Рейтинг@Mail.ru

Зарубежная Азия. Территория, природные условия, ресурсы и население региона. 11-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: рассмотреть своеобразие азиатского региона, его состав и геополитическое положение, закрепить навыки хозяйственной оценки природных ресурсов, сформировать знания о них, выявить основные особенности населения, совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

Методы и формы учебной деятельности: обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.

Оборудование: политическая карта Азии, атласы 10 класс, мультимедийный проектор, учебник О. А. Бахчиевой “Экономическая и социальная география мира” для 10 класса издательства “Вентана-Граф”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Мы завершили изучение региона Зарубежная Европа и теперь нам предстоит знакомство с Зарубежной Азией. Класс делится на три команды по трем основным направлениям изучения региона (Слайд 2):

  • 1 команда – исследование географического положения региона;
  • 2 команда – исследование природных условий и ресурсов;
  • 3 команда – исследование основных особенностей населения Зарубежной Азии.

Четвертое направление “Геополитическое положение и современные проблемы Зарубежной Азии” мы с вами изучим все вместе и найдем ответ на главный вопрос нашего урока: “Почему говорят, что XXI век может стать “веком Азии”?

В каждой команде выбирается капитан, который выбирает для своей команды направление исследования. Капитанам выдается план исследования в виде вопросов, на которые должны дать ответы члены его команды. За правильный ответ участник получает по жемчужине, которыми так славится Зарубежная Азия. Победит та команда, которая наберет больше всех жемчужин. Удачи всем!

Для того чтобы вы настроились на регион, давайте под мелодичную музыку японского фольклора запишем в тетради тему “Зарубежная Азия”, расчертим таблицу и начнем ее заполнять:

Направления изучения региона Ответы и выводы
Географическое положение региона  
Природные условия и ресурсы  
Особенностей населения  
Геополитическое положение и современные проблемы региона  

1. Географическое положение Зарубежной Азии.

(Слайд 3) Площадь Зарубежной Азии – свыше 31 млн. км2, она занимает 2 место в мире по своей территории и 1 место по населению – свыше 3,5 млрд. человек (это около 50 % населения мира). С востока на запад регион простирается более чем на 10 тыс. км. В состав входит 48 официально признанных государств. Давайте вместе с вами, ребята, определим географическое положение региона и определим главные черты ЭГП.

Работаем с 1 командой, которые отвечают на следующие вопросы, ответы и выводы записываем в таблицу:

Какими океанами и где омывается регион? Какой можно сделать вывод особенности ЭГП? (Вывод: приморское положение большинства стран, обеспечивающее выход к морям Тихого, Индийского и Атлантического океанов, где проходят важнейшие морские торговые пути, является благоприятным фактором)

Какие страны являются островными, полуостровными и внутренними? Какой можно сделать вывод особенности ЭГП? Привести примеры. (Вывод: глубинное положение некоторых стран, которое в целом значительно менее выгодно)

Какие крупнейшие страны – гиганты выделяются в регионе? (Китай и Индия)

Какие крупнейшие страны по населению выделяются в регионе? (Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония – входят в десятку крупнейших)

Как государства делятся по форме правления? Информация в атласе на стр. 5 и в учебнике на стр. 15 (Большинство республики, но здесь больше всего монархических государств в мире – 14, делятся на абсолютную – в Брунее, Катаре и др., конституционную – в Бахрейне, Бутане).

Как государства делятся по административно-территориальному делению? Информация в атласе на стр.5 и в учебнике на стр. 17. (6 федеративных гос-в - Индия, Пакистан, Малайзия, Мьянма, ОАЭ, Ирак).

Большинство государств этого региона расположены в широкой полосе субтропического пояса. Природные условия способствовали зарождению древних земледельческих цивилизаций, возникновению первых городов, развитию ремесел. На территории Зарубежной Азии зародились все современные мировые религии, догматы которых составили основу гражданского и судебного права в государствах не только этого региона, но и за его пределами. (Слайд 4) В пределах современной Зарубежной Азии выделяется 5 крупнейших историко – географических регионов:

  • Юго-Западный
  • Центрально-Азиатский
  • Южно-Азиатский
  • Юго-Восточный
  • Восточно-Азиатский

Ребята из 1 команды зачитывают характеристики регионов Зарубежной Азии, использую информацию учебника на стр. 218-219, с примерами государств, используя таблицу №42 на стр. 218 и отвечают на вопросы, используя таблицу №43 на стр.219:

Одной из особенностей ЭГП Зарубежной Азии, является объединение стран в регионы. По какому основному признаку страны объединяются в регионы? (Вывод: соседское положение, которое во многом объединяет страны каждого из 5 субрегионов Азии)

Какой регион в Зарубежной Азии самый большой по площади? (Восточная Азия, S=11 млн. 382 тыс. км ?)

Какой регион самый большой по численности населения? (Восточная Азия- 1 млрд. 350 млн.)

2. Природные условия и ресурсы Зарубежной Азии.

Работаем со 2 командой, которые отвечают на следующие вопросы, ответы и выводы записываем в таблицу:

  1. Какая форма рельефа преобладает в регионе? (Слайд 5) Вывод: горный рельеф преобладает.
  2. Где расположены равнины и низменности в регионе и как это отражается на населении? (В бассейнах крупнейших рек, именно на них сконцентрирована подавляющая часть населения, основные экономические центы и крупнейшие города) Вывод: население и основные экономические центры расположены в долинах крупных рек.
  3. Какие полезные ископаемые есть в регионе? (Слайд 6) Используя карту в атласе на стр.6-7 “Минеральные ресурсы суши”, Приложение 2 в конце учебника, перечислить полезные ископаемые региона Зарубежная Азия. Вывод: большое разнообразие и запасов минеральных ресурсов.
  4. Какое влияние оказывают климатические условия на регион? Используя карту в атласе на стр.8-9 “Агроклиматические ресурсы”, перечислить агроклиматические пояса Зарубежной Азии. (Вне умеренного пояса преобладает теплый и жаркий климат, что позволяет получать 2-3 урожая в год, выращивать широкий набор культур. Наиболее благоприятные регионы Восточная, Юго-Восточная и Южная Азии, менее - Юго-Западная и Центральная из-за малого количества осадков). Вывод: агроклиматические ресурсы региона благоприятны.
  5. Каковы водные ресурсы региона? (Слайд 7) Используя карту в атласе на стр.11 “Ресурсы гидросферы”, определите обеспеченность водными ресурсами регионов Зарубежной Азии. (Есть реки, мало озер. Наиболее обеспечена Юго - Восточная Азия(2/3 поверхностных вод), в других много бессточных областей, где используется ирригация и построены каналы). Учитель: Орошение в Зарубежной Азии известно уже более 4 тыс. лет. (Слайд 8) В Иране еще сохранились оросительные системы, построенные два тысячелетия назад. В Сирии, Ираке, Typции построены крупные гидроузлы, позволившие расширить площади орошаемых земель. А в странах Персидского залива для орошения применяется в основном дорогостоящая опресненная морская вода; обычно она подводится к каждому дереву, к каждой грядке или клумбе. Вывод: водные ресурсы распределены крайне неравномерно, в странах Юго-Западной Азии наблюдается существенный их недостаток.
  6. (Слайд 9) Физкульминутка. На сегодняшнем уроке мы вместо обычной зарядки, попробуем несколько поз йогов. Под звуки ручья примем несколько поз и помедитируем, соприкасаясь с культурой азиатских народов.
  7. Каковы земельные и лесные ресурсы региона? (Слайд 10) Используя информацию учебника на рис. 99, стр. 221 и карту в атласе на стр.10 “Земельные и лесные ресурсы”, перечислить структуру земельного фонда и регион Зарубежной Азии, выделяющийся по лесным ресурсам. (Малопродуктивные земли -41 %, пастбища – 22%, леса-20% (в основном это влажные тропические леса Юго- Восточной Азии, обрабатываемые земли – 17%. Вывод: преобладают малопродуктивные земли, много пастбищ, обрабатываемых земель недостаточно.

3. Население Зарубежной Азии.

Зарубежная Азия является самым населенным регионом мира. Начиная со второй половины XX века в результате большого естественного прироста населения доля региона в мировой численности населения начала возрастать до 80-х годов, когда был зафиксировано максимальное значение – 59% общей численности населения мира. Какие же особенности населения Зарубежной Азии выделяются в настоящее время? Работаем с 3 командой, которые отвечают на следующие вопросы, ответы и выводы записываем в таблицу:

  1. Как изменилась доля населения региона после 80-х годов? И кто преобладает в половозрастной структуре? Проанализируйте в атласе карту “Население” на стр. 12-13 и данные рис.100 в учебнике на стр. 223. (Доля стала уменьшаться до 57%, т.к. в Китае и в Индии проводится политика “Одна семья - один ребенок”, 40% населения – дети, преобладают мужчины. Учитель: Вековые традиции и связанное с ними неравноправное положение мужчин и женщин обусловили численное превосходство мужчин. Наиболее значительны абсолютные показатели перевеса мужского населения в Китае и Индии, а относительные — в нефтедобывающих странах Юго-Западной Азии (причина — массовая трудовая иммиграция) Вывод: темпы роста численности населения замедляются, но остаются достаточно высокими в мире, много детей, преобладают мужчины.
  2. Каковы особенности расселения? Чему равна средняя плотность населения и где самые высокие ее показатели, а где самые низкие? (Слайд 11) Проанализируйте в атласе карту “Размещение населения” на стр. 14-15 и данные таблицы 44 в учебнике на стр. 222. (Средняя плотность 110 чел./км?, плотно заселены издавна освоенные сельскохозяйственные районы приокеанических низменностей и межгорные котловины, Самая высокая плотность в Бангладеш, Бахрейн, Сингапур, Респ. Корея, а самая низкая- в Монголии (менее 2 чел./км?) и Саудовской Аравии и др.) Вывод: население размещено крайне неравномерно.
  3. К каким странам по развитию относятся страны региона, соответственно какое население преобладает городское или сельское? Какие крупные агломерации есть в регионе? Приведите примеры. (Слайд 12) Проанализируйте в атласе карту “Размещение населения” на стр. 14-15. (Большинство – развивающиеся, поэтому 65% населения проживает в сельской местности, регион называют “мировой деревней”. Круп. агломерации: Токийская, Мумбаи, Шанхай и др.) Учитель: особенность азиатских городов — их почтенный возраст. Именно в Азии, в Южной Месопотамии, возникли первые города. Наиболее известный из них — Вавилон, который уже в VII в. до н. э. имел около 1 млн. жителей. Позднее он был разрушен. Почти такой же солидный возраст имеют города Индии и Китая. Вывод: преобладает сельское население.
  4. Каков этнический состав населения региона? (Слайд 13) Проанализируйте в атласе карту “Народы” на стр. 16-17. (В регионе 9 языковых семей, более 800 языков). Учитель: этнический состав населения Зарубежной Азии исключительно сложен: ученые-этнографы считают, что здесь живет более 1 тыс. народов, принадлежащих к самым разным языковым семьям и группам. Среди них есть очень крупные (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и др.) и очень малочисленные народы, рассеянные в гopax. Большинство стран относится к числу многонациональных, например, в Индии и Индонезии живет более чем по 150 народов, на Филиппинах - почти 100, в Китае и Вьетнаме - около 60, в Иране, Афганистане, Мьянме, Таиланде - более чем по 30. Вывод: самый многонациональный регион мира.
  5. Каков религиозный состав населения региона? (Слайд 14) Проанализируйте в атласе карту “Религии” на стр. 18. (Зарубежная Азия - родина всех трех мировых религий, а также многих крупных национальных и региональных религий-индуизма, конфуцианства, даосизма, синтоизма, иудаизма и др., которые в течение многих веков и даже тысячелетий оказывали oгpoмнoe влияние на политику, экономику, духовную культуру, воспроизводство населения, обычаи народов). Вывод: центр крупнейших мировых религий. 
  6. Какие основные направления миграции выделяются в регионе? (Преобладает эмиграция, а в странах Персидского залива наблюдается трудовая иммиграция) Вывод: преобладает эмиграция.

4. Геополитическое положение и современные проблемы Зарубежной Азии.

Зарубежная Азия один из крупнейших центров современной мировой геополитики. Азиатско – Тихоокеанский регион (АТР) остается самым динамичным в мире, но крайне неспокойным. Каковы причины этой беспокойной ситуации? Азия - гигантское поле острых современных геополитических конфликтов:

  1. (Слайд 15) Политическая карта Зарубежной Азии за последнее время претерпела большие изменения. Перед Второй мировой войной в колониях и полуколониях жило 90% ее населения. Teперь же практически все страны региона - политически независимые государства. Тем не менее Зарубежная Азия остается еще ареной многих территориальных споров, которые время от вpeмeни приводят к обострению региональных и локальных конфликтов, зачастую сопровождающихся вооруженными столкновениями и даже длительными войнами. Такие территориальные споры существуют между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, Индией и Пакистаном, Индией и Китаем, Китаем (КНР) и Тайванем, Россией и Японией из-за Курильских островов, Грецией и Турцией из-за Кипра и др. Koрея разделена демаркационной линией на Корейскую Hapодно-Демократическую Республику (КНДР) и Республику Корею. Heсмотря на создание временной Палестинской автономии, отношения между нею и государством Израиль еще далеки от полного урегулирования, а переход к независимому палестинскому гocyдарству не раз откладывался. 
  2. Здесь два глобальных “центра силы” - Китай и Япония, третьим становится Индия. На севере влияние России. В АТР проявляется “треугольник” связей и противоречий: США – Япония - КНР.
  3. Азия – стык цивилизаций: конфуцианской, исламской, японской, иудейской, индуистской, христианской и др.
  4. Опасность противостояния усугубляется наличием ядерного оружия в Китае, Индии, Пакистане, КНДР, Израиле, ядерного оружия США в Японии и Южной Корее, которые при определенных обстоятельствах могут им воспользоваться.
  5. Богатство природными ресурсами нефти и газа стран ОПЕК, их противостояние с нефтяными монополиями, (Слайд 16) поддержка Западом Израиля против палестинцев и поддерживающих их арабских стран, вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока (свержение всенародно избранного президента Ирака и др.), (Слайд 17) борьба с ИГИЛ – международным центром терроризма – все это делает Юго-Западную Азию эпицентром военной конфронтации. РФ по просьбе правительства Сирии оказывает военную помощь в борьбе с ИГИЛ на территории этой страны.

III. Закрепление новой темы.

(Слайд 18) Ответить на главный вопрос урока: “Почему говорят, что XXI век может стать “веком Азии”?:

  1. Возможны территориальные изменения на политической карте Азии, появление новых государств;
  2. Большое количество запасов минерального сырья;
  3. Самая большая доля населения в мире;
  4. Она становится одним из главных мировых экономических центров, особенно АТР. По прогнозам 2020г., семь из десяти ведущих стран мира буду к этому времени азиатскими. КНР может стать первой страной мира по объему ВВП, оттеснив США, Япония останется третьей, 4 место займет – Индия, 5-е место – Индонезия, седьмое – Южная Корея, 8-е – Таиланд, 10-е- Тайвань, если он не станет к этому времени реальной составной частью КНР.

IV. Подведение итогов урока и выставление оценок. Подсчет набранных жемчужин и объявление победителей.

V. Домашнее задание: Параграф 37, на контурную карту на стр.11 нанести столицы государств и полезные ископаемые региона.

Задания для команды 1 по “Исследованию географического положения региона”

1) Какими океанами и где омывается регион? Какой можно сделать вывод особенности ЭГП? (Вывод:_____________ ?)

2) Какие страны являются островными, полуостровными и внутренними? Какой можно сделать вывод особенности ЭГП? Привести примеры. (Вывод:______________?)

3) Какие крупнейшие страны – гиганты выделяются в регионе?

4) Какие крупнейшие страны по населению выделяются в регионе? (какие входят в десятку крупнейших?)

5) Как государства делятся по форме правления? (Информация в атласе на стр. 5 и в учебнике на стр. 15)

6) Как государства делятся по административно-территориальному делению? Информация в атласе на стр.5 и в учебнике на стр. 17.

Ребята из 1 команды зачитывают характеристики регионов Зарубежной Азии, использую информацию учебника на стр. 218-219, с примерами государств, используя таблицу №42 на стр. 218 и отвечают на вопросы, используя таблицу №43 на стр.219:

1) Одной из особенностей ЭГП Зарубежной Азии, является объединение стран в регионы. По какому основному признаку страны объединяются в регионы? (Вывод?)

2) Какой регион в Зарубежной Азии самый большой по площади?

3) Какой регион самый большой по численности населения?

Работаем со 2 командой, которые отвечают на следующие вопросы по “Природным условиям и ресурсам региона”, ответы и выводы записываем в таблицу:

1) Какая форма рельефа преобладает в регионе? Вывод?

2) Где расположены равнины и низменности в регионе и как это отражается на населении? Вывод?

3) Какие полезные ископаемые есть в регионе? Используя карту в атласе на стр.6-7 “Минеральные ресурсы суши”, Приложение 2 в конце учебника, перечислить полезные ископаемые региона Зарубежная Азия. Вывод?

4) Какое влияние оказывают климатические условия на регион? Используя карту в атласе на стр.8-9 “Агроклиматические ресурсы”, перечислить агроклиматические пояса Зарубежной Азии. Вывод?

5) Каковы водные ресурсы региона? Используя карту в атласе на стр.11 “Ресурсы гидросферы”, определите обеспеченность водными ресурсами регионов Зарубежной Азии. Вывод?

6) Каковы земельные и лесные ресурсы региона? Используя информацию учебника на рис. 99, стр. 221 и карту в атласе на стр.10 “Земельные и лесные ресурсы”, перечислить структуру земельного фонда и регион Зарубежной Азии, выделяющийся по лесным ресурсам. Вывод?

Работаем с 3 командой, которые отвечают на следующие вопросы по “Населению региона”, ответы и выводы записываем в таблицу:

1) Как изменилась доля населения региона после 80-х годов? И кто преобладает в половозрастной структуре? Проанализируйте в атласе карту “Население” на стр. 12-13 и данные рис.100 в учебнике на стр. 223 Вывод?

2) Каковы особенности расселения? Чему равна средняя плотность населения и где самые высокие ее показатели, а где самые низкие? Проанализируйте в атласе карту “Размещение населения” на стр. 14-15 и данные таблицы 44 в учебнике на стр. 222) Вывод?

3) К каким странам по развитию относятся страны региона, соответственно какое население преобладает городское или сельское? Какие крупные агломерации есть в регионе? Приведите примеры. Проанализируйте в атласе карту “Размещение населения” на стр. 14-15. Вывод?

4) Каков этнический состав населения региона? Проанализируйте в атласе карту “Народы” на стр. 16-17. Вывод?

5) Каков религиозный состав населения региона? Проанализируйте в атласе карту “Религии” на стр. 18. Вывод?

6) Какие основные направления миграции выделяются в регионе? Вывод?