Рейтинг@Mail.ru

Применение современных образовательных технологий при обучении письму цифр и букв у детей с ОВЗ по методике Потаповой Е.Н. в условиях внедрения ФГОС

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


П процессе обучения письму букв и цифр детей с ОВЗ возникли проблемы формирования каллиграфического навыка:

  • Неумение видеть рабочие строки
  • Отсутствие наклонного письма
  • Искажённое овладение формой буквы, цифры
  • Отсутствие упражнений для правильного написания

Традиционный способ овладения письмом утомляет, не вызывает интереса, закрепляет неправильное написание.

Поэтому возникла необходимость использования технологии проблемного обучения через создание проблемных ситуаций и организацию активной деятельности учащихся по из разрешению. Проблемные вопросы постепенно усложняются (по мере сил, т. е. умственных возможностей учащихся), происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей (слайд № 2)

Довольно точно пишет Е. Н. Потапова: “работа над каллиграфией помогает усвоению грамотного письма: аккуратно, чётко написанные буквы лучше осознаются школьниками, лучше воспринимаются и запоминаются, нечёткое написание букв приводит к ошибкам; привычка к неаккуратному письму снижает качество запоминания” (слайд № 3)

Выготский Л.С. говорил: “понятие образуется, когда формируются ощущения”.

Потапова Е. Н. тоже понятие о букве начинает формировать через ощущения. По её методике обводя, ощупывая букву или цифру, ребёнок уже “пишет её” (слайд № 4)

В чём цель проблемного обучения письму?

  1. Снизить психологическую нагрузку в процессе обучения письму
  2. Укрепление мышц руки
  3. Развитие речи
  4. Дети учатся конструировать
  5. Развитие творчества, любознательности
  6. Экономия времени (увеличение скорописи письма) (слайд № 5)

Обучение письму цифр и букв по методике Потаповой Е. Н. можно разделить на 3 этапа обучения:

  1. Развитие мускульной (двигательной) памяти – штриховка
  2. Развитие тактильной памяти – ощупывание букв из наждачной бумаги
  3. Закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв (слайд № 6)

Для работы понадобятся следующие принадлежности для учащихся:

  • Тетради в клетку
  • Альбом для раскрашивания
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Ручки с цветными пастами (слайд № 7)

Что включают в себя упражнения для 1 этапа?

  • Работу с линейками – трафаретами с геометрическими фигурами, фигурами животных, по шаблонам
  • Работу с лекалами
  • Рисование, соединённое со штриховкой
  • Гимнастику для рук
  • Письмо мокрой кисточкой по доске, в воздухе, под счёт с комментированием (слайд № 8)

- Рассмотрим некоторые упражнения.

Упражнение “Ёжик” (рисование, соединённое со штриховкой) использую на уроках математики.

– Послушайте и отгадайте, кто это?

Ночью ходит, днём он спит.
Если сердится – ворчит.
Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну, конечно, это... (ёж)

– Правильно! Ёжик гуляет по лесу. Поставим карандаш от середины клетки на две точки выше, ведём в угол клетки, затем плавно переходим на рисование шляпки гриба на две клетки. Рисуем глаз, иголки.

– Теперь нарисуйте ёжиков через клетку до полей. Чей ёжик быстрее добежал до финиша?

– Посчитайте, сколько ёжиков получилось (слайд №9)

Упражнение “Светофор” (работа с линейками – трафаретами) использую на уроках письма.

– Отгадайте загадку:

На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу... (светофор)

– Какие три цвета есть у светофора?

– Что они обозначают?

– Кто ещё регулирует движение, если нет светофора?

– Из каких фигур можно построить светофор, постового, пешехода?

– Закрасьте цветными карандашами светофор.

– Какие виды штриховки используем при работе с фигурами постового и пешехода? (слайд № 10)

Работа с линейками – трафаретами с геометрическими фигурами помогает детям быстрее выучить названия геометрических фигур, учиться видеть их сходство и различие (слайд № 11)

Трафареты с изображением фигур животных имеют более сложную конфигурацию, дети учатся проводить более интересные и поначалу непривычные для них линии (слайд № 12)

Работа по шаблонам, по контурным рамкам разнообразит работу, делает более интересной (слайд № 13)

Использование в работе лекал – более сложный этап в письме (слайд № 14)

При работе необходимо соблюдать следующие правила штриховки:

  • Сверху вниз
  • Снизу вверх
  • Слева направо (но не справа налево!)
  • Расстояние между отрезками = ширина строчной буквы (слайд № 15)

Виды штриховки постепенно усложняются по мере овладения простыми первоначальными линиями:

  • Параллельные отрезки
  • Волнистые и круговые линии
  • Полуовалы
  • Петли (слайд № 16)

Построение смысловых композиций из геометрических фигур лучше сочетать с уроками трудового обучения. Вначале дети учатся строить ту или иную фигуру из цветной бумаги, затем строят при помощи линейки и штрихуют ручкой (слайд № 17)

Построение смысловых композиций (линейка с геометрическими фигурами, контурные вкладыши) (слайд № 18)

Групповые технологии используются при построении смысловых композиций (линейки с геометрическими фигурами, лекала, фигуры с изображением животных) (слайд № 19)

Использование групповых технологий при сочинении сказок, собирании пазлов помогает развитию речи, фантазии, воспитанию чувства коллективизма (слайд № 20)

Применение групповых технологий оживляет процесс обучения, дети объединяются в “тройки” и “четвёрки” для коллективной работы. Возникает общая тема для обсуждения, которая позволяет перейти к сотрудничеству, вырабатывается индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Дети учатся слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе (слайд № 21)

Обведение по образцу, ощупывание букв из наждачной бумаги помогают развить чувствительность пальцев, создать в памяти модель буквы (цифры) (слайд № 22)

По мнению современных учёных, работа пальцами развивает речь. Ощупывание букв (катание с горки, письмо под счёт в воздухе, письмо мокрой кисточкой по доске). Применение игровых технологий (слайд № 23)

Цель использования игровых технологий (ведущая форма организации детей):

  • Вызвать интерес к письму, увлечь
  • Позволяют сохранять познавательную активность
  • Помогают переключению с одного вида деятельности на другой
  • Позволяют облегчить процесс общения
  • Обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга.

На занятиях использую сюжетно – ролевые игры, творческие и деловые игры, инсценировку, игры с буквами и словами, игры с куклами и т.д. (слайд № 24)

Игры с цветом уместно проводить перед раскрашиванием. Ребята вспоминают названия цветов, учатся строить цветовые соответствия. Данная работа помогает развить чувство цвета (слайд № 25)

Физкультминутки (входим в образ) разучиваем вместе, дети проводят их сами, это помогает личностному самоутверждению учащихся (слайд № 26)

Письмо букв с помощью вкладыша, письмо по опорным точкам – вырабатывается правильный наклон, закрепляется направление письма, написание буквы, её элементов (слайд № 27)

Зрительный ряд помогает более прочному усвоению материала (слайд № 28)

Создание ситуации успеха – необходимость в процессе обучения (слайд № 29)

Применение современных образовательных технологий при обучении письму по методике Потаповой Е. Н. позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать не только понятие о букве (цифре) и её графическом начертании, но и развить мышление, речь, память, а также творческие способности учащихся, решить в комплексе задачи обучения и воспитания (слайд № 30)

Литература.

1. Радость познания. Е. Н. Потапова, М., Просвещение, 1999 г.

2. От рисунка к букве. М. Т. Стрижакова, ж. “Начальная школа” №9, 2000г., М., Просвещение.

3. Методом опережающего обучения. С. Н. Лысенкова, М., Просвещение.

4. Играем пальчиками и развиваем речь. В. Цвынтарный, С.-П., 2002 г.

5. Чувствуем – познаём – размышляем. Ильина М. В., М., Аркти, 2004 г.