединяет эти слова? ( Орфограмма -непроверяемый безударный гласный.)

- Итак, разминка окончена, и мы начинаем игру.

III. Постановка учебной проблемы, определение темы и цели урока.

1-й этап игры - “Путаница”

- Догадайтесь, какие слова “спрятались”?

Варат, арос, члепа, седыл, имза, ячим. (Трава, роса, пчела, следы, зима, мячи.)

- Запишите, поставьте ударение, подчеркните опасное место.

- Что объединяет эти слова? ( Орфограмма - проверяемый безударный гласный.)

- Какие безударные гласные буквы требуют проверки? А О Е И Я

- Какова тема нашего урока?

(“Безударные гласные в корне слова”)

- А какова цель нашей игры, нашего урока?

(Учиться писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова)

- А еще вы должны будете показать знания о частях речи, однокоренных словах, составе слова, фразеологизмах, вспомнить правила написания предложений.

III. Выявление места причин затруднения.

- А теперь два моих помощника покажут вам небольшую сценку, которая называется “То “спишите”, то не спешите”

Автор: Учительница написала на доске слова и сказала ребятам:

Учитель: Спишите их, только не спешите.

Автор: Все пишут, а Саша - нет.

Учитель: Почему ты не работаешь, Саша?

Саша: Я не знаю, что делать. То вы говорите – “спишите”, то – “не спишите”.

- Как вы думаете, почему растерялся Саша?

(Он не понял смысл слов. Спишите – то есть надо писать, а не спешите – не торопитесь.)

- А какие безударные гласные надо написать: одинаковые или нет?

Сп-шите (пишет), не сп-шите ( спешка)

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

- Как проверить безударную гласную в корне слова?(Правило)

2-й этап “Рассуждалки” “Заселение жильцов”

- Перед вами трехэтажный дом. Первой команде - “Зеленые” нужно заселить на первый этаж слова с безударной гласной буквой а; записать в тетрадь эти слова, а рядом проверочные; второй команде - “Желтые” выбрать слова с безударной гласной буквой о. Третьей команде - “Красные” выбрать слова с безударной гласной буквой е.

1к. Скала, глаза, страна, садовник, грачи.

2к. Моря, волна, слоны, ночные, дворы.

3к. Река, цветы, бежали, снега, лентяй.

3-й этап “Обгонялки”.

Каждая команда получает текст. Клавиатура поломалась и пропускает буквы. В тексте вставить пропущенные буквы и подчеркнуть все изученные орфограммы.

Недалеко от Чепуховска была мален...кая рощ... . В ней жили с...ва, скв...рец, к...за, за...ц и другие зв...рята. По утрам они сп...шили в школу к л...се.

В стр...не Игралии есть д...рев...я. На них растут м...довые пир...ги, м..л...ко в пакетах, в...здушные кр...ндельки и б...л...шие конфеты.

У книг св...я ж...знь. Они тоже с г...дами могут б...леть, если их не сод...ржать в ч...стоте, т...пле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.

V. Первичное закрепление.

4-й этап. “Думай-ка”. “Третий лишний”

а) Бросать, кидать, прыгать.

- Что общего у этих слов?

- Какое слово лишнее? Почему? (Бросать, кидать – общий смысл, прыгать – другой и ударение на первом слоге, нет орфограммы безударный гласный)

- Как проверить написание безударных гласных букв?

б) Запевал, лошаденка, зеленеет.

- Что общего у этих слов? (Два безударных гласных звука в слове)

- Какое слово лишнее? Почему? (Запевал - один безударный гласный в приставке.)

в) Холодок, звездочки , веселить.

- Что общего у этих слов? (Два безударных гласных звука в слове, по три слога)

- Какое слово лишнее? (Звездочки –безударный гласный в суффиксе.)

- Где могут жить безударные гласные звуки ? (В приставке, корне, суффиксе, в окончании).

- Что нужно делать, если безударный гласный в приставке, корне, суффиксе, окончании? (Запомнить.)

- Что такое корень?

- Как проверить слово с двумя безударными гласными звуками в корне?

АЛГОРИТМ

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Подчеркни безударные гласные в корне.

5. Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.

6. Обозначь орфограмму.

- Что такое корень?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Поставь ударение, выдели корень, напиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.

Белая п...л...са, с...к...линая охота, м...л...дой месяц, спелый к...л...сок, теплый в...ч...рок.

VII. Включение в систему знаний и повторения.

- К нам в школу приходит много писем. Но некоторые из них имеют много ошибок. Одно из таких писем прислал Миша Яшин (У каждой группы листочки с письмом, задание для красного карандаша). Я предлагаю вам побыть в роли редакторов и исправить ошибки.

Утро.

Бабушка разбудила меня рано утром. Деревня еще тихо спола. Над рикой стилился туман. Трова от него была мокрая. Мы спишили навстречу солнцу. Под нагами шуршала мелкая пушистая травка. В ней жилтели шляпки маслят и кроснели рыхлые сыроежки. В расистой трове загорелись от солнца оганьки.

Задание “Выбирай-ка”

Зачеркнуть неверные буквы.

м(е, и)ста к(о,а)тята пр(и, я)мые
сл(и,е)ды в(и,я)жу р(о,а)синка
л(а,о)вить кр(а,о)ты м(и,е)док
кр(и,е)чат зв(е,и)рюшки скв(а,о)рец
л(е,и)дяная л(и,е)тает в(е,и)сной
вып(о,а)лзли б(а,о)льшой м(а,о)лчит

Тест Игра “Секрет-ответ”

1.В каком слове есть безударная гласная в корне?

1) стёклышко
2) кормушка
3) сладкий

2. В каком слове две безударные гласные?

1) зеленеть
2) осень
3) травинка

3. Под какой цифрой проверочное слово для слова “кленовый”

1) кленовая
2) клиника
3) клёны

4. В какой строчке во всех словах пропущена буква “О”:

1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.
2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.
3. С. сновый, с. лёный, б. льной

5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной?

1) ветер, сапог, одежда
2) осенние, дождливый, холодные;
3) покраснели, смастерили, слетелись

Задание для команд.

  • “Зеленые” - звукобуквенный анализ слова стекле.
  • “Желтые” - подобрать однокоренные слова к слову морозные, выделить корень.
  • “Красные” - составить предложение, подчеркнуть орфограммы.

Как красивы морозные узоры на оконном стекле!

VIII. Рефлексия урока.

- Близится к завершению наш урок. Давайте вспомним, над какой темой мы работали.

- Какова была цель сегодняшнего урока? - Достигли ли цели? Докажите.

- При выполнении, каких заданий вы можете использовать орфограмму безударный гласный? Где в жизни нам могут пригодиться полученные сегодня знания?

- Какие затруднения возникали по ходу урока? Удалось ли справиться с трудностями? Как?

Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я повторил...
  • На этом уроке я похвалил бы себя за...
  • На этом уроке самым интересным для меня было...

Самооценка учебной деятельности

- Как вы оцениваете работу своей группы на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу? Кто доволен своей работой? Кто считает, что лучше мог поработать? Положите перед собой листы самооценки. Оцените свою успешность на уроке: если вы знаете, что такое орфограмма безударный гласный, умеете ее находить, подбирать проверочные слова, активно работали, помогали друг другу – зеленый смайлик; если еще не совсем понятно, были затруднения – жёлтый смайлик; если совсем ничего не поняли не знаете, что такое орфограмма безударный гласный, не можете ее находить, на можете подбирать проверочные слова -красный смайлик.

- Наша игра подошла к концу. Мы все потрудились на славу. Пора подводить итоги.

IX. Домашнее задание по выбору. 

1. Написать по 10 слов с безударными гласными в корне слова.

2.Упр. 3, стр. 101

Спасибо за урок!