Роль Интернета в учебном процессе

Разделы: Начальная школа


В данный момент Интернет является частью жизни преподавателя, так как становится привычным и подходящим средством для приобретения нового материала.

“Информация - научная категория, отображающая форму материи и средства ее познания”.[1]

По способу восприятия информацию делят на виды: визуальная, аудиальная, вкусовая, обонятельная и тактильная. Из этого следует вывод, что основную информацию человек получает через слух, вкус, осязание, обоняние.

Научные исследования подтверждают, что более 90% всей информации мы получаем на зрение и слух. [1]

Так как учебный материал, полученный из интернета, мы видим и слышим, то он является наиболее усвояемым для человека.

Педагоги часто используют на своих уроках материал, который нашли в информационной сети, так как безграничные возможности интернета облегчают поиск учебного материала для подготовки к урокам.

Учителя предпочитают находить учебный материал в Интернете в электронном виде, так как он позволяет:

  • самостоятельно повышать свои знания;
  • повышать свои знания через дистанционное обучение;
  • находить учебный материал в сети Интернет для подготовки и проведения уроков;
  • получать документы с сервера министерства образования;
  • получать сообщение о новейших педагогических материалах;
  • получать информацию о последних педагогических находках, отправлять свои методические разработки;
  • получать программное обеспечение;
  • публиковать собственные статьи, планы, конспекты уроков;
  • переписываться с преподавателями других регионов;
  • выбирать и заказывать методическую литературу через интернет -магазины.

Использование учителем в своей деятельности интернет – уроков позволяет

  • обучать детей и работать как в классе, так и вне классного помещения индивидуально и в группах, парами. Грамотная работа детей, под руководством преподавателя, помогает сплотить детский коллектив, возрастает информационная грамотность школьников.
  • Рассмотрим возможности интернет ресурсов для создания современного урока:
  • через интернет учитель может пополнять свою методическую копилку, так как много лет он использовал свои традиционные планы;
  • изучать опыт других учителей и использовать их рекомендации и разработки на своих уроках;
  • печатать на интернет сайтах свои личные поурочные планы, статьи, инновационные идеи ;

Всё это позволяет учителю качественно улучшить профессиональную деятельность:

Рис.1. Совершенствование деятельности педагога

Для этого необходимо:

  • чётко определить объем работы учащихся;
  • использовать учителем на уроках свои традиционные наработки и новые интернет-материалы;
  • пользоваться в своей работе печатными материалами и поисковыми инструментами online ;
  • посещать уроки своих коллег, и, если это необходимо, применить их опыт в своей работе.

Школьники могут собирать материал не только в классе, но и в библиотеке. Обмениваться полученными знаниями с другими ребятами, анализировать полученный материал и издавать свои работы в Интернете. Систематическое взаимодействие ребят с учителем обеспечит успешность этого вида деятельности.

Поисковая система предлагает учащимся большой выбор мультимедиа-информации разного профиля. Ребята могут узнать последние новости, получить доступ к различным справочникам, энциклопедической и учебной информации. Потенциал Интернета очень большой, он позволяет находить решение всевозможных заданий, как в школе, так и дома.

Путь к информационному багажу, находится в библиотеках, фонотеках, фильмотеках, лежит через поисковые сервера. Работать с поисковыми серверами данного типа удобно, когда хорошо представляешь себе, что именно необходимо найти. [2]

В сети Интернет имеется огромное количество самого разнообразного мультимедиа материала. Учащимся сложно ориентироваться в существующем объеме информации, поэтому им на помощь приходят поисковые серверы, которые имеют много ссылок на разнообразные темы и совершают поиск необходимого материала по запросу пользователей.

Немаловажным аспектом при пользовании интернетом, в целях безопасности, видится создание фильтров, оберегающих от бесполезной и некомпетентной информации в Сети. Дирекция учебного заведения, школьные библиотекари, учителя, должны определить какие сайты необходимо заблокировать или закрыть. Данный вид деятельности позволит значительно сэкономить личное время учащихся, для поиска той или иной информации и обеспечит безопасность школьников.

Применение учителем на своих уроках интернет – технологий неизбежно выведут общеобразовательный урок за рамки, как урока, так и самого предмета.

Школы, подключаясь к интернету, удовлетворяют свои потребности в поиске, сборе и обработке материала, что в свою очередь, расширяет возможности осуществления образовательных целей и задач согласно требованиям ФГОС. Задачей современной школы является успешное развитие личности ученика, изменение и улучшение его личных данных, что является важным условием для развития и формирования школьника, так как он становится полноправным пользователем мирового информационного пространства. Частое использование школами интернет-технологий, телекоммуникационных средств в учебно - образовательном процессе показывает нам, как мы внедряем и как мы работаем с использованием инновационных средств, с помощью которых совершаются видоизменения многообразного плана: изменяют цели и задачи урока, учебный план, формы и методы обучения учеников. [3]

Стоит задуматься над тем, какие инновации можно освоить в школе, с помощью интернета? Все знают, что основой учебного процесса является урок, поэтому, необходимо выделить некоторые моменты, которые позволяют правильно реализовывать цели, задачи урока.

Так, например, на уроках технологии в младших классах учитель учит учащихся правильно работать с электронной почтой, использовать в своей деятельности поисковики, и быстро находить нужный материал, подобрать материал для докладов, рефератов, презентаций.

Преподаватель разрабатывает план своего урока и проводит его так, чтобы он был необычным, более интересным. Для этого он демонстрирует наглядный материал из интернета (картинки, таблицы, фотографии...), показывает мультимедийный материал. Часто использует на уроках видео-лекции.

Преподаватели предлагают детям участвовать в различных конкурсах, проектах.

В настоящее время школы переходят на новейшую ступень применения интернет-технологий, внося в учебные планы элементы альтернативного обучения для решения некоторых учебных задач.

Это позволяет не только учителям, но и ученикам реализовывать личные учебные цели, устремленные на повышения собственного кругозора, развитие знаний, помогает правильно формировать личность. Школьники могут проходить обучение на разных сайтах в удобное время. Главную роль берут на себя родители ученика, которые помогают ему и направляют ребёнка.

С помощью новых информационных технологий возможно получить определенные знания дома, так как делается вероятным приобрести информацию, которую можно разыскать в мировых библиотеках, что способствует расширению кругозора и повышения уже имеющийся квалификации. У ребят появляется реальная возможность для общения с детьми со всего мира. Они могут получить любую консультацию у других учителей и даже у учёных разных стран мира.

Интернет-знания дети могут получать в компьютеризированных классах самостоятельно.

Применение Интернет-технологий в образовании имеет большой ряд положительных возможностей, используемые в своей деятельности “виртуальных путешествий”...

Кроме положительных моментов применение Интернет-ресурсов в воспитании и обучении детей выявил проблему информационного перенасыщения ребят, так же некоторые некомпетентные сайты дают детям ложную информацию.

Ученик, входящий в море Интернет -информации, должен не только брать готовый материал, но и иметь собственное мнение по данной теме. Ребёнок не может самостоятельно решить данную проблему. [4]

Кроме того, отмечая позитивные стороны внедрения Интернет- технологий в процесс обучения детей, нельзя не отметить и то, что ребята имея бесплатный доступ к любой информации присваивают себе чужую работу, отказываются элементарно думать и размышлять. Другими словами, просто списывают, к примеру, сочинение и утверждают, что писали его самостоятельно.

В любом случае, для решения данных вопросов им необходима помощь учителей и родителей.

В заключение можно отметить, что без информационных технологий невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием компьютерных технологий становятся обычным учебным процессом для учащихся и учителей начальной школы.

 

Список использованной литературы

1. Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады как средство раскрытия творческих способностей школьников: анализ экспериментальных данных. // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах.

2. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2014 г ., г. Москва / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ИСМО РАО, 2014. - С. 49-56.

3 .Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2013. 416 с.

4. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В.Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2009. - 222 с.