Рейтинг@Mail.ru

План урока по учебному предмету «Беседы об искусстве». Тема: "Искусство костюма"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок-беседа.

Задачи урока:

  • сформировать эмоциональное отношение и творческий интерес к искусству костюма;
  • пробудить интерес к различным областям изобразительного искусства посредством знакомства с различными аспектами искусства костюма;
  • научить формулировать вывод по теме, опираясь на ключевые тезисы урока.

Оборудование:

  • для преподавателя – компьютер, телевизор/проектор, маркер/мел, доска;
  • для учащихся – тетрадь, ручка.

Время урока: 40 минут (одно занятие).

Иллюстративный ряд: слайд-презентация на электронном носителе.

Понятийный ряд: костюм, стиль, мода, кутюрье.

Технологическая карта урока

Тема урока, его место в целом программы: “Искусство костюма” - первый урок из серии занятий, направленных на ознакомление учащихся с различными областями применения изобразительного искусства и с ролью искусства костюма в нашей жизни. Следующие занятия этой серии: “От туники до платья” - комбинированный урок, направленный на изучение истории развития одежды; “Я - Кутюрье” - практическое занятие по изготовлению коллективного коллажа.

План занятия:

1. Организационная часть (подготовка обучающихся к уроку) – 2 мин.

2. Сообщение темы преподавателем, изложение им материала урока – 32 мин.

3. Подведение итогов урока – 6 мин.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод.

Форма организации учебной деятельности: групповое занятие.

Возможная личностно-значимая проблема: определение себя в этом мире через выбор собственного стиля одежды, профориентационное значение – влияние на выбор будущей профессии.

Планируемые результаты изучения материала: формирование целостного представления о роли пластических видов искусства в жизни человека.

Ход урока

Преподаватель проверяет состав учащихся по журналу и контролирует правильность организации рабочих мест.

Учащимся сообщается тема урока, преподаватель записывает её на доске, учащиеся - записывают её в тетрадях.

Преподаватель раскрывает учащимся суть учебного материала с опорой на иллюстративный ряд (слайд-презентацию).

1-й слайд

Во все времена бытовала пословица “Встречают по одёжке…”. Действительно, когда мы впервые встречаем человека, мы сначала рассматриваем его лицо и одежду. Что же представляет привычное понятие “одежда”? В первую очередь, это не отдельный элемент гардероба, а общий образ, костюм, составленный из нескольких элементов.

Вопрос учащимся: Какие элементы одежды включает в себя костюм?

Ответ учащихся: Костюм включает в себя следующие элементы: нижняя и верхняя одежда, головной убор, обувь, аксессуары.

Преподаватель записывает на доске элементы костюма со слов учащихся. Учащиеся записывают в тетрадь перечисленные составляющие костюма.

2-й слайд

Вопрос: А для чего нам нужна одежда?

Ответ учащихся:

  • Чтобы было тепло.
  • Чтобы быть красивым.
  • Для того, чтобы отличаться от других.

3-й слайд

Одежда служит нам не только для того, чтобы защититься от холода, но и для самовыражения. Являясь непосредственным источником информации, она сообщает о нашем социальном статусе, положении в обществе и даже о наших убеждениях. Это выражается в стиле одежды, который мы предпочитаем носить. Глядя на человека, мы можем определить, какой у него характер, имеет ли он отношение к спорту или работает в офисе. Стиль в одежде - это, прежде всего, единство образа, где форма и содержание не противоречат друг другу, а также общность формы, выраженная в покрое силуэта, фактуре и расцветке ткани, фурнитуре. “Мода приходит и уходит — стиль остается!” — говорила Коко Шанель. Конечно, стиль в одежде, в первую очередь, характеризуется уместностью в данной конкретной ситуации.

Вопрос: Какие виды одежды вы можете назвать?

Ответ учащихся: повседневная, рабочая (спецодежда), спортивная, праздничная, домашняя.

Преподаватель записывает на доске, а учащиеся записывают в тетрадь перечисленные виды одежды.

4-й слайд

Костюм, отвечая веяниям моды, может стать самостоятельным произведением искусства. Такие произведения создаются модельерами – кутюрье (франц. couturiere - портниха от couture - шитье - сшивание). Модели “от кутюр” или haute couture представляют высокое направление в пошиве одежды. Их представляют на показах Высокой Моды на лучших подиумах мира. Согласно Парижскому Синдикату Высокой Моды продукция от кутюр должна быть изготовлена вручную, не меньше чем на 70%. В основном это достигается использованием вышивок и аппликаций. Вся продукция шьется из специально изготовленной для них ткани, которая является крайне дорогой, и качественной. Именно потому и вещи от кутюр так дороги.

Каждый из великих кутюрье XX века внёс свою незабываемую лепту в образ костюма своей эпохи.

5-й слайд

Поль Пуаре избавил женщину от корсета, предложив свободный и летящий силуэт, искусно декорированный драпировками, вышивкой и дорогими аксессуарами.

6-й слайд

Габриель (Коко) Шанель ввела в моду изящное и простое “маленькое чёрное платье”, без которого немыслим гардероб каждой уважающей себя женщины.

7-й слайд

Кристиан Диор вдохнул новую жизнь в женский костюм, предложив в послевоенное время по-новому взглянуть на женщину, обратившись к подчёркнутой талии и пышным юбкам.

8-9-й слайд

Одежда позволяет определить, к какому периоду времени относится её создание. В этом нам помогает история моды. Мода (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Она определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусства, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т. д., которые популярны в обществе в определённый период времени. Мода даёт нам представление о так называемом “духе времени”.

9-й слайд

Костюм как никакой другой элемент человеческой жизни отражает интересы общества, в котором мы живём, его устремления, приоритеты и стиль жизни.

10-й слайд

Легендарные 1960-е годы - это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, свободное и экспрессивное, период торжественного шествия, так называемой, молодежной моды. У молодых появлялись собственные кумиры. Это уже не звёзды кино, а лидеры молодежных музыкальных движений: Элвис Пресли, Джон Леннон, Мик Джаггер, Джимми Хендрикс, Джим Моррисон и пр.

11-12-й слайд

Как истинное искусство, искусство костюма может отражать самые свежие веяния даже в области науки.

13-й слайд

Известный парижский кутюрье 1960-х годов Андре Курреж в корне изменяет моду. Коротко подстриженные модели, одетые в белое или чёрно-белое, в узких прямых брюках, коротких юбках и коротких белых сапогах, белых очках с прорезью для глаз, произвели сенсацию. Как один из лидеров новаторской, экспериментальной молодёжной моды, его коллега Пьер Карден, создаёт вариант космической коллекции, навеянной полётами человека в космос, на основе новых лёгких, держащих форму синтетических материалов.

14-й слайд

Даже модные детали - украшения, шляпки, перчатки - приобретают новое звучание, становятся массивными и яркими, чего позволяет добиться такой новый материал как пластик.

15-й слайд

Смесь индийских нарядов, элементы марокканского стиля, четкость и геометричность индейских рисунков, многообразие цветовых решений народов Центральной Америки, Непала и Бали принёс с собой стиль хиппи “Flower-Power”, или как его назвали позже стиль “Bohemiane”. И чем ярче и многослойней был наряд, чем больше он выглядел непринужденным и спонтанным, тем более стильным он являлся.

16-й слайд

Авангардные течения в изобразительном искусстве нашли своё отражение и в одежде. Многие современные авторы используют знаменитые дизайн-иконы, изменяя их изначальную функциональность и смысловую нагрузку.

17-й слайд

Одежда создается не только для повседневной жизни. Есть области, в которых искусство создания костюма имеет особое значение. Например, в театре или кино. В истории театра известны три основных типа театрального (сценического) костюма: персонажный, игровой и одежда действующего лица. В области сценического костюма границ для экспериментов не существует. Не стоит удивляться, что иногда такой костюм выходит за рамки театральной сцены.

18-й слайд

В 1990-е гг. известный французский модельер Жан Поль Готье создаёт образы на грани между вульгарностью и произведением искусства, которые вызывают эпатаж. Таковы, например, костюмы, созданные им для известной поп-дивы Мадонны, и его коллекции от кутюр.

19-й слайд

Современный костюм включает в себя более десятка различных стилей, которые переплетаясь между собой, рождают новое его понимание. Никого уже не удивишь сочетанием спортивной обуви с классическим брючным костюмом, причём как на мужчинах, так и на женщинах.

Возможно, что когда-нибудь и вы станете создателями нового направления или стиля в одежде, например, для жизни на Марсе или другой неведомой ещё человечеству планете.

Подведение итогов работы проводится в виде тезисного перечисления ключевых моментов темы урока при помощи учащихся. Преподаватель формулирует вывод по теме урока: “Искусство создания костюма является частью общей культуры человечества и тесно связано с изобразительным искусством”.

Далее учащиеся записывают домашнее задание: записать в словарик новые изученные понятия и найти их определение в литературе или в интернет-ресурсах.

Методическая литература:

  1. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека. Учебное пособие для студентов-дизайнеров. – М.: “издательство Гном и Д”, 2001. – 120 с., илл.
  2. Лушников Б.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Изобраз. искусство” / Б.В. Лушников, В.В.Перцов. – М.: Гуманитар. изд. центр “ВЛАДОС”, 2006. – 240 с.: ил. – (Изобразительное искусство).
  3. Михайлов С.М. История дизайна. В 2 т.: Учеб для вузов. – 2-е изд. исправл. и дополн. Москва: “Союз Дизайнеров России”, 2002-2004 гг.
  4. Михайлов С.М., Михайлова А.С. Основы дизайна: учеб для вузов под ред. С.М. Михайлова, Казань: “Дизайн-квартал”, 2008. – 228 с., илл.
  5. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А.Морева. – М.: просвещение, 2007. -158 с. – (Библиотека учителя).
  6. Сокольникова Н.М. Методика обучения изобразительному искусству: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М.Сокольникова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2013. -336 с., ил. – (Сер. Бакалавриат).

Интернет-ресурсы.

  1. http://modnaya-direktiva.net/stili-v-odezhde-dlya-zhenshhin/
  2. http://stylishe.ru/stili-odezhdy/
  3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/172874
  4. http://mykaleidoscope.ru/moda/1026-ot-kutyur-ili-pret-a-porte.html
  5. http://www.krugosvet.ru/node/35577
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B0
  7. http://www.casual-info.ru/moda/wardrobe/168/1161/