Появление казачества на Дону

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


(слайд 1)

Педагогически задачи

  • обеспечить условия для изучения событий связанных с появлением казачества на Дону;
  • создать условия для развития умений работать с историческим источником;
  • дать учащимся целостное представление об историческом своеобразии родного края;
  • развивать у учащихся интерес к родной истории.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

  • познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону;
  • знать о казачьем заселении Нижнего и Верхнего Дона, о первых казачьих городках;
  • познакомиться с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке,
  • знать о первых письменных упоминаниях о донских казаках, Войске Донском;
  • объяснять и применять понятия: казак, атаман, есаул, Войсковой круг, булава, насека.

Личностные:

  • воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего  ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • владение умениями анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы;
  • использовать различные источники информации;

Предметные:

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
  • знание хронологии изучаемого периода;
  • знание исторических фактов изучаемого периода;
  • рассказ об исторических событиях, их участниках;
  • соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Ход урока

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

1. Появление казаков на Дону.

(слайд 2) Родина! Отчизна. Любимый край. Полыхающие зори по утрам, бездонное небо в звездах, розовая дымка цветущих садов, бескрайнее море спелых хлебов, терпкий полынный запах степных ветров. Это земля твоих дедов и прадедов, это милый уголок, к которому прикипело твое сердце, которого вовек не забыть, не разлюбить. Отчизна у всех одна. А родина... это то место, где ты родился...

Л. П. Александровская

Учитель: Место, где родился и живет человек, мы называем малой родиной.

Вопрос: Как называется наша малая родина? (слайд 3)

Учитель:

Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьяны..
Ширь земли да небесная лепь!
Разлилось, развернулось на воле
Припонтийское Дикое поле,
Темная Киммерийская степь.
Вся могильниками покрыта-
Без имян, без конца, без числа...
Вся копытом, да копьми взрыта,
Костью сеяна, кровью полита,
Да народной тугой поросла.
М. Волошин

В древности ее называли Диким полем. От Воронежа до берегов Азовского моря простиралось Дикое поле – необъятная седая ковыльная степь Летом по степи гуляли горячие ветры, зимой нависали вьюги, со стоном вскипали бураны и вихрями кружили снежную пыль. Сурова и неприветлива была степь в непогоду. И только весной она становилась ласковой и щедрой. Во множестве водились здесь зайцы, дикие козы, волки, лисы, всевозможная птица. В реках в огромных количествах ловилась рыба.

С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все больше привлекали решительных и смелых людей, бежавших из Московского государства мечтавших освободиться от крепостничества. Приходили на Дон и из других земель и стран. Они объединялись и вели жизнь полную тревог и опасностей. За ними закрепилось название “казаки”. (слайд 4)

Выступление учащегося с сообщением “ Когда и кого называли “казаками”

У персов под этим словом подразумевались люди, состоявшие на службе, оплачиваемой казной; у арабов – это всадник, сражающийся за веру и закон пророка; по-монгольски это слово значит “свободный воин, броня, щит и крепкий оплот по охране границы, военный страж”; по-тюркски – бездомный скиталец, бесприютный изгнанник. В русских источниках – казак - прежде всего, свободный человек, по каким-то причинам порвавший со средой, к которой он принадлежал раньше. Казаками называли тех, кто нес военную службу. Например, в русских былинах одного из любимых героев – Илью Муромца - называют “старыя казак”. Казаками именовали гонцов, посылавшихся с вестями или грамотами из Москвы в Крым. В ХVI веке казаками называли служилых людей. Это могли быть и русские, и татары, и представители других народов.

Учитель: Таким образом, мы можем сделать вывод, что словом “казак” в ХVI веке называли вольных, нанимающихся на военную службу людей. (запись в тетради)

2. Первые казачьи городки.

Поначалу у казаков были временные жилища: шалаши и землянки. Вооруженные отряды казаков – станицы - ставили свои станы в неприступных местах, в дремучих лесах, на островах, поросших камышом, в излучинах рек. Со временем из стана вырастал городок. Первые городки стали возникать на Дону в середине ХVI века. (слайд 5)

Первое документальное упоминание о казачьих городках относится к 1549 году (запись в тетради). Тогда ногайский князь Юсуф жаловался царю Ивану IV: “Холопи твои, нехто Сары-Азман, словет, на Дону в трех и в четырех местах города поделали... Да наших послов... и людей стерегут да разбивают”.

Вопросы к документу:

  1. Как звали донского атамана?
  2. Как назывались поселения казаков?
  3. На что жалуется ногайский князь?

Задание: По рисунку опишите, как выглядел казачий городок.

Дополнение к ответам учащихся: Казаки укрепляли свои городки земляным валом, на валу ставили деревянный частокол с острыми кольями. Наружную сторону обвешивали острыми колючками старой акации или терна. Позже казаки стали обносить городки крепкими и высокими, метра три или даже пять, стенами. По углам этих стен строили специальные укрепления – бастионы, или раскаты, по-казачьи. На этих раскатах всегда стояли мощные чугунные пушки. Их казаки отбивали у своих врагов, а позже, когда стали получать жалование от Московского правительства, пушки присылали на Дон из Москвы.

(слайд 6) Наиболее древними казачьими городками были Мигулин, Каргалы, Урюпин, Махин, Черкасский.

Казаков, основавших городки в низовьях Дона, называли низовыми. Казаков, проживавших на Верхнем Донуверховыми.

3. Управление в казачьем войске. (слайд 7)

Учитель: Донские казаки считали себя войском Донским. В 2549 году в царской грамоте впервые упоминается о войске Донском. В ней сообщалось о присылке “к нашему царскому величеству” казака Пронки “от всего войска”

Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор – Войсковой круг, это был высший орган власти на Дону. Проходил Круг на майдане. Майдан – свободное от построек, круглое место. На кругу решались самые важные вопросы казачьей жизни: кому объявлять войну и с кем заключать мир, когда выступить в поход и куда отправить послов, кого выбрать атаманом и где заложить новый городок. На Кругу принимали в казаки, женили казаков и, наоборот, разводили. Обычно казачий Круг собирался раз в год - весной. Прийти на Круг имели право все мужчины не моложе семнадцати лет. Женщины не допускались.

В промежутках между собраниями власть принадлежала атаману.

Атаманвыборный предводитель, вожак у казаков. Есаул – помощник атамана, в случае необходимости мог его замещать. Войсковой атаман избирался на год. По истечении срока службы он являлся на Круги, поклонившись казакам на все четыре стороны, складывал знаки своей власти – насеку и булаву.(запись в тетрадях)

Булава – знак атаманской власти. Состояла из короткой палки орехового или другого легкого и прочного дерева. На конце прикреплялся серебряный с позолотой шар. Рукоять отделывалась серебром.

Насека – знак атаманской власти. Длинный жезл из крепкого дерева, на котором делались насечки по числу избранных атаманов. Булаву атаман держал в правой руке, а насеку - в левой, опираясь на нее как на посох.

Если атаман показывал себя умным и умелым организатором, храбрым командиром, то его могли избрать и на следующий срок и еще на несколько сроков. Если же атаман не оправдывал надежд, его смещали, даже не дожидаясь срока.

Законы у войска были свои собственные, основанные на обычаях. Наказывали за трусость приговором в куль да в воду. За совершенный подвиг казака брали на руки и качали с криком “ура”.

4. Занятия донских казаков.

Беспокойной была жизнь донских казаков, протекала в походах и сражениях. Война превратилась для них в один из важнейших промыслов. Ловкость, находчивость , быстрый конь, летучий аркан, меткая стрела и пуля спасали казаков в бескрайних просторах степи. Казаки ходили в сухопутные и морские походы. Все добытое в походах (разнообразные ткани, оружие, пленных) делили между собой - дуванили дуван.

Задание: прочтите отрывок из книги “Как у нас-то было на тихом Дону” (авторы Л.Новак, Н Фрадкина) и определите, какие были еще занятия у казаков (запись в тетради)

“Природа донского края, высокие травы, в которых всадник утопал, как в зеленом море, дремучие леса, скрывавшие многочисленных диких зверей, несметные рыбные богатства располагали к мирным занятиям – охоте и рыболовству.. Собравшись человек по сто, казаки- гулебщики (охотники) уходили далеко от своих станов..., выезжали в степи, где охотились по два-три месяца. На легком челне, выдолбленном из большого дерева, выходили казаки на ловлю рыбы... Из походов пригоняли табуны лошадей и гурты скота. На Дону были отличные пастбища с густой травой.... Земледелием казаки долгое время не занимались: мешали непрерывные набеги кочевников, уничтожавших посевы. Круг даже запрещал занятие земледелием, чтобы военным промыслам помехи не было” (слайд 8)

III Закрепление изученного материала. (слайд 9)

Задание: заполните пропуски в тексте

В древности территорию Донского края называли ... ... . На Дону нанимающихся на военную службу вольных людей в ХVI веке называли ... . Первое документальное упоминание о казачьих городках относится к ... году. Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор – ... ... . ...– помощник атамана, в случае необходимости мог его замещать. Войсковой атаман избирался на ... . Символами атаманской власти были бунчук и ... . Главными занятиями казаков были: ..., ..., ..., охота.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Подготовить по теме урока кроссворд (не менее 8 слов) или презентацию (по выбору учащихся)

VII Итоговая рефлексия

Карточка с заданием “Продолжить фразу”:

  • Мне было интересно...
  • Я сегодня понял, что...
  • На следующем уроке я хочу ...
  • Доволен ли ты своей работой?

Литература.

  1. “Как у нас-то было на тихом Дону”, Новак Л., Фрадкина Н., Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство 1985
  2. “Славен Дон”, .Астапенко М.П., Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство 1985
  3. История Донского края, Астапенко М.П., Астапенко Е.М., Ростов-на-Дону: ООО “Мини Тайп”, 2005
  4. История Донского края, Веряскина О.Г., Ростов-на-Дону: Ростовский издательский дом, 2004
  5. “Истории строки”, Александровская ЛП, Ростов-на-Дону: ООО “Ростиздат”, 2004