Итальянские колонии в Причерноморье

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Тип урока: Изучение нового материала.

Технология проблемного обучения, сотрудничества.

Методы: словесный, наглядный, интерактивный, персонифицирующий.

Цель урока: формировать нравственно-патриотическое сознание учащихся.

Задачи урока: достижение следующих результатов:

  • Личностных – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей, формировать представление жизни людей в средние века.
  • Предметных – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, развивать творческий потенциал учащихся.
  • Метапредметных - воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ.

Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint”, интерактивная доска, фотографии Венеции, Генуи, итальянских купцов.

Предварительная подготовка: дети выучили стихи о родине, нарисовали рисунки, соответствующие тематике.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

- Приветствие.

Ребята, давайте с вами, определим тему и цель нашего урока.

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

- Верно, ребята.

Мы сегодня будем говорить об итальянских колониях Причерноморья

- Познакомимся с жизнью средневековых колонистов.

ІІІ. Актуализация знаний.

Ребята, вспомните из курса всеобщей истории хронологические рамки средневековья.

- Верно, ребята.

Учитель /слайд 2/

Хронологические рамки средневековья различны для различных континентов и даже отдельных стран. На территории Северного Кавказа начало средневековья связывают с эпохой Великого переселения народов и, прежде всего, с завоевательных походов гуннов.

Но мы с вами сегодня будем рассматривать XIIІ-XV вв.

Что же происходило в это время на берегах Черного моря.

Ученики (ученики аргументируют свои ответы)

Учитель / слайд 3/

Перед вами название колоний, которые были расположены на Побережье Кавказа.

Уч-ся читают

Монлако, Копа, Матрега, Мапа, Кафа, Себастополис, Бата.

Учитель

Кто из вас слышал или читал об этих территориях?

Посмотрите, какие интересные названия поселений. Что вы знаете об этих поселениях?

Учитель

Ребята, мы живем с вами в Краснодарском крае, отдыхаем на берегах Черного моря, и историю своего региона должны знать. И сегодня на уроке мы исследуем и много нового узнаем о своем крае.

Но для того чтобы продолжить наш урок вам надо вспомнить такие термины как колония и колонизация.

Ученики отвечают.

  • Колония – это поселение, основанное за пределами государства
  • Колонизация – освоение и заселение новых территорий внутри или вне своей страны

Учитель. / слайд 4/

- Давайте проверим правильно вы дали ответ

- Молодцы! Все верно! Давайте с вами рассмотрим представленный перед вами рисунок.

- Учащиеся рассматривают и дают комментарии к рисунку.

Учитель / слайд 5/

Итальянское купечество в средние века проникает на территорию Причерноморья. Колонизация сопровождалась соперничеством между двумя крупными городами – Венецией и Генуей

Работа по карте. /слайд 6/

Ребята, посмотрите на карту. Определите, на каком полуострове находятся Венеция и Генуя?

Как называется страна?

Посмотрите внимательно, на какую вещь похож полуостров?

Правильно. Молодцы ( полуостров - Апеннинский, страна – Италия, вещь, на которую похож полуостров - сапог)

Учитель / слайд 7-8/

Торговое соперничество между Венецией и Генуей длилось до второй половины XІІІ в. Ну генуэзцам удалось изменить ситуацию. В 1260 г. они помогли восстановить Византийскую империю и император Михаил Палеолог заключил с властями Генуи договор, по которому купцы из Генуи получили право на плавание и торговлю в Черном и Азовском морях. Освободившись от уплаты некоторых налогов, генуэзцы увеличивали свои доходы. Процесс колонизации Причерноморья и Приазовья сопровождался острой конкурентной борьбой как между Генуей и Венецией, таки между основанными ими факториями. В 60-е годы XIІІ века Генуя обосновывается в Каффе, которая становится крупнейшим портом и торговым центром в Причерноморье. Венецианцы создали фактории в Солдайе (ныне г. Судак в Крыму). Всего в Крыму, Приазовье и на Кавказе насчитывалось около 40 итальянских факторий-колоний.

Кто же управлял этими колониями, и кто проживал на этих территориях?

Ученики.

Управлялись колонии консулами – байоло, избираемые в метрополии на 1-2 года. С консулами в управляли факториями купцы-нобили( граждане метрополии) и граждане фактории и выборные городские советы. Гражданами факторий в основном были итальянцы

Состав населения был чрезвычайно пестрым: греки, армяне, русские, евреи, татары. Они обладали определенными юридическими правами, свободно могли исповедовать религию, несли военную и гражданскую службу, участвовали в совместных торговых компаниях. Периодически колонии подвергались разорению со стороны татар.

Важнейшими генуэзскими колониями на Кавказе были Матрега, Копа, Мапа и другие.

Учитель

По какой причине генуэзцы оказались на берегах Черного и Азовского морей?

Мозговой штурм /Слайд 9/

Ребята, перед вами товары, которые генуэзцы вывозили и ввозили на берега Причерноморья.

Назовите товары, которые привозили.

Перечислите товары, которые вывозили из Причерноморских колоний.

А все ли товары, которые перед вами, можно было приобрести на рынках средневекового Кавказа.

Уч-ся отвечают.

Товары, которые ввозили –

  • Из Германии и Италии – сукно.
  • Из Греции – масло и вино
  • Из стран Азии- пряности, мускус, драгоценные камни.
  • Из Африки – слоновую кость

вывозили – зерно, соль, кожу, меха, воск, мед, лес, рыбу, икру, рабов

Все товары доставляли только морским путем?

Учитель /слайд 10/

- Верно, ребята. Товары доставляли не только морским но и сухопутным путем. И этот путь был из Китая в Крым и из Крыма в Китай.

Учитель /слайд 11/

Перед вами картина. Рассмотрите ее и скажите, какие товары привезли купцы для продажи.

Среди торговых операций генуэзцев особое место занимала работорговля. Рабами становились военнопленные, жертвы морского разбоя, бедняки, не сумевшие вовремя расплатиться с долгами. Работорговля была очень выгодным занятием и приносила доход всем, кто с ней соприкасался.

Работа по тексту источника /слайд 12/

А теперь ребята отправимся в путешествие /слайд 13/

Перед вами карта – это наш путеводитель, который поможет раскрыть секреты названий поселений.

Посмотрите внимательно на карту.

Скажите, в каком поселении соединяются все торговые пути.

Какому государству ранее принадлежала Феодосия?

Правильно. А теперь в составе, какого государства.

Правильно. Молодцы!

Физкультминутка.

Ученик  /слайд 13/

Кафа (Феодосия). В 1266 г представители Генуи договорившись с Золотой Ордой получили во владение Кафу (современную Феодосию в Крыму). Она стала центром причерноморских колоний. Золотоордынцы совершали грабительские набеги на Кафу и другие поселения. Из Кафы осуществлялось управление другими торговыми поселениями через назначаемых должностных лиц- консулов. Консулы были только в самых важных торговых центрах. (Копа, Тана, Себастополис). Консул не получал жалованья и жил на часть средств, поступающих от сбора пошлин и штрафов. К управлению колониями генуэзцы привлекали черкесскую знать. Для укрепления своего положения колонизаторы использовали браки с представителями.

Ученик  /слайд 14/

Матрега (Тамань) Самая крупная генуэзская колония на Северо-Западном Кавказе. Располагалась на Таманском полуострове (на месте бывшей Тмутаракани). Это был важный порт, в котором происходила перегрузка с больших кораблей, не способных к плаванию по Азовскому морю и рекам. Матрега была укрепленным городом, населенным представителями различных племен и народов. Пролив Босфор и пролив Дарданеллы, соединяет Мраморное и Эгейское море. Скупая у горцев воск, рыбу, меха и другие товары, итальянские купцы привозили на Кавказ восточные и западные товары. В Матреге была создана католическая епархия, которая руководила процессом перехода местного населения, но больших успехов ей не удалось добиться

Ученик /слайд 15/ Ло-Копа или Копарио, а в наши дни город – Славянск-на-Кубани

Население этой колонии занималось рыболовством, солением рыбы и приготовлением икры. Икра и деликатесные породы рыб закупались иноземными купцами. Известно также, что генуэзцы держали в столице Византийской империи рыбные ряды. В XІV в. Копа стала крупнейшим в Северном и Восточном Причерноморье центром рыбной торговли. Консул Копы имел право чеканки монеты. Устав колоний определял основные правила торговли. Цену на рыбу совместно назначал консул, купцы и местная знать.

Работа по тексту источника /слайд 16/ “Из устава генуэзских колоний”

Вопросы:

1. Что обеспечивало высокие прибыли генуэзских купцов?

2. Чем объяснялась, высокая цена на соль и как ее удавалось поддерживать?

Ученик /слайд 17-18/

На месте античной Горгипии (Анапа) на крутом берегу Черного моря генуэзцы воздвигали свою крепость - факторию Мапу. Именно от нее шла знаменитая тогда генуэзская дорога к верховьям р. Кубани. Дорога по тому времени была хорошо оборудована, имела перевалочные базы и, очевидно неплохо охранялась. Генуэзцы были кровно заинтересованы в безопасности своих купеческих караванов, которые передвигались по кавказской территории. Адыгская знать видела в торговом сотрудничестве с генуэзцами большие выгоды

Повторение и закрепление знаний. /слайд 19/

Задание. У вас на столах лежат конверты с заданием. Вам сейчас предстоит соотнести название колоний с названием городов современного времени. Например, Кафа – Феодосия и т.д.

Рефлексия. /слайд 20/

  1. Что я узнал на уроке?
  2. Чему я научился
  3. Что я хотел бы еще узнать?

Домашнее задание. 

Написать сочинение “Приключение торгового каравана в пути из Генуи в Кафу”.