Заселение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ веков

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (43 МБ)


Цель: Ознакомиться с причинами и характером колонизации Приамурья во второй половине XIX, начале ХХ веков. Определить цель и итоги переселенческой политики.

Задачи:

  • Познавательные: дать знания по истории родного края в контексте общероссийского федерального курса истории, отразить своеобразие местной истории на фоне отечественной;
  • Развивающие: научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного края, устанавливать причинно-следственные связи, определять общее и особенное в историческом процессе, делать выводы, углублять свои исторические знания;
  • Воспитательные: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к истории региона, любви к родному краю;

Оборудование: презентация “Заселение Приамурья”, компьютер, проектор, листы с кроссвордами, текст документа, приложения, учебное пособие.

Формы и методы работы: лекция педагога, беседа по основным вопросам темы урока, групповая работа учащихся, просмотр фильма.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Кроссворд, вступление в тему (7 мин.)

3. Заселение края во второй половине XIX века (12 мин.)

4. Заселение края в 1901 – 1916 гг. (15 мин.)

5. Контроль (5 мин.)

Вступительное слово: После подписания Айгунского и Пекинского договоров 1858-1860 гг территория Дальнего Востока приобрела в основном знакомые нам очертания. В её состав вошли Приамурье, Приморье, Охотское побережье, Чукотка и Камчатка.

Педагог. Ребята, давайте вспомним, что предшествовало этим событиям. Кто открыл Приамурские земли, в результате чего и с помощью кого Приамурье присоединилось к России? А ответы на эти и другие вопросы мы найдём, отгадав кроссворд (приложение 1)

Дети работают в парах, отгадывают кроссворд.

Педагог организует парную работу; наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся.

Проверка кроссворда.

- Ребята, а что у нас получилось в выделенной строке? (ответы детей).

- Расскажите мне, что вы уже знаете о заселении края?.

- Кто были первые поселенцы?

Обобщает ответы учащихся и подводит их к изучению нового материала.

Казаки – вот те первые, кто пришли на Амур. (приложение 2)

В 1854-1856 гг. по Амуру из Забайкалья были сплавлены к Николаевску войска, несколько десятков семей забайкальских казаков и основаны несколько селений.

В 1856 г с согласия Цинского правительства на левом берегу Амура были сожданы 5 казачьих военных постов для охраны и поддержания связей с низовьями, в том числе вблизи устья реки Зеи – Усть-Зейский пост.

С 1857 г. началась плановая колонизация Приамурья. Российское правительство для обеспечения защиты новых русских границ создало Амурское казачье войско. Началось основание селений казаками из Забайкалья. В короткое время, с 1857 по 1862 годы, было основано до 60 селений, в которых числились 11850 человек.

В 1858 г. на Амур сплавлены новые партии забайкальских казаков, основано ещё несколько станиц – Поярково, Иннокентьевская, Михайло-Семеновская и др. в том же году станица Усть-Зейская переименована в Благовещенскую.

Приамурье снова стало осваиваться русским населением. В маньчжурском городе Айгунь (ныне Хейхэ) 16 мая 1858 г. состоялись переговоры и был подписан договор, по которому все левобережные земли Приамурья признавались российскими владениями. Земли Приморья между реками Уссури и Амуром оставались не разграниченными, считаясь совместными владениями. Но уже через 2 года, 2 ноября 1860 г., в Пекине был подписан новый договор, по которому и Приморье полностью стало владением России.

5 июля 1858 г. царским указом станица Благовещенская была преобразована в город Благовещенск, 8(20) декабря 1858 г была учреждена Амурская область.

Создание проблемной ситуации. Диалог с учащимися.

Педагог. А как ,вы, думаете, для чего было необходимо заселение края? (ответы детей – для обороны, для изучения флоры и фауны, для разработки полезных ископаемых и т.д.).

Педагог обобщает имеющиеся у учащихся знания по данной теме; создает готовность к предстоящей деятельности.

Педагог. Воссоединение с Россией обширных, но малонаселенных и необжитых земель сразу поставило задачу их заселения и освоения. 22 ноября 1858 года Сибирский Комитет отметил, что вопрос о заселении Приамурского края есть вопрос первостепенной важности. Усиление там населения необходимо для развития огромных материальных сил края. Без этого вновь присоединенный богатый край не принесет той пользы, которую от него вправе и ожидать и требовать Россия.

Формулирование темы, постановка цели

А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить ? (ответы детей).

Откройте пожалуйста тетради и запишите тему нашего урока: “Заселение Приамурья во второй половине XIX, начале ХХ веков”.

Заселение края во второй половине XIX века

Педагог. Воссоединение Приамурья и Приморья с Россией в середине 19 века явилось исторически прогрессивным событием. Ф. Энгельс отмечал, что “в непродолжительном времени долины… Амура будут заселены русскими колонистами”. Такая уверенность основывалась на глубоком понимании значения восточных окраин для развития России.

Необходимо было разработать специальные правила о заселении территории Дальнего Востока. 8 декабря 1858 г. был утвержден журнал Второго Сибирского комитета, в котором излагались основные правила о свободном и казеннкоштном переселении (приложение 3) крестьян в Приамурский край начиная с 1859 г., причем для указанных целей ежегодно отпускалось 100 тыс.руб. Правила предусматривали значительные льготы для добровольных переселенцев: освобождение от податей и повинностей, выдачу ссуд и т.д. Шла речь в них и о крепостных крестьянах, которые, переселившись, становились свободными.

- Как вы считаете, возможно ли это было в крепостной России и если нет, то почему? (ответы детей).

- Конечно же нет. Это положение заранее было обречено на неудачу, так как вступало в противоречие с самим существом крепостнического права в России.

В 1859 г. в Амурскую область прибыла первая партия крестьян в составе 207 чел., которые основали здесь 3 населённых пункта: Новоастроханское, Черемховское и Белогорье. Это были переселенцы из сибирской и Таврической губерний.

И лишь освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году позволило перейти к переселению на новых основаниях. 26 марта 1861 года были утверждены правила “Для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях”. В основу этих правил были положены начала добровольного льготного переселения с правом приобретения земли в собственность.

Значительные льготы переселенцам давал указ Сената от 24 апреля 1861 г. На основании пункта десятого этого указа все переселившиеся на Дальний Восток на собственный счет освобождались от отбытия рекрутской повинности да десять наборов; кроме того, они навсегда освобождались от уплаты подушной подати и лишь по истечении 20-летнего срока должны были уплачивать поземельную подать.

Новые правила вызвали массовый приток желающих переселиться на Дальний Восток. Тем не менее, вплоть до 1882 г. темпы переселения были крайне незначительными. Связано это было с неимоверными трудностями, встречавшими переселенцев в дороге.

- Как вы думаете, какими? (ответы детей).

Огромная удаленность, частая непогода, распутица, болезни, отсутствие средств для продолжения движения удлиняли срок пребывания в пути до 1,5-3 лет.

В развитии переселенческого движения можно выделить три основных этапа.

Используя данные учебника стр.94-95, заполните следующую таблицу:

Особенности переселенческого движения

1861-1881 1882-1891 1892-1901
     

- Ребята, каковы же особенности переселения? (ответы детей). Комментирует и корректирует ответы учащихся, поддерживает и направляет дискуссию.

Вывод: На первом этапе переселенцы добирались до Амурской области главным образом сухопутным путём, тратя на переезд до 1,5 лет, а иногда и 2-3 года. Добравшись до Томска, крестьяне закупали лошадей и ехали до Читы, откуда на плотах и баржах сплавлялись до Благовещенска. Но не все доходили до места назначения, болезни, смерть, падеж лошадей преследовали людей в пути, не более 4% из числа переселенцев достигали места назначения – около 800 человек в год.

После открытия в 1869 г. морского сообщения Одесса – Владивосток, срок в пути сокращался с 1,5 лет до 30 – 45 дней, проезд был бесплатным. Переселенцы получали льготы: бесплатно продовольствие, денежную помощь в размере 600 рублей. Данная сумма определялась из расчета средней стоимости строительных материалов для постройки дома, а также семян и скота.

26 января 1882 г. были изданы новые правила, которые имели много общего с правилами 1861г. Изменения состояли только в том, что льготы теперь распространялись только на русских подданных. Правила о казенноштатных и своекоштных переселенцах 1882 г. и усилившееся к этому времени обезземеливание крестьян в Европейской России привели к резкому увеличению численности переселенцев. За период с 1882-1891 г. В Амурскую область прибыло 10705 человек.

В 1892 году началось строительство Транссибирской магистрали. Вследствие массового разорения крестьян в Европейской России, малоземелья и роста социальной напряженности на Дальний Восток, в том числе Амурскую область, устремился большой поток новоселов. И хотя морские и железнодорожные перевозки сократили время пребывания в пути, участь переселенцев была по-прежнему полна опасностей. Всего с 1892 по 1901 г. В Амурскую область прибыло 25363 чел.

В целом в 60-70-егг. В переселенческом движении принимали активное участие главным образом крестьяне 20 европейских губерний. Население Амурской области увеличилось за счет крестьян Астраханской, Архангельской, Воронежской, Енисейской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Самарской, Харьковской губерний и Забайкальской области. Переселенческое движение на восток охватило и казаков. В 1857 г. На Амур были перевезены три сотни Амурского полка в составе 1139 человек. На протяжении 1855-1862гг. в Приамурье прибыло около 10 тыс. казаков.

Наряду с переселением крестьян и казаков развивалась неземледельческая колонизация за счет притока ремесленников, рабочих – отходников, каторжан и ссыльных различных категорий, демобилизованных нижних чинов армии и флота. С 1893г. Демобилизованным солдатам предоставлялись льготы, в случае, если они решали осесть на Дальнем Востоке.

К концу 60-х гг. XIX в. население Амурской области составляло около 14 тыс.человек, а согласно Всероссийской переписи населения, к концу 1890 –х гг. в Амурской области было зарегистрировано около 120 тыс.чел. Несмотря на достаточно высокие темпы роста численности, плотность населения Амурской области оставалась одной из самых низких по стране – 0,3 человека на 1 квадратную версту.

Заселение края в 1901 – 1916 гг.

22 июня 1900 года правительством были утверждены новые “Временные правила для образования переселенческих участков в Амурской и Приморской областях”, на основании которых осуществлялась колонизация края в начале XX века. По этим правилам прибывшие переселенцы получали только по 15 десятин удобной земли на мужскую душу.

Крестьян, переселявшихся в область по этим правилам, стали называть новосёлами или переселенцами.

Общей тенденцией этого периода переселения было преобладание малоземельных и безземельных крестьян, не способных оплатить даже дорожные расходы. То, что значительная масса переселенцев прибывала вообще без средств или с мизерными суммами денег, говорят следующие данные. Так, в 1906 году прибывшие в область переселенцы имели в среднем 150 рублей, в 1907 году - 90 рублей, в 1908 году - 93 рубля.

В отличие от предшествующего периода, когда переселение носило преимущественно стихийный характер, в начале XX века ситуация изменилась. Глава Российского правительства П.А.Столыпин, хорошо понимая значимость для России Дальнего Востока, стал инициатором принятия важных решений: о строительстве Амурской железной дороги, увеличении ассигнований на переселение на Дальний Восток крестьян из центральных губерний. В 1909 г. Был создан специальный Комитет по заселению Дальнего Востока под председательством П.А. Столыпина. Комитет выработал программу мероприятий, включавшую:

- поощрение переселенческого движения на Дальний Восток;

- выявление свободных земель для новых переселенцев;

- всемирное содействие развитию предпринимательства и торговли;

- отмену режима порто-франко для импортных товаров и др.

Открытие в 1913 году движения по Амурской железной дороге и увеличение ссуд, выдаваемых переселенцам на обзаведение хозяйством, несколько облегчили положение, и это способствовало усилению миграции. Железная дорога избавила переселенцев от неудобств, сопряжённых с перегрузкой в Сретенске из вагонов железной дороги на пароходы и баржи, и дала возможность прибывать на место нового водворения в период весенних полевых работ.

Реализация большой программы переселения была возложена на специально созданное Амурское переселенческое управление. В штате управления было 34 землемера, 10 старших техников, 23 врача и фельдшера. В течение нескольких лет им была проделана огромная работа. Просмотр фильма.

Большая подготовительная работа вместе с поддерживающими мерами по переселению и освоению новых мест способствовала закреплению здесь крестьян и в целом позитивным результатам переселенческой политики. Тот факт, что назад вернулись лишь около 1/6 переселившихся, можно считать свидетельством неоспоримого успеха проводимой политики.

В результате принятых мер приток переселенцев в Амурскую область резко возрос. С 1907 по 1917 г. В область прибыло около 120 тысяч человек. Крестьянское население области за эти годы увеличилось почти в три раза. Были основаны более 150 новых селений, создано более 30 волостей.

Контроль

Ознакомиться с документом (приложение 4) и ответить на вопрос. Педагог организует работу в группах.

Вопросы

  • 1 группа Как ты думаешь, почему сотни тысяч крестьян, казаков и горожан покидали насиженные места и отправлялись в полную опасностей и приключений дорогу к Амуру?
  • 2 группа Какие меры предпринимались правительством для того, чтобы побуждать население центральных областей России к переселению в Сибирь и на Дальний Восток?
  • 3 группа Почему в 1860-е гг. принимались столь необычные меры для заселения Приамурья и Приморья?
  • 4 группа. Как Ф. Нансен оценил переселенческую политику Российского правительства?
  • 5 группа. Какие обстоятельства, на взгляд Ф.Нансена, способствовали успеху переселенческого дела?

Подведение итогов урока

Домашнее задание

1. Что ты можешь рассказать о заселении г.Свободного?

2. Когда в нём появились первые переселенцы, откуда они приехали?

С какого времени здесь живёт твоя семья, откуда родом твои предки?

Выполнить в произвольной форме (по выбору): презентация, мини-сочинение, сообщение.

Использованная литература и источники

1. География Амурской области: учебное пособие для 8-9 классов / под ред. Н.Г.Павлюк. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – 288 с.

2. Завалишин А.Ю. История Дальнего Востока России в новое и новейшее время: учебное пособие для 8-9 кл. - Хабаровск, Частная коллекция, 2001. – 288с.:ил.

3. История Амурской области: учебное пособие для учащихся образовательных учреждений/А.В.Баранов, А.А.Сидоренко, И.Е.Фёдорова; под ред. А.В.Баранова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. – 304 с.

4. История Амурской области с древнейших времён до начала ХХ века /Под. ред. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. – Благовещенск, 2008. – 424 с., ил

5. Кабузан В.М. как заселялся Дальний Восток (вторая половина 17 – начало 20 века). – Хабаровск: Кн.изд., 1976. – 197 с.

6. Свободненский краеведческий музей им. Н.И.Попова muzeysvob.ru

7. Областной краеведческий музей им. Г.С.Новикова-Даурского museumamur.org

8. ИА "Амур.инфо" amur.info

9. “Переселенческий пункт” relocation.pgpb.ru