Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо…»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ

Оборудование: репродукции картин по данной тематике, мультимедийная установка, презентация.

Звучит музыка песни “Синий платочек”

Ведущая: Женщина и война... Оба эти слова женского рода... Но они несовместимы. Женщина и война...

Ания:

В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.

Милана:

В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.

Аида:

В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть.

Лиана:

В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.

Ралина:

В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.

Ания:

В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

Ведущий: Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли.

Звучит в г/з фокстрот “Рио - Рита”. На фоне музыки дети читают стихи.

Чтецы:

Городок провинциальный, летняя жара,
На площадке танцевальной - музыка с утра.
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной - сорок первый год.

Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.
Через месяц и не больше кончится война.
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной - сорок первый год.
Г. Шпаликов.

Внезапно музыка обрывается.

Звучит г/з “Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР” Ю. Левитан.

Звучит в г/з 1 куплет песни “Священная война”.

Ведущий: Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. Путь к победе был труден и долог. 4 года войны. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. Великая Отечественная война явила миру пример массового участия советских женщин в защите Отечества. Женщине пришлось стать солдатом.

Чтец:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы — в “мать” и “перемать”.
Потому что имя ближе, чем “Россия”,
Не смогла сыскать.

Ведущий: У каждой из женщин была своя дорога на фронт. Но побуждение одно – Родина. И желание одно - спасти Родину.

Ученики исполняют 2 куплет песни Б. Окуджавы “До свидания, мальчики...”

Чтец:

Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Ю. Друнина.

Ведущий:  Женщины наравне с мужчинами сражались за свою Родину. Свой непосильный вклад в борьбу с общим врагом внесли женщины-медсёстры. Если они попадали в сложную ситуацию, где приходилось отстреливаться от врага, они бесстрашно брали в свои руки оружие и стреляли, пытаясь спасти раненых.

Чтецы:

Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала - руки не поднять,
Не до дров, - согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу - те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерь ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: "Молодец, сестра!" -
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
- Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою!
Ю.Друнина.

Ведущий: В это грозное для страны время встали в строй на защиту Родины люди самой мирной профессии — учителя. Среди них и наш учитель — Мельникова Надежда Ивановна

На войне многие специальности были важны: летчики, шоферы, артиллеристы, разведчики, танкисты, но одна из главных специальностей - связист, потому что связь - это мозг фронта.

Мельникова Надежда Ивановна тоже была связисткой на фронте.

Чтец:

Над головой раскаленные свечи
По мягкому снегу ползет связист
Хрипнул и замолчал телефон
Сжала трубку ладонь
Артиллерийский дивизион
Не может вести огонь
Замолкли тяжелые батареи
В путь уходит связист
Над головой раскаленный свист
Не приподнять головы
По мягкому снегу ползет связист
Через овраги и рвы
Тонкою, черною полосой
Провод ведет связист за собой
Дорог каждый потерянный час
Каждые пять минут
И дважды прострелян противогаз
И воздух шрапнели рвут
Но вот на краю глухого обрыва
Связист находит место обрыва
Замерзшие пальцы скрепляют медь
А солнце бредет на запад
И медленно начинает темнеть
И можно идти назад.
(В .Багрицкий)

Ведущий : В таких тяжелейших условиях приходилось выполнять свою работу связистам. В таких условиях находилась и наша героиня.

Чтец: Надежда Ивановна Мельникова родилась 10 сентября 1924 года. После окончания школы поступила в медучилище.

В декабре 1942 года добровольцем вместе с другими девушками из Красного Яра с Т.Чириковой, В .Аристовой, М.Червоненко, З.Ананьевой записалась на фронт.

Принимала активное участие в обороне Сталинграда.

В это время на передовой не хватало связистов и нашей героине, как и другим девушкам пришлось научиться этой специальности. Они ни в чем не уступали солдатам, ни в переносе тяжелых катушек по снежному полю под обстрелом, ни в исправлении линий связи во время боя, ни в усидчивости, когда нужно было сутками сидеть у телефона и передавать боевые команды

После Сталинградской битвы Надежда Ивановна, уже в составе 7-й гвардейской армии воевала под Курском, освобождала Украину, Кишинев, Будапешт, Прагу. Была награждена медалями “За освобождение Праги”, “За взятие Будапешта” , “За освобождение Белграда”, “За победу над Германией 1941-1945 годах” и многими другими юбилейными медалями.

Ведущий: 1418 дней шагала женщина по фронтовым дорогам, преодолевая все трудности и невзгоды военной жизни, восхищая своей выносливостью, воодушевляя молодых малоопытных солдат. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и бомбила, подрывала мосты, уходила в разведку, брала “языка”, стреляла из “снайперки”.

Чтец:

Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне...
С восторгом нас, девчонок, не встречали,
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии - потом...
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
Ю.Друнина.

Ведущий: 1418 дней беспримерного народного подвига. Ведь факт остаётся фактом: пока наши союзники медлили с открытием второго фронта в Европе, они, наши женщины в первый же день войны открыли его у себя дома. Открыли своим воистину героическим трудом на заводах и фабриках, на полях и на фермах, открыли на всю глубину воюющего тыла и фронта. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали всё, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом.

Чтецы:

...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела – иглой и пилой.
Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву
Далекое имя твое.
М.Исаковский

Чтец: Из воспоминаний жителей нашего села.

Работали много, никто никого в работе не подгонял. Люди сами работали до потери сил, а вечерами вязали носки, варежки — все для фронта, для Победы! Хлеба давали по 100 грамм на рабочего человека, а детям — ничего. Поэтому многие ребятишки после школы, а в нашем селе была только начальная, с пятого класса ходили в Красноярскую школу, шли на поля помогать взрослым за ковшик каши. Малыши помогали толочь зерно для каши. Мальчишки - подростки работали с рыбаками. На трудодни ничего не получали. Питались корнями, да рыбой. В пяти километрах от нашего села в сторону Черемухи на участке “Первенькая” был построен военный аэродром, на случай прорыва фронта под Сталинградом. На строительстве аэродрома работали многие женщины нашего села, в том числе Елена Фроловна Осминина. Но аэродром разбомбили немецкие самолеты. Во время войны в колхозе выращивали овощи, сеяли рис, ловили рыбу. Лидия Ивановна Турченко работала мотористом на катере. Членами рыболовецкого звена были женщины и мальчишки-подростки.

Ведущий: Сегодня у нас присутствуют гости — люди, которым пришлось на своих плечах перенести все тяготы войны. Это заслуженный лесовод России Ермолина Т.Н., ветеран труда Куранова Т.И. и внучка труженицы тыла Турченко Н.А. дорогие гости, вам слово.

Выступление гостей, рассказ о труженицах тыла села.

Чтец:

О, женщины войны, - лихой годины!
Вы пережили столько, что не передать словами.
Победы знамя над Берлином
Водружено и вашими руками!
Вот почему сынов Отчизны воинскую славу
Вы разделили, женщины, по праву.
В.Слёзкин.

Ведущий: Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

Чтецы:

О днях тех давних
память не остыла,
И подвиг ваш в ней будет
жить всегда.
О, женщины!
О, труженицы тыла!
Подростками лишь были
вы тогда.
От Старого Оскола и до Ржавы
Всех трудных верст
не насчитать и ста...
Но сколько вашей доблести
и славы
В себя вместила каждая
верста!

Остановись у Вечного Огня, 
Отгородись на миг от дел насущных, 
Вчитайся в строки. Золотом горя, 
Они поведают о людях самых лучших. 
Замри. И шапку с головы – долой. 
Минуту тем, кто отдал тебе годы. 
Они ушли ... И алою звездой 
Увенчаны сомкнувшиеся своды. 
Пускай, знакомых в этом списке нет 
(Знакомым, очевидно, повезло, 
Но к плитам положи цветов букет. 
Они бессмертны всем смертям назло! 
У Вечного Огня остановись. 
Постой минуту тихо ... Помолчи... 
За их покой безмолвно помолись. 
Одно лишь сердце пусть в тиши стучит. 

Минута молчания

Под песню “Весна 45-го года”

Ведущий. Женщина! Свято имя твоё! Свят твой подвиг во имя свободы и жизни! И пусть никогда больше не придётся тебе защищать с оружием в руках родную землю, провожать на войну сыновей и мужей, отцов и братьев. Пусть голубеет над тобою чистое небо и счастливо и безмятежно растут твои дети!

Звучит песня “Поклонимся великим тем годам”.

Презентация.

Литература:

  1. Мир школьных праздников: 5-11 классы: Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятий / Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с. – (Классному руководителю)
  2. Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2008. – 272 с.
  3. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. – изд. 2-е, испр. / авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 280 с.