Рейтинг@Mail.ru

Славянская мифология. Домовой – славянское божество. 5-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: дать представление о славянских божествах, показать образность, поэтичность славянской мифологии.

Образовательные задачи урока:

  • закрепить представления пятиклассников о мифологии;
  • познакомить со славянскими мифами;
  • сформировать навык работы со справочной литературой, с энциклопедическими словарями;

Развивающие задачи урока:

  • развивать ценностное отношение к чтению.

Воспитательные задачи урока:

  • воспитывать уважение к народным верованиям и традициям;

Структура урока (план):

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя о славянской мифологии и ее своеобразии.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа с презентацией, оформление записей в тетрадях.
  4. Беседа по вопросам.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Содержание этапов урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

На прошлом уроке мы начали разговор о мифах наших предков - славян? Надеюсь, тема нашего урока будет для вас очень интересной, запишите в тетради:Славянская мифология”.

В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, славяне еще не знали письменности.

Мифологические представления наших предков продолжают жить в народных традициях, праздниках, верованиях и обрядах, а также в песнях, сказках, заговорах и приметах. Древние мифологические персонажи вроде леших, русалок, водяных, домовых и чертей ярко запечатлелись в речи, пословицах и поговорках.

II. Актуализация опорных знаний.

До крещения Руси, наши предки, также как и древние египтяне, греки, верили, что мир управляется не единым Богом, а многими.

Что это были за божества, мы узнаем из ваших сообщений.

1) Проверка домашнего задания.

(Домашнее задание- краткие сообщения о Перуне, Велесе, Даждьбоге, Стрибоге, Купале, Масленице, Костроме и др.готовилось по группам в виде презентаций, докладов. Ответы учащихся)

Понравилось знакомство с персонажами славянской мифологии?

- Кто из персонажей славянской мифологии наиболее поразил вас? Запомнился? Почему?

2) Работа с отрывком рассказа “Бежин луг” И.Тургенева

(Читают подготовленные учащиеся, остальные следят по тексту).

Послушаем разговор детей из рассказа “Бежин луг” писателя Тургенева.

Ну, нет, это не лягушки... какие это... (Цапля опять прокричала над рекой.) Эк ее! — невольно произнес Костя, — словно леший кричит.

— Леший не кричит, он немой, — подхватил Ильюша, — он только в ладоши хлопает да трещит...

— А ты его видал, лешего-то, что ли? — насмешливо перебил его Федя.

— Нет, не видал, и сохрани Бог его видеть; но а другие видели. Вот на днях он у нас мужичка обошел: водил, водил его по лесу, и все вокруг одной поляны... Едва-те к свету домой добился.

— Ну, и видел он его?

— Видел. Говорит, такой стоит большой, большой, темный, окутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает...

— Эх ты! — воскликнул Федя, слегка вздрогнув и передернув плечами, — пфу!..

— И зачем эта погань в свете развелась? — заметил Павел. — Не понимаю, право!

— Не бранись, смотри, услышит, — заметил Илья.

О чем разговаривали дети? Кого они боялись? Почему? Каким им показался леший? Верна ли здесь пословица “У страха глаза велики” или нет?

А кто такой леший и как он связан с темой нашего урока?

- Да, в славянской мифологии были и злые духи, запишем в тетради:

Злые духи: черт; анчутка; водяной; леший; русалка; кикимора; Баба-яга; бесы; Вий; русалки (мавки); овинник (подовинник); домовой; полевик (полевой); банник (дух бани), домовой и др..

3) Работа с презентацией “Домовой”.

Познакомимся сегодня с еще одним персонажем славянской мифологии – Домовым (Слайды 3-8).

- Запишем в тетради, кто же такой домовой.

Вопросы после презентации (Слайд 9):

1) О каком славянском божестве вы узнали?

2) Какие особенные черты, отличающие домового от остальных мифологических существ, вы увидели?

3) Что нового вы узнали?

4) Слышали ли вы в жизни истории о домовом?

5) Хотелось бы вам самим узнать что-либо еще о славянских божествах? Какими вы их себе представляете?

III. Рефлексия.

- Сумела ли я пробудить в вас интерес к мифам наших предков?

- Что понравилось на уроке?

- Что было трудно?

- Ребята, я приготовила для вас изображения солнца, луны и месяца. Как вы думаете, зачем? Правильно, чтобы вы смогли дать оценку уроку и своему эмоциональному состоянию. Вы уже знаете, что многие предметы имеют символический смысл. Что же могут символизировать эти изображения? Молодцы! Солнышко возьмут те, кто получил, как и я, удовольствие от урока; луну - все, кто с интересом, но без особого эмоционального подъема работал на уроке; месяц достанется ученикам, которых тема нашего разговора не увлекла. Прикрепите эти изображения рядом с темой урока в тетради, пусть улыбающееся солнышко напоминает вам об уроке, доставившем радость открытий и радость общения.

IV. Домашнее задание (Слайд 10):

Предлагаю дома вам пофантазировать и выполнить творческое задание

1) Написать сказку про домового (можно нарисовать для представления своего персонажа).

2) Подготовить презентацию, посвященному одному славянскому божеству (можно работать в группе).

- Ребята, учебник литературы помогает найти ответы на многие вопросы. А где еще можно найти интересующую вас или необходимую информацию? (Дети высказывают предположения: Интернет, книги, словари, библиотека). Молодцы, чтобы выполнить домашнее задание вам надо отправиться в библиотеку, где вас ждут энциклопедические словари и справочники, в которых можно найти информацию о мифологических персонажах.

Если информация в словарях отсутствует или недостаточна, можно воспользоваться поисковыми системами в Интернете (электронными энциклопедиями “Википедия”, и др.)