Рейтинг@Mail.ru

Методическая разработка урока истории донского казачества по теме «Органы власти у донских казаков в XVI–XVII веках»

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс региональной истории России


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Пояснительная записка.

Реалии сегодняшнего времени требуют от человека новых качеств: способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Немаловажной задачей, которую государство ставит перед школой, является патриотическое и гражданское становление подрастающего поколения, то есть воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Одним из решений для этих задач может стать более углубленное изучение истории России и особенно истории малой Родины. Решению именно этой проблемы посвящена данная методическая разработка урока.

Тема “Органы власти у донских казаков ” входит в курс “Истории донского казачества” для 7 класса, которая охватывает историю Донского края с древнейших времен до конца 18 века.

Современный урок, построенный и проведенный в рамках ФГОС второго поколения, направлен на формирование УУД. В представленном уроке основной целью является: показать форму политической и военной организации Войска Донского в начале 17 века; создать целостное представление о системе управления в Войске Донском и этническом составе казачества этого периода; формировать коммуникативную культуру в процессе групповой и фронтальной деятельности; развивать познавательный интерес, умение анализировать художественное произведение; умение формулировать оценочные суждения.

Отправной точкой урока, его “завязкой-интригой” является представление картины художника Н.Д. Кардовского “Сборы казачьего круга” с целью создания зрительного образа эпохи, эмоционального настроя и мотивации к изучению нового материала. В ходе анализа деталей картины происходит постановка проблемы и цели урока – какое самоуправление было у донских казаков в 16-17 веках, и какие основополагающие законы, регулирующие жизнь казаков были в это время.

На этом этапе урока происходят процессы адекватного самоопределения ученика в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации.

На этапе актуализации организуется подготовка учащихся к открытию нового знания.

Данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному действию и его самостоятельное осуществление.

Изучение нового материала: Войсковой Круг - законодательная власть “казачье войсковое право”, атаман, есаул – исполнительная власть, местное самоуправление – станичные круги и станичные атаманы, походные атаманы, символы власти донских атаманов.

Этап групповой работы на уроке связан с регулятивными действиями, которые обеспечивают учащимся организацию их самостоятельной учебной деятельности. К ним относятся планирование последовательности действий с учетом конкретного задания учителя, предвосхищение результата и уровня выполнения задания; контроль в форме сличения с результатами других. При этом развиваются коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Используется поиск и переработка информации в учебнике, раздаточном материале.

Коммуникативные умения обеспечивают: социальную компетентность и учет позиции одноклассников как партнеров по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог, проявлять инициативу в поиске информации, выражать свои мысли.

Заключительный этап: подведение итогов и оформление вывода в виде схемы и ответа на проблемный вопрос.

Учебник “История Донского казачества”, М. Астапенко, Ростов н/Д, 1999 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цель урока: показать демократический характер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в 16-17 вв.

Задачи урока:

Образовательные задачи

  • создание целостного представления об управлении в войске Донском в конце 16 - начале 17 веков; 
  • усвоение содержания понятий – Войсковой круг, атаман, есаул, майдан, походный атаман, станичный атаман, булава, насека;
  • знание имен первых войсковых атаманов: Сары-Азман, Сусар Фёдоров, Михаил Черкашин, Фёдор Павлов, Андрей Шадра, Ляпун.

Воспитательные задачи

  • развитие эмоциональной сферы – сопереживание, эмоциональное отношение к происходящим событиям;
  • формирование коммуникативной культуры в процессе групповой и фронтальной деятельности.

Развивающие задачи

  • развитие познавательного интереса; 
  • развитие умения анализировать художественное произведение;
  • развитие умения анализировать исторический документ;
  • развитие умения формулировать оценочные суждения.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
  • Познавательные УУД: через самостоятельную с информационными источниками(учебник, документ) путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему урока.
  • Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся.
  • Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Ход урока

1. Изучение нового материала.

1.1 На слайде: картина Кордовского Д. Н. “Сборы казачьего круга”. (Приложение № 1)

Слово учителя: На картине изображена сцена Войкового Круга: на центральной площади городка майдане большое скопление казаков, в центре стоит войсковой атаман, в его руке насека, рядом изображен есаул. По лицам и жестам казаков можно предположить, что идет очень бурное обсуждение какого-то события.

Вопросы к сюжету картины:

  • что вы можете рассказать об этническом составе казаков, изображенных на картине?
  • как расположены фигуры казаков – поодиночке, в ряд, в круг?
  • выскажите предположения о том, кто изображен на картине. По каким признакам вы определили, кто эти люди и чем они занимаются?

Вопрос: Что же так бурно обсуждают казаки, какие исторические события легли в основу сюжета картины?

Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему “Органы власти у донских казаков 16-17 вв.”.

1.2. Войсковой Круг.

Слово учителя: Высшим законодательным органом у донских казаков в 16-17 веках являлся Войсковой Круг. Происхождение это термина объясняется, тем что при обсуждении своих дел казаки собирались в круг, в центр выходили атаман, есаул. Всеобщий Войсковой Круг собирался раз в год, весной, в Главном Войске – казачьей столице на майдане (площади) перед часовней. Как высший законодательный орган донских казаков Круг решал важнейшие вопросы казачьей жизни: объявление войны, заключение мира, прием послов, суд, выборы исполнительной власти.

Работа учащихся с учебником, п.7 стр.29.

  • кто мог принимать участие в Кругах?
  • кто такие пенные казаки?

1.3. Войсковой атаман.

Слово учителя: Исполнительная власть у донских казаков принадлежала войсковому атаману. Термин этот во многих языках означает – предводитель. Атамана выбирали на Войсковом Круге путем прямого голосования сроком на один год. Атаманом мог стать любой казак, зарекомендовавший себя как уважаемый человек. Избранному большинством голосов атаману вручался знак атаманской власти – насека – длинный деревянный жезл с серебряным набалдашником. Избранному на Круге атаману казаки беспрекословно подчинялись. “Куда наш атаман взор кинет, туда мы свои головы бросим!” - говорили казаки и шли в огонь и воду за своим предводителем.

Обязанности атамана: дела разного рода по внутреннему управлению: мирил ссорящихся, защищал обиженных, разделял царское жалование, принимал послов, вел подготовительную работу по созыву Войскового Круга.

Работа учащихся с учебником, п.7, с. 38.

  • какие функции выполнял походный атаман?

1.4. Есаул, войсковой дьяк, войсковой толмач.

Слово учителя: Ближайшим помощником войскового атамана был есаул, избиравшийся, как и атаман на Круге. Слово “есаул” пришло на Дон из восточных языков, означает распорядитель, исполнитель. В обязанности есаула входило открытие Круга, вручение вновь избранному атаману знаков атаманской власти и всяческая помощь атаману.

Войсковой дьяк выполнял функции писаря.

Войсковой толмач – переводчик.

1.5. Местное самоуправление. (Приложение № 2)

Слово учителя: выборы атаманы станицы, как позже стали называть городки проходили аналогично войсковым выборам. Станичный атаман выполнял поручения войскового атамана, занимался решением бытовых вопросов на уровне станицы, решал споры казаков.

Работа с документом: отрывок из книги Евлампия Котельникова “Были донской станицы”.

Прочитать отрывок и ответить на вопросы:

  • как старый атаман сдавал полномочия?
  • кто проводились выборы ?
  • какие обязанности на выборах атамана выполнял есаул?
  • назовите символ станичного атамана.

Записи в тетради:

Записать значение слов: Войсковой круг, атаман, есаул, майдан, походный атаман, станичный атаман, насека;

II. Закрепление. (Приложение № 3)

Задание: запишите слова в схему войскового Круга в зависимости от их значения и нахождения на площади во время созыва войскового круга.

III. Подведение итогов.

Вопросы:

  • кому принадлежала верховная законодательная и исполнительная власть у донских казаков в 16-17 веках?
  • какие функции выполняли есаул и станичный атаман?

IV. Домашнее задание.

П.7, творческое задание: провести параллель между системой государственной власти в России и в Войске Донском в 16-17 веках.