Храм Христа Спасителя в Москве - выдающийся Архитектурный памятник, посвященный победе русского народа в Отечественной войне 1812 года (материал для проведения экскурсии)

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


ЦЕЛЬ ЭКСКУРСИИ

Рассказать о храме Христа Спасителя, воздвигнутом в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Экскурсия направлена на воспитание патриотизма, уважения и любви к памятникам истории России, её славным победам. Экскурсия дополняет и конкретизирует знания учеников по истории, помогает им увидеть в подлинном виде то, что они уже узнали из школьных учебников, воспитывает любознательность, стремление к творчеству. Побывав в храме-памятнике, некоторые из её участников в дальнейшем проявили интерес к этой теме, стали самостоятельно изучать дополнительную литературу, побывали на экскурсиях в музее Отечественной войны 1812 года и в Музее-панораме “ Бородинской битва”.

ИСТОРИЯ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

12 июня 1812 г. французские войска начали вторжение в пределы России. Их возглавлял Наполеон, покоривший всю Европу. Много бед натворили французские солдаты. Победа русских в Отечественной войне 1812 г. досталась дорогой ценой. Погибли воины и мирные жители, города и села превратились в руины. Особенно пострадала Москва – второй по величине город Российской империи. В огне пожара сгорели многие здания, сооружения, ценности. В войне 1812 г. Москве принадлежит особая роль. И именно поэтому здесь больше всего памятников, посвященных этой героической эпохе. О самом главном церковном памятнике, построенном в ознаменование победы над Наполеоном, храме Христа Спасителя, пойдет речь.

В день Рождества Христова 25 декабря 1812 г., когда последний солдат армии Наполеона был изгнан из пределов России, император Александр I издал Высочайший Манифест “О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование и Промыслу Божию за спасение России от врагов”. “Да простоит сей Храм многие века и курится в нем перед святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанию в делах их предков” - говорилось в Манифесте.

Высказанная в Манифесте идея строительства храма-памятника получила поддержку русских людей. В 18 веке в России возводилось немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, обелиски, колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решило общенародное движение, потребовало другого памятника – храма. Идея построения храма-памятника воскрешала традицию храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное повиновение погибших. В Москве в честь победы на Куликовом поле построили храм Всех святых. Собор Покрова на рву на Красной площади соорудили в память о победе над Казанским ханством, собор во имя Казанской иконы Божией Матери в другой стороне Красной площади напоминает об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

В 1814 г. был объявлен конкурс на лучший проект храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года. В нем участвовали архитекторы А.Н.Воронихин, Д.Кваренги, В.П.Стасов и другие, но победил проект А.Л.Витберга. Первоначально свой

грандиозный храм он предполагал построить в Кремле, для чего пришлось бы снести там несколько древних построек. Но эту мысль Александр I отверг сразу. Император пожелал соорудить храм за городом, поскольку в Москве “нет достаточного места, потребного для изящного здания”. После обсуждения место для сооружения было выбрано на Воробьёвых горах, которые Александр I назвал “короною Москвы”. Место очень красивое, видное издалека, к тому же располагалось между Смоленской дорогой, по которой неприятель входил в Москву, и Калужской дорогой, по которой он покидал её. На возведение собора из казны выделили 16 миллионов рублей. Кроме этого, со всех уголков Российской империи поступали пожертвования от разных людей, чтобы увековечить память о победе.

По проекту А.Л Витберга нижний храм, в честь Рождества Христова следовало разместить под землей, Там предполагалось высечь имена воинов, павших в войне 1812 года. Средний храм, в честь Преображения Господня, представлял в плане крест, по периметру которого располагались статуи. Верхний храм, в честь Воскресения Христова, предполагалось сделать круглым. Высота собора достигала 237 метров от подножия горы до креста, высота наземной часть составляла 170 метров.

12 октября 1817 года, в день пятилетнего юбилея ухода французских войск из Москвы, состоялась торжественная церемония закладки храма. В 1820 году начались земляные работы, которые продвигались медленно: нужны были особо подготовленные специалисты, большие материальные средства. Песчаные почвы Воробьёвых гор не смогли выдержать огромной нагрузки. От возведения храма на этом месте пришлось отказаться.

В 1825 году на престол взошел Николай I, брат Александра I. Новый император считал необходимым довести строительство храма до конца. В 1829 году был объявлен второй конкурс проектов, в котором приняли участие архитекторы Ф.М.Шестаков, О.И.Бове, многие другие архитекторы, но был утверждён проект К.А.Тона. Автор проекта предложил на выбор три места для сооружения храма: место Страстного девичьего монастыря на Тверской улице, площадь на берегу реки Яузы за Воспитательным домом и место Алексеевского женского монастыря на Пречистенской набережной. Во всех случаях храм хорошо вписывался в существующую застройку. Император утвердил третий вариант. Храм должен был стать самым высоким зданием Москвы. Вместо старого классического стиля архитектор проектирует своё сооружение в русско-византийском стиле, что очень понравилось Николаю I, который поддержал проект, особенно подчеркивая важность возведения храма только из отечественных материалов и только силами русских мастеров.

В 1837 году началась подготовка строительной площадки. Алексеевский монастырь был переведён в Красное село. Руководить постройкой нового храма поручили генерал-губернатору Москвы Д.В.Голицыну, который возглавил специально созданную для этого Комиссию.

10 сентября 1839 года, как только фундамент здания был готов, состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. Она была приурочена к 25-летию завершения войны с Наполеоном и взятия Парижа. В закладке храма приняли участие Николай I и наследник престола, будущий император Александр II. Присутствовали также георгиевские кавалеры – ветераны 1812 года .

Более 40 лет возводился храм-памятник. Работы велись медленно, но тщательно. На строительство из казны было выделено 15 миллионов рублей. Строителями было уложено в это сооружение более сорока миллионов кирпичей, толщина наружных стен храма достигала 3,2 метра, внутренних – 1,4 метра. Размеры храма были огромны. Высота 103 м., диаметр центрального купола 25,5 м.

Основание храма представляет квадрат, имеющий с каждой стороны портал и образующий таким образом крест. Фасад одинаков со всех четырех сторон. Все здание увенчано пятью главами, главная из которых своими размерами превосходит все остальные и придаёт единство и полноту всему зданию. Круглая стена этой главы лежит на 8-гранном основании и обведена рядом красивых столбиков, соединенных арками, под которыми через одну пробиты окна. Всё же здание освещается шестнадцатью окнами в главном куполе и 36 над хорами. Внутри четыре колоссальных столпа поддерживают здание. От расположения этих столпов и порталов образуются двойные стены, а между ними – коридор, идущий по обычаю древних христианских церквей вокруг всего храма. Над коридором помещаются пространные хоры.

Внешняя часть храма украшена двойным рядом горельефов, исполненных из русского мрамора скульпторами А.В.Логановским, Н,А.Рамазановым, П.К.Клодтом. В верхних медальонах помещены скульптурные изображения Христа Спасителя, чудотворных икон – Иверской, Владимирской, Смоленской, изображения святых, в дни празднования которых происходили основные сражения Отечественной войны 1812 года.

Композиции нижнего ряда горельефов отображают исторические события, связанные с победами русских воинов, важные моменты войны.

Отдельные фигуры над арками окон и ворот фасадов изображают святых благоверных князей, просветителей и хранителей христианской веры. Горельефы над воротами западного фасада символически показывают русские войска, находящиеся под покровительством небесных сил

В храм вели 12 дверей – по три с каждой стороны, их изготовили техникой гальванопластики из тёмной бронзы.

Внешняя отделка осуществлялась исключительно русским камнем. Паперти и каменные ступени выполнены из финляндского гранита темно-красного цвета, которым облицован и наружный цоколь всего храма. Для пола и стен, где не было росписей, использовался лабрадор темно-зеленого цвета, добываемый в Киевской губернии, порфир из Олонецкой губернии. В оформлении интерьера применялся итальянский мрамор пяти сортов, так как найти в России отделочный камень соответствующего качества было трудно.

Окончательный вариант проекта интерьера был утвержден Александром II в 1873 году. Сюжеты росписей и скульптурного убранства подобраны митрополитом Филаретом (Дроздовым) с тем, чтобы они совпали с датами церковных праздников, в дни которых происходили военные события 1812-1814 гг.

Внутренне убранство храма было великолепно: росписи известных художников Ф.А.Бруни, В.П.Верещагина, И.Н.Крамского, В.Е.Маковского, Г.И.Семирадского, И.И.Сурикова, прекрасные иконы с уникальными окладами, мозаичный пол, отделка стен, утварь, осветительные приборы.

Внутреннее пространство храма разделено на алтарную, подкупольную и трапезную части.

Главный иконостас храма, посвященный Рождеству Христову – восьмигранная часовня высотой 27 метров из белого мрамора, покрытая инкрустациями из различных пород мрамора, украшенная резьбой и увенчанная позолоченным бронзовым шатром.

Храм является живой летописью победы русского народа с завоевателями. В галерее, которая окружала храм со всех сторон, установили 177 мраморных плит, каждая размером 5,6 кв. м., на которых приводились даты и описания сражений, имена командующих войсками, названия воинских соединений и частей народного ополчения перечень пожертвований. Были там также тексты главных документов Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг. Всего на мемориальных досках значилось 3775 фамилий доблестных героев войны. Там же выставили ключи покоренных городов и трофейные знамена. Это был первый музей Отечественной войны 1812 года.

К 1881 году завершились работы по устройству набережной, отделки площади-террасы вокруг храма, установка наружных фонарей.

В 1880 году император Александр II утвердил официальное название собора – кафедральный собор во имя Христа Спасителя. Престольным праздником храма было Рождество Христово, отсюда и второе его название – Собор Рождества Христова.

Освящение храма состоялось 26 мая 1883 года, через 11 дней после коронации императора Александра II и стало частью коронационных торжеств. Храм Христа Спасителя стал символом величия духа русского народа, одной из главных святынь Российского государства, символом национально-государственной идеи “Православие, самодержавие, народность”, и должен был по словам высочайшего Манифеста , “...свидетельствовать перед лицом всего мира, сколь свят и неразрывен из века в век союз любви и взаимной веры , связующих Монархов России с верноподданным народом”.

Почетными гостями при освящении Храма Христа Спасителя были императрица Мария Федоровна, цесаревич Николай Александрович, другие члены императорского дома, иностранные гости, представители дипломатического корпуса. Митрополит Московский Иоанникий (Руднев) освятил собор и отслужил первую литургию. Эта дата и считается официальным днем открытия Храма Христа Спасителя.

В эти дни в стенах храма впервые прозвучала увертюра “1812 год” П.И.Чайковского, специально написанная к этому событию. Здесь пели Ф.И.Шаляпин и К.В.Розов. Регентами хора, одного из лучших в Москве, были композиторы А.А.Архангельский и П.Г.Чесноков.

Храм играл значительную роль в жизни Москвы. Богослужения в нём проводились ежедневно. Здесь проходили все главные юбилеи и торжества: отмечалось празднование 500-летия со дня представления Сергия Радонежского, Гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому русскому писателю. Дважды в год в храме совершались торжественные службы и крестные ходы в память освобождения Москвы и России от наполеоновских войск.

При храме было создано Общество хоругвеносцев, открыта библиотека, были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, устраивались экскурсии. Пожертвования, постоянно собираемые в храме, шли на оказание материальной помощи бедным.

Храм Христа Спасителя явился не только прекрасным произведением искусства, но и незаурядным примером передовой инженерной науки. Многие решения К.Тона были уникальными в строительной технике того времени: и монолитный фундамент; и металлическая сетка, дававшая зазор между штукатуркой и стеной для циркуляции воздуха и защиты росписей; специальная система громоотводов и первые в Москве электрические лампы, поставленные перед храмом. То, что позднее храм не дал при усадке ни малейшей трещины, говорит о блестящем инженерном расчете архитектора.

После кончины императора Александра III в 1894 году было решено поставить ему памятник на восточной стороне Храма Христа Спасителя. Над созданием памятника трудились скульптор А.М.Опекушин, архитектор А.Н.Померанцев. Памятник строился на народные деньги , по подписке было собрано почти два с половиной миллиона рублей. Установка памятника украсила общий ансамбль. Около храма были высажены деревья и цветы, так что образовался своеобразный парк.

Высота храма до вершины креста 103,48 м. Длина креста – 8,5 м. Диаметр главного купола равен 29,87 м. В храм вмещалось десять тысяч человек.

Предполагалось, что вблизи Храма Христа Спасителя будет создан музей Отечественной войны 1812 года. Духовенство храма принимало активное участие в сборе экспонатов для него. Планировалось соорудить около храма памятники императорам Александру I и Николаю I, полководцам М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли. Место вокруг храма должно было стать мемориальным центром, посвященным событиям Отечественной войны 1812 года. Но этому плану не суждено было исполниться. Храм-памятник воинской славы, главный Храм России был варварски уничтожен в 1931 году. Его место предназначалось для грандиозного Дворца Советов, уступами поднимающегося к небу, с фигурой Ленина на вершине. Дворец так и не был построен. Долгое время на месте великолепного храма зияла чудовищная яма, а в 1958 году здесь был открыт плавательный бассейн.

Но времена изменились. 7 января 1995 года состоялась закладка Храма Христа Спасителя на прежнем месте, а 19 августа 2000 года Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя. Благодаря фотографиям и описаниям удалось с большей степенью точности воссоздать храм таким, каким видели его люди в XIX веке.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

При подготовке к экскурсии учащиеся были ознакомлены с правилами поведения в православном храме. Экскурсия проводилась для учеников 8 класса после изучения учебных тем “ Отечественная война 1812 года”, “Заграничные походы русской армии”. “Художественная культура России в первой половине XIX в.”.

1. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Перед проведением экскурсии ученики получили дополнительное задание: подготовить сообщения по темам:

1. Москва в Отечественной войне 1812 года.

2. Памятники Отечественной войны 1812 года в Москве.

3. История создания храма Христа Спасителя,

4. Архитектурные особенности памятника.

2. ЭКСКУРСИЯ В ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Учитель в своём рассказе дополнил краткие сообщения учеников. Экскурсия началась прямо у выхода из станции метро “Кропоткинская”, чтобы рассмотреть весь храм целиком. Затем учащиеся спустились в сад, окружающий храм, чтобы увидеть детали памятника. Ученикам предложили рассказать об историческом месте, где стоит храм, представить его окружение в Москве XIX века, запечатлеть памятник в фотографиях. В этой части экскурсии использовались иллюстрации и фрагменты видеофильма о храме Христа Спасителя из Интернета.

В качестве основного композиционного принципа построения экскурсии учитель использовал хронологический принцип. Применялись приёмы описания и объяснения, панорамного показа, экскурсионного анализа, сравнения и аналогии, зрительной реконструкции.

Внимание учащихся было обращено на размеры храма, наружные украшения, купола, двери, окна, колокола.

Показ и описание внутреннего убранства храма помогли ученикам узнать особенности устройства храма-памятника внутри: столпы, коридор , приделы, иконостас-часовня, росписи, памятные доски о сражениях и героях Отечественной войны 1812 года.

Активная деятельность учеников : наблюдение, изучение, исследование, принесли свои результаты – отчеты об экскурсии в храм Христа Спасителя получились интересными, а их обсуждение показало, что цели экскурсии были достигнуты.

3. ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С ТЕРМИНАМИ, ПОНЯТИЯМИ, НАЗВАНИЯМИ, ВСТРЕЧАЮЩИМИСЯ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ

Учащиеся были познакомлены с терминами, понятиями, названиями, используемыми в ходе экскурсии:

- арка

- гальванопластика

- горельеф

- иконостас

- кафедральный собор

- литургия

- паперть

- портал

- Преображение Господне

- Рождество Христово

- фасад

- фриз

- хоры

- часовня

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Азбука московская для детей и родителей. М., 2009.

2.Москва: Энциклопедия. М., 1997.

3.Глушкова В.Г. Православные святыни Москвы. М.,2007.

4.Козлов В.Д.,Святославский А.В. Москва в экскурсиях. М., 2003.

5.Кравченко Т.Ю. Русские художники, скульпторы, архитекторы. М., 2007.

6.Лебедева Л. Храм Христа Спасителя. М., 2011.

7.Торопцев А.П. Что мы знаем о Москве. М., 2005.

8.Храм Христа Спасителя: Сборник / Сост. Полиновская Л.Д. М., 1996.

9.Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели 1813-1931. М., 1992.