Рейтинг@Mail.ru

Блюда из свежих овощей «Украшения блюд из овощей»

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Возрастная категория обучающихся: 5-8 класс.

Проводя уроки технологии, хочется чтобы они были яркие и запоминающиеся. Поэтому я при изучении раздела “кулинария” знакомлю обучающихся с искусством карвинга по овощам и фруктам. Карвинг искусство не новое, но в настоящий момент очень популярно. К тому же дети учатся приемам работы с ножом, знакомятся со специальными ножами и, конечно, развивается эстетический вкус, так как они видят, какую красоту они могут достаточно быстро выполнить своими руками. Данная презентация идет как сопровождение к уроку, а урок новых знаний превращается также в небольшой мастер-класс. Слайды 1-8 переключаются по щелчку, 9, 10 и 11 слайды установлены по времени (за это время учитель успевает показать, как следует выполнять те или иные действия, дети начинают работать вместе с учителем и после показа обучающимся дается еще немного времени для завершения работы), с 12 слайда и до конца презентации идет уже закрепление материала урока и выставление оценок (по щелчку мыши). Слайда презентации яркие и понятные, обучающиеся изучают материал как бы с трех сторон: смотрят слайды, наблюдают за действиями учителя и сами пробуют выполнять резку по овощам. Занятие рассчитано на два учебных часа.

Цель урока: научить приемам художественной резки по овощам

Задачи:

  • Ознакомить с искусством карвинга и приемами работы;
  • Научить правилам выбора овощей для фигурной резки;
  • Рассказать о правилах хранения вырезанных элементов
  • Развивать эстетический вкус; умения работать с ножом;
  • Воспитывать культуру труда; бережное отношение к продуктам питания.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация “Украшения блюд из овощей”

Инструменты и материалы:

  • Для учителя: доска разделочная, набор ножей для карвинга, помидор, огурец, редис для демонстрации приемов работы.
  • Для обучающихся: ножи для карвинга (или обычные короткие ножи для чистки овощей) для каждого обучающегося, разделочные доски (для каждого обучающегося), тарелки (можно одноразовые), помидор небольшой, огурец гладкий, редис среднего размера (все овощи должны быть без поверхностных повреждений).

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие обучающихся. Проверка присутствующих и готовности к уроку.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы познакомимся с искусством фигурной резки по овощам и фруктам

3. Актуализация знаний

Как вы считаете чему вы должны сегодня научиться? Да мы сегодня попробуем выполнить розу из помидора, цветок из редиса и листочек из огурца. (слайд 2)

Что такое фигурная резка по овощам? Может кто-то знает это название?

Фигурная резка по овощам называется КАРВИНГом. (слайд 3)

Давайте подумаем, зачем украшают блюда? (слайд 4)

Сравним эти две тарелочки. Какая из них наиболее привлекательная?

(ответы детей)

Да, это привлекает внимание; возбуждает аппетит, а также повышает стоимость блюда, если говорить о ресторанном бизнесе.

Давайте посмотрим как могут выглядеть украшения вырезанные из овощей. (слайд 5)

Беседа с детьми по картинкам слайда.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Какими же инструментами выполняют такую фигурную резку? (слайд 6)

Существуют специальные инструменты для резки по овощам. (рассказ сопровождается показом инструментов)

Прежде всего - это тайский нож с тонким коротким лезвием и изогнутый (или серповидный) нож для карвинга. Основные инструменты в руках карвингиста.

Карбовочный нож треугольный и овальный, нуазетная выемка для вырезания шариков (размер шариков зависит от диаметра нуазетной выемки), и множество других приспособлений помогающих создать шедевры из обычных овощей и фруктов.

Также для формования круглых цветочных лепестков можно воспользоваться прямыми небольшими (можно маникюрными) ножницами. Для соединения вырезанных элементов используют зубочистки, деревянные шпажки и даже толстую проволоку.

(слайд 7) Как вы понимаете, чтобы вырезанные элементы получились ровные и аккуратные инструменты должны быть очень острые и поэтому, выполняя резку по овощам, особенно важно помнить и соблюдать технику безопасности. Как следует себя вести при работе с ножами? (ответы обучающихся)

Вы для работы на уроке подготовили помидор, редис и огурец. Какой должна быть поверхность подобранных овощей? (слайд 8)(ответы обучающихся)

Конечно, работа карвингиста достаточно утомительна: устает спина, шея, руки, поэтому необходимо периодически делать разминку: перед работой и во время работы. Встаньте рядом с партой для выполнения физических упражнений.

Физминутка.

  • Потягивание вверх.
  • Наклоны головы вправо, влево и вперед, назад.
  • Круговые движения плечами.
  • Круговые движения кистями.
  • Повороты корпуса вправо и влево (руки на пояс)
  • Руки вверх, глубокий вдох.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(слайд 9, время показа 2.16 мин)

Итак, начнем. Положите перед собой доску, нож и помидор. Сейчас мы выполним розу из помидора. Помните нож очень острый, следует внимательно изучить все приемы работы и лишь, потом приступать к действию.

Переворачиваем помидор плодоножкой вниз и подрезаем донышко, но не отрезаем его. Затем продолжаем срезать кожицу помидора по спирали. Срезаемый слой должен быть шириной 10-15 мм. Необходимо срезать кожицу практически без мякоти. Кожица получается очень тонкой и может порваться, поэтому работать следует как можно ниже над доской, чтобы отрезаемая часть аккуратно ложилась на нее.

После того как помидор очищен, откладываем его в сторону.

Начинаем сворачивать кожицу с края который был отрезан последним. Используем следующие приемы (одновременно учитель показывает приемы работы): край кожицы сворачиваем в трубочку большим и указательным пальцем правой (или левой если левша) руки; продолжая держать скрутку правой рукой, левой аккуратно подаем кожицу и полностью сворачиваем ее в спираль; далее накрываем место скрутки донышком (оно у нас было отрезано вначале работы) и переворачиваем то, что сделали.

У нас получилась замечательная роза, которая украсит любое овощное или мясное блюдо. Доделываем свои цветочки и кладем на тарелочку.

(слайд 10, время 2.54 мин.)

Теперь берем огурец. Для резки лучше брать длинный гладкий огурец, но главное, чтобы на его кожице не было повреждений.

Сначала делаем заготовки для листиков. Для этого срезаем с огурца кожицу вместе с мякотью (примерно 5-6 мм толщиной) в форме овала.

В зависимости от размера огурца с одной стороны можно срезать 2 или 3 заготовки.

Кладем их на доску перед собой, оставшуюся часть огурца убираем в сторону. Для того чтобы наши овальчики стали похожи на листики мы сделаем прожилки посередине “листика” и зубчатые краешки. Для этого удобно использовать карбовочный нож треугольной формы, но можно работать и простым ножом.

Сделать прорез посередине заготовки вдоль (нож держать слегка под наклоном 35-45°). Затем сделать прорез, наклонив нож в другую сторону. Так мы вырежем с заготовки тоненькую полосочку, а посередине заготовки окажется центральная прожилка будущего листика. Таким же образом можно сделать боковые прожилки.

Далее вырезаем зубчики. !Нож держать вертикально! Работать самым кончиком! (выполняется показ действий). Вырезаем аккуратно зубчики разворачивая нож как необходимо. Следите за тем, чтобы зубчики были ровные.

Таким же образом выполняем еще 2 листика. (приблизительное время 10 мин.) Не забудьте после выполнения уложить листик рядом с розочкой.

Чтобы работать дальше, необходимо опять размяться. Выходим из-за парт для выполнения упражнений. Сейчас мне поможет выполнить разминку одна из вас.

Физминутка.(как пример)

  • Потягивание вверх.
  • Наклоны головы вправо, влево и вперед, назад.
  • Круговые движения плечами.
  • Круговые движения кистями.
  • Повороты корпуса вправо и влево (руки на пояс)
  • Руки вверх, глубокий вдох.

И продолжаем работу.

(слайд 11; время показа 2.16 мин)

Нам осталось научиться делать цветочек из редиса. Срезаем у редиса хвостик и остаток листиков. Тонкой линией ножом размечаем расположение листиков на редисе. Движением ножа на себя, тоненько срезаем кожицу редиса по намеченным линиям. Полностью срезать не надо. Лепестки должны просто раскрыться, как цветочек.

Далее подрезаем второй слой лепестков (он должен быть расположен между лепестками первого слоя), делаем это еще более аккуратно, следим, чтобы лепестки не были отрезаны полностью.

Можно попробовать сделать 3ий и 4ый ряд лепестков, в зависимости от размера редиса и собственного мастерства.

Далее работаем с серединкой. Ее мы нарезаем, держа нож вертикально, сначала на пластины, а потом поперек пластин на “тычинки”.

Делаем все очень аккуратно, соблюдаем технику безопасности. После нарезки тычинок, их надо слегка распушить.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Доделываем работу и оформляем цветочек на тарелку.

(слайд 12)

Наши цветочки с листиками смотрятся очень красиво, но как вы считаете, чем можно дополнить вырезанные элементы? (ответы обучающихся)

Конечно, зелень всегда украшает наш стол, а если ею дополнить вырезанные цветочки, то такая композиция несомненно привлечет внимание к любому блюду и вызовет аппетит. К тому же зелень очень полезна для пищеварения.

(слайд 13 ) А что можно делать из остатков овощей? (ответы обучающихся)

Да можно сделать салат, а еще помидор без кожицы добавляется при приготовлении борща.

Теперь посмотрим на результаты сегодняшнего урока. Какие красивые цветочки и листики у вас получились. Но следует заметить, что чем больше вы будете заниматься резкой по овощам, тем лучше будут выглядеть наши цветочки.(Учитель разрешает сфотографировать обучающимся свои работы)

Теперь быстро убираем свое рабочее место и достаем дневники и тетради.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Готовы? Давайте проанализируем, что вы узнали сегодня на уроке и чему научились? Напишите в тетрадь: чему вы научились сегодня на уроке.

(слайд 14) Вопросы для повторения (примерные)

  1. Что такое карвинг?
  2. Какие овощи используют для украшения блюд из овощей?
  3. Зачем украшают блюда?
  4. Какие инструменты используют?
  5. Какие правила следует соблюдать при выполнении розы из помидора?
  6. Чем дополняют подготовленные украшения?
  • Где можно найти информацию по карвингу и как научится другим приемам резки по овощам и фруктам?

(ответы обучающихся)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(слайд 15) Записываем домашнее задание.

  1. Подумать какие блюда лучше всего украсить цветами из овощей?
  2. В каких случаях важно украсить блюдо, а в каких это необязательно?
  3. Подумать, что еще можно вырезать из редиса и огурца. Выполнить дома придуманные элементы, зарисовать в тетрадь.

(организация самооценки деятельности обучающихся, выставление оценок за урок)

Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились.

Источники информации.

  1. Карвинг из овощей и фруктов: 35 фото шедевров этого искусства + обучающие уроки и мастер-классы для начинающих
    Источник: http://webdiana.ru/dom-i-semya/rukodelie/3177-karving-foto.html (13.01.2016; 21.22)
  2. КАРВИНГ, Художественная резьба по овощам и фруктам, Часть 2-я. Самоучитель карвинга http://supercook.ru/za-curving-02.html (13.01.2016; 21.32)
  3. Яндекс картинки https://yandex.ru/images (15.01.2016; 22.00)