Формирование ученических компетенций при работе с краеведческим материалом в рамках урочной работы

Разделы: Краеведение


Краеведческий материал, как правило, обширен, разрозненен. разнообразен. Все материалы хочется донести до ребят. И всегда в этой ситуации встает вопрос: “Как это сделать?” В этой связи очень эффективен метод, основные положения которого рассматриваются в данной разработки. Эта работа помогает решить проблему формирования ученических компетенций, на необходимость формирования которых нацелена в основном современная школа.

Ученические компетенции, формируемые в процессе учебной работы:

  • Ценностно-смысловые компетенции
  • Общекультурные компетенции.
  • Учебно-познавательные компетенции.
  • Информационные компетенции.
  • Коммуникативные компетенции.
  • Социально-трудовые компетенции.
  • Компетенции личностного самосовершенствования.

В разработку включены задания к темам, разработанные автором, а также материалы, которые могут быть использованы при проведении различных мероприятий.

Урок 1. ПЕТР ПЕРВЫЙ И ТВЕРСКОЙ КРАЙ

Цель урока:

  • Сформировать представление о направлении развития Тверского края во времена Петра I.
  • Развивать информационные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Задачи урока:

  • Изучение документов, относящихся к заданной теме.
  • Составление сообщения по материалам документов.
  • Презентация итогов работы с материалами.
  • Проведение классной конференции по теме “Петр первый и Тверской край”.

Технология: развивающего обучения (технология исследования)

Метод (подход): поисково-исследовательский

Форма: работа в паре

Для решения поставленных задач необходима работа в течение 2 уроков.

Тема “Тверской край в Петровское время” в курсе “Краеведения” всегда считается учащимися одной из самых запоминающейся и интересной, да и в учебном пособии “История Тверского края”*   она наиболее адаптирована для школьной аудитории. Немало интересного и обширного материала можно представить учащимся и учащимися в этой теме в рамках подготовки индивидуальных сообщений по темам, предложенным учителем. Такими темами могут быть:

_________________

* Воробьёв В.М., И Борисов А.В., Клюева Е.А. История Тверского края. Учебное пособие, “Созвездие”, Тверь, 2005.

Первый тверской историк.

(Подготовить сообщение о Д.И. Карманове, используя материалы энциклопедии “Тверская область” стр. или Д.И. Карманов “Собрание сочинений, от носящихся к Тверскому краю”, стр.1-13)

В.И. Колосов и его творческое наследие.

(Энциклопедия “Тверская область” стр.130). Подготовить портрет В.И. Колосова (можно воспользоваться портретом В.И. Колосова на форзаце книги В.И. Колосов “Прошлое и настоящее Твери”)

Подготовить и оформить “Летопись петровской Твери”.

(по кн. В. Финкенштейн “Летопись Твери” стр.157-165)

Тверской епископ Ф. Лопатинский.

(по кн. В.И. Колосов “Прошлое и настоящее Твери” гл.III, стр. 39-40.) Тверской купец Г. Арефьев.

(по кн. В.И. Колосов “Прошлое и настоящее Твери” гл.III., стр. 39-40) Первый тверской мост.

(по кн. “Легенды и были Твери”, стр. 53-54, В.И. Колосов “Прошлое и настоящее Твери, гл.III, стр. 38-39)

Подготовьте иллюстративный ряд для презентации результатов своей работы. Можно воспользоваться иллюстрацией в кн. В. Финкенштейн “Летопись Твери” cтp. l58 или цветной иллюстрацией в приложении книги Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов “Тверь в ХVI - начале ХVIII века.)

Л.Ф. Магницкий - первый российский математик.

(по кн. Д.И. Карманов “Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края” стр.1 09.) Предложите одноклассникам решить ряд задач из учебника Л.Ф. Магницкого. Можно воспользоваться приложением к данной работе.)

Перед лицом угрозы.

(Л. Ф. Магницкий и реконструкция тверского кремля) .

(по кн. Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов “Тверь конца ХVI - начала XVIII века”, стр.227, а также их работа “Тверь. Легенды и были” стр.60-63)

Подготовьте иллюстративный ряд для презентации своей работы. Объясните, что такое “больверк”

Где находились больверки и что сегодня расположено на этих местах?

Петр 1 и Арефьевы. (Пребывание Петра 1 в Твери.)

(по кн. В.И. Колосов “Прошлое и настоящее Твери” гл. III, стр.210-211 или Д.И. Карманов “Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края”, стр.103 - 104.)

Отец и сын.

(Пребывание Петра 1 и сына его Алексея в Желтиковом монастыре)

(по кн. В.И. Колосова “Прошлое и настоящее Твери”, гл. III, стр.52-54) Желтиков монастырь.

(по кн. “Тверь. Памятники архитектуры Тверского края”, Тверь, 2000, стр. 234-235)

А.Д. Меншиков

(по кн. Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов “Тверь конца ХVI - начала ХVIII века, стр.227 (посл. абз.)- 228, 6 абз. стр.234-235).

Подготовьте иллюстративный ряд, представляющий результаты вашей работы.

Жители Твери начала XVIII века.

(по кн. Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов “Тверь ХVI - начала ХVIII века” стр.228-234)

Проанализируйте таблицу налогов, взимаемых с жителей города. Проанализировав таблицу на странице 229, ответьте на вопросы:

1. Сколько и какие посады входили в состав Твери?

2. Объясните происхождение названий посадов.

3. Сколько дворов насчитывалось в городе?

4. Какой посад был самым многолюдным, а какой самым малочисленным?

5. Назовите самую малочисленную категорию жителей Твери.

6. На какие две большие группы можно разделить население Твери?

7. 0бъясните принцип своего выделения, а также название каждой группы.

8. Назовите самый обеспеченный и бедствующий посад города.

9. Назовите посад, население которого больше всего платило налогов. 10.Назовите посад, население которого платило меньше всего налогов.

Занятие жителей Твери.

(по кн. Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов “Тверь конца ХVI - начала ХVIII века” стр.235-239)

Проработав материал отрывка, ответьте на вопросы:

1. Какому роду ремесла отдавали предпочтение тверские умельцы?

2. Охарактеризуйте ремесленную специализацию тверских посадов.

3. Найдите самый яркий пример влияния петровских преобразований на занятия тверичан.

4. На основе анализа таблицы, размещенной на страницах 238-239, определите, сколько видов ремесел было в Твери? Как изменилось их количество к концу 20 годов ХУIII века? Воспользуйтесь таблицей на странице 253-254. Сделайте выводы.

5. Объясните горизонтальное деление таблицы на 7 частей.

6. На основе материалов таблицы определите особенность Затверецкого посада в ремесленном отношении.

7. Подготовьте рассказ о любом ремесле жителей Твери.

8. Подготовьте иллюстративный ряд для презентации результатов своей работы. (Кузнечная площадь)

На Торговой площади.

(по кн. Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов “Тверь конца ХVI - начала ХVIII века” стр.239-243, Древняя Тверь (календарь 1994) стр.4) Проанализировав таблицу на странице 240, ответьте на вопросы:

1. Сколько торговых рядов имелось на Торговой площади?

2. Где находилась Торговая площадь и что сегодня находится на месте бывшей Торговой площади?

3. Расскажите о работе любого торгового ряда.

4. Подготовьте иллюстративный ряд для презентации результатов своей работы. (Торговая площадь)

Тверские купеческие роды.

(по кн. Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов “Тверь конца ХVI - начала ХVIII века” стр.265-278) Бегло ознакомьтесь с предложенными материалами. Ответьте на вопросы:

1.Сколько известных купеческих родов проживало в Твери.

2. Назовите их.

3. Используя материалы страницы 265-266, выделите две категории купеческих родов.

4. Подготовьте рассказ о любом купеческом роде.

Если ваш выбор пал на род Арефьевых, то подготовьте иллюстративный ряд, отражающий благотворительную деятельность представителей этого рода.

История одного плана.

(по кн. Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов “ Тверь конца ХVI - начала ХVIII века”, стр.26-28)

Наружность и одежда горожан.

(по кн. Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов “Тверь конца ХVI - начала ХVIII века”, стр. 73-75)

Жилища горожан.

(по кн. Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов “Тверь конца ХVI - начала ХVIII века.” стр.75-78)

Питание горожан.

(по кн. Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов “Тверь конца ХVI - начала ХVIII века.” стр. 79-81)

Народные привычки.

(по кн. Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов “Тверь конца ХVI - начала ХVIII века.” стр.81-85)

Урок 2. Тверской край во времена Екатерины II

Цель урока:

  • Сформировать представление о направлении развития Тверского края во времена Екатерины II.
  • Развивать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательные компетенции, коммуникативные компетенции.

Задачи урока:

  • Изучение документов, относящихся к заданной теме.
  • Составление сообщения по материалам документов.
  • Презентация итогов работы с материалами.
  • Проведение классной конференции по теме “Тверской край во времена Екатерины Великой”.

Технология: развивающего обучения (технология исследования)

Метод (подход): поисково-исследовательский

Форма: работа в паре.

Для решения поставленных задач необходима работа в течение 2 уроков.

Организация урока.

На первом уроке ребята выполняют задания по индивидуальной карточке.

Таким образом, мы может представить материал в количестве, равном числу учеников или предложить отдельные темы для представления группы.

Каждый ученик получает карточку с индивидуальным заданием, где тщательно прописано с каким материалом работает ученик. Задача учителя на этом этапе работы заключается в активной поддержке и помощи ученикам в их поиске, так как изучаемый материал новый для ребят. Материал по истории России этого периода будет ими изучаться только в конце учебного года, оказать поддержку в изучении материала. Данный подход позволяет осуществить личностно – ориентированный подход и дает возможность сформировать положительную мотивацию у учащихся и применить умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, а также принимать решения, т. е. проявить ценностно-смысловую компетентность.

Карточка 1.

Прочитайте материал главы IV В.И. Колосова “Прошлое и настоящее Твери” стр. 41- 42. Составьте рассказ о том, как выглядела Тверь до пожара 1763 года.

Карточка 2.

Прочитайте материал главы IV В.И. Колосова “Прошлое и настоящее Твери” стр. 46 и материал первой части П.33 об образовании Тверского наместничества.

Составьте рассказ об обозначенной теме, нанесите на карту губернии новые города и уезды.

Карточка 3.

Изучите материал буклета “Старинные гербы городов Тверской земли”. Проанализируйте изображения гербов, найдите классификационный признак, характерный для гербов начала и второй половины XVIII века. Разделите их на группы, определив причину своего выбора. Возможно оформление результатов работы в виде таблицы.

Карточка 4.

Прочитайте материал главы IV В.И. Колосова “Прошлое и настоящее Твери” стр. 46, а также вступительную статью к репринтному изданию Д.И. Карманова “Собрание сочинений, относящихся к Тверскому краю”, а также статью “Д.И. Карманов” в энциклопедическом справочнике “Тверская область”. Составьте рассказ о первом краеведе Тверского края – Диомиде Ивановиче Карманове.

Карточка 5.

Прочитайте статью о И.И. Бецком “Велено оправдать” (ж. “Домовой” №3, 1989) Составьте сценарий судебного заседания. Представьте результаты своей работы.

Карточка 6.

Внимательно изучите планы застройки Санкт – Петербурга, Рима, Версаля, центральной части города Твери. Найдите черты сходства и черты различия.

Карточка 7.

Составьте фотогалерею видов зданий, сооруженных “архитектурной командой”, составленную на основе использования “Бабушкиного альбома”.* (2003)

_________________

* Бабушкин альбом. Тверь, 2000

Карточка 8.

Разработайте экскурсионный маршрут “Тверь - городок – Петербурга уголок”.

Карточка 8.

Подготовьте рассказ и зрительный ряд о путешествии Екатерины 2 по Волге. Для подготовки используйте текст статьи “Путешествие Екатерины Второй” (“Тверские ведомости, июль 2000). Воспользуйтесь справочником “Города России”* для обеспечения зрительного ряда, изображение фрегата “Тверь”, сохранившемся в изображении на гербе г. Костромы, на котором путешествовала императрица.

_________________

* Города России. М., Белый город, 1999

Задача учителя на этом этапе работы заключается в активной поддержке и помощи ученикам в их поиске, так как изучаемый материал новый для ребят. Материал по истории России этого периода будет ими изучаться только в конце учебного года.

Именно это обстоятельство обусловило наше обращение к подобной форме работы. Она позволяет обратиться и осветить в необычной для ребят форме разнообразный материал по заданной теме, решить проблему представления полноту этого материала.

Четко определенная в карточке область исследования позволяет не “утонуть” в обилии представленного материала, решать задачи и достигать поставленных целей.

Второй этап. В некоторых материалах имеется значительная по объему информация. Это не означает, что вся она должна быть представлена. Задания, обозначенные в карточках, нацеливают ученика на анализ этого материала, либо на сравнение его с другим материалом, либо на обработку его, с целью выявления главного - возникает необходимость проявить общекультурная компетентность. В ходе работы ученик выявляет круг иллюстраций или предметов, которые помогут ему в представлении итогов его исследования или подготовке презентации. Ребятам необходимо не только прочитать материал, указанный в карточке, но и обработать его, найти способы предъявления материала. Результаты этого этапа оформляются в виде схемы, таблицы или устного сообщения, как того требует их задание, в наиболее оптимальной форме.

Третий этап – мини-конференция.

Каждое выступление группы (или подгруппы) должно быть презентовано.

В презентации своего выступления ребятам необходимо:

Обозначить тему своей исследовательской работы.

Обозначить источниковедческую базу (на основе каких документов сделано выступление), их количество, основные адресаты и отправители, авторы и т.д. Обозначить, где находятся данные документы и где они были опубликованы. Если для освещения темы использовалась дополнительная литература, она также должна быть обозначена.

Определить методы работы: компиляция материала, анализ, сравнение, если для освещения вопроса возникло желание ответить на вопрос: “А сейчас?” ...

Велико значение начала презентации, Оно не только концентрирует, сосредотачивает выступающих, но и настраивает на деловой тон слушателей, так как слова “Вашему вниманию представляется работа..., подготовленная на основе документов...” дает ощущение важности момента. И это уже не ученические сообщения, не доклады, справки, а по сути выступления ребят на научно-практической конференции. Так большая (пусть еще маленькая по объему) наука входит в жизнь ребят. И теперь они будут не только рассказывать (не читать), но и отвечать на вопросы слушающих результаты работ учащихся. Таким образом, осуществляется защита работ.

Так в рамках уроков рождаются маленькие - большие ученые, потому что работы ребят - это маленького формата большая исследовательская работа.

Так формируется и шлифуется информационная и коммуникативная компетентность, компетенция личностного самосовершенствования

Возможен вариант составления новой презентации ребятами по иллюстрациям, ими подготовленным. В таком случае учитель заранее должен ознакомиться с ними, чтобы работа была выверена тщательно.

Четвертый этап. Конференция является отчетностью по заданной теме.

Возможно использование тестовой формы для итогового контроля по отдельным темам или тесту, который содержит материалы по разным аспектам данной темы*.

_________________

* Приложение 1.

Продолжение статьи.

Приложение 2