Педагогическая поддержка одаренных детей. Система работы учителя химии

Разделы: Химия, Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Если объединяются слабые, то они становятся сильными.
Если объединяются сильные, то они становятся непобедимыми.
Г.Гегель.

Схема химического олимпиадного движения в России всем нам хорошо знакома.

Если говорить о Всероссийской олимпиаде школьников, то интересным является тот факт, что с течением времени очень сильно изменились цели данной олимпиады. Если раньше в олимпиадном движении был заложен сильный стимул к развитию личности школьника, то в положении от 1997 года этот стимул был фактически заменен другой задачей: выявление одаренных детей. С этого момента олимпиада стала рассматриваться не столько как средство развития творческих способностей, сколько как средство их выявления. Более того, с 2013 года одной из главной задач Всероссийской олимпиады школьников по химии стал отбор лиц для участия в международных олимпиадах.

Всероссийская Химическая Олимпиада является неотъемлемой частью химического образования и выполняет обучающую, развивающую и воспитательную функции. Ежегодно в ней участвуют около полумиллиона школьников из подавляющего числа регионов России.

Олимпиада школьников является средством, фактором и образовательной средой личностного развития не только учащихся. Всероссийская олимпиада школьников создает условия для профессионального роста представителей педагогической и научной общественности, которые участвуют в ее подготовке и проведении.

ВХО можно считать развивающимся, инновационным процессом в российском образовании.

Что же нужно взять нам на вооружение из опыта педагогов других регионов и на что обратить пристальное внимание.

Школьник, участвующий в олимпиаде, начиная с 8 класса, проходит обучение в течение 4 лет практически круглогодично (подготовка и участие в 4-х ежегодных этапах).

За это время вполне возможно дать ученикам (тем более мотивированным на химию) полноценные знания, умения и навыки (компетенции) школьного и не только школьного курса химии.

Что очень важно, мы можем даже говорить об альтернативном полноценном образовательном процессе обучения школьников в период проведения Всероссийской олимпиады школьников по химии.

Непрерывный процесс обучения увлеченных и высокомотивированных учащихся начинается непосредственно в школе. Далее идет очень важная стадия индивидуальной работы с наставниками. И, наконец, приобретение и совершенствование знаний непосредственно во время этапов и туров олимпиады.

Необходимо отметить, что промежуточная стадия этого процесса очень важна и требует специального внимания.

Если раньше школьный учитель мог подготовить победителя или призера олимпиады по химии различного уровня, то сейчас мы вынуждены говорить о том, что хороший олимпиадник – это продукт совместной деятельности различных специалистов: учителей, преподавателей вузов, специалистов НИИ, методистов, ученых, педагогов дополнительного образования.

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии традиционно проводится в 3 тура: два теоретических и третий – экспериментальный, Здесь предлагаются участникам олимпиады решить задачи из 4 блоков: неорганической химии, органической, физической и блока “Химия и жизнь”. В содержании олимпиадных задач находят отражение достижения современной химии. Все большую актуальность приобретают задания, включающие элементы нанотехнологий, поиск новых лекарственных средств, т.е. химические олимпиады школьников задают высокий уровень химического образования в России. И справиться с таким уровнем заданий могут только специально подготовленные учащиеся.

Всем известно, что вскоре после создания новосибирского Академгородка и организации институтов, был основан СУНЦ НГУ и знаменитая физико-математическая школа. Тогда же при Московском государственном университете открыли Колмогоровский интернат, в котором и сейчас учится 350 человек. В этом году началось строительство Научного лицея для одаренных детей России на 850 мест.

Традиции такой модели обучения заложены еще нашими великими предшественниками в самом начале развития химической науки и образования в России. Еще Михаил Васильевич Ломоносов, основатель первого университета, сказал, что при университете должна быть гимназия, без нее он, как поле без семян. И был совершенно прав.

Если проанализировать список победителей и призеров 51-й Всероссийской олимпиады по химии среди школьников 2015 года, то мы видим, что в основном это учащиеся специализированных учебно-научных центров при ведущих университетах страны: МГУ имени М.В. Ломоносова, Казанского ( Приволжского) федерального университета; Новосибирского государственного Университета; Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и т.д.

Из Саратовского региона ежегодно учащиеся становятся участниками Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии: 2012-2013 гг -2 чел., 2013-2014 гг – 2 чел., 2014-2015 гг – 1 чел. Но вот призером за последние три года стал только Карнаухов Вадим, учащийся 11 класса из г. Балаково.

Как же помочь нашим одаренным детям попасть в число победителей и призеров ВХО?

В городе Саратове организованы определенные формы работы со школьниками, увлеченными и заинтересованными химией, нацеленными на подготовку к участию в олимпиаде по химии.

Это традиционные занятия Школы Юного химика и Школьного университета на базе Института Химии СГУ им. Н.Г. Чернышевского, которые проходят в течение всего учебного года.

Это работа областной летней школы по химии “Созвездие” для одаренных учащихся. Научно-практическая выездная школа по химии для одаренных детей Саратовской области предназначена в первую очередь для того, чтобы юные химики лично познакомились с профессионалами в области химии в ходе лекций и экспериментальных занятий, переняли их опыт, расширили свой кругозор и химическую эрудицию, а также сформировали круг единомышленников. В этом году состоялась 27 летняя школа “Созвездие”. Ежегодно участники отряда Юных химиков становятся студентами Института химии СГУ и столичных ВУЗов.

Для мотивированных обучающихся в Саратове организованы также курсы по дополнительной образовательной программе “Экспериментальная химия” в объеме 12 часов участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии на базе Института Химии СГУ им. Н.Г. Чернышевского, которое впервые состоялось в январе 2015 года.

Это городская летняя школа по химии и биологии на базе МАОУ “Физико-технический лицей № 1” г. Саратова и Института Химии СГУ им. Н.Г. Чернышевского, которая проходит ежегодно в июне.

Image4664.jpg (38007 bytes)

Однако результаты IV этапа ВХО говорят о том, нам надо искать новые подходы к организации работы с одаренными детьми. Опираясь на опыт различных регионов страны: Московская область, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Новосибирская область, г. Санкт-Петербург, Челябинская область, Кировская область, Красноярский край, Самарская область и т. д., чьи участники в системе успешно выступают на Заключительном этапе Всероссийской олимпиаде школьников, мы приходим к выводу, что надо создавать Центр олимпиадной подготовки школьников по химии и успешно развивать сотрудничество с преподавателями саратовских вузов.

Чтобы хотелось конкретно осуществить для качественной подготовки команды олимпиадников по химии нашего региона?

Дать теоретические основы общей и неорганической, физической, органической и аналитической химии, входящие в программу химического образования студентов.

На основе анализа анкет, устного опроса школьников и учителей, а также на основе анализа решений олимпиадных заданий выявить темы, которые наименее или вовсе не усвоены большинством олимпийцев и первую очередь обратить на них внимание, т.к. задачи именно на эти темы могут входить в комплекты олимпиадных заданий следующих лет.

Осуществлять подробный разбор олимпиадных заданий прошлых лет различных этапов Всероссийской олимпиады школьников по химии, вузовских олимпиад: “Ломоносов”, “Покори Воробьевы горы”, “Шаг в будущее” и др., знакомить ребят с системой оценивания. Не последнее место, на наш взгляд, занимает развитие умения у обучающихся отстаивать свою точку зрения и обосновывать способ решения задачи, т.к. это может сыграть важную роль на апелляции.

Обеспечить возможность подготовки школьников к экспериментальному туру олимпиады по курсу неорганической и органической химии: синтез, очистка, разделение смесей; по курсу физической химии: изучение кинетики процесса, изучение электрохимии процесса; по курсу аналитической химии: качественный и количественный анализ, приготовление растворов заданной концентрации.

Организовывать встречи олимпиадников с ведущими учеными, составителями олимпиадных заданий, профессорами, доцентами, научными сотрудники ведущих вузов и НИИ различных городов России, что является очень важным для развития школьника, формирует его научное мировоззрение, позволяет сориентироваться в выборе будущей профессии, развивает коммуникативные навыки.