Опыт работы по развитию речи дошкольников с использованием мультимедийного оборудования в рамках комплексно-тематического проекта «Зимние забавы»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Зима – это прекрасная пора, когда можно не только любоваться красотой зимнего города, но и приобщать детей к здоровому образу жизни, встав вместе с ними на лыжи и совершив лыжную прогулку в лес, можно покататься на коньках или на санках, слепить снежную бабу.

Работая над комплексно-тематическим проектом “Зимние забавы”, мы не только говорили о здоровье, которое дарят нам зимние развлечения, но и знакомились с историей таких предметов, как коньки, санки, лыжи, обогащали речь детей новыми словами, учились составлять рассказы. Данная тема проходила и в непосредственно образовательной деятельности, и на музыкальных и физкультурных занятиях, и во время прогулок и развлечений (пели, играли, соревновались, рисовали, делали коллажи и др.).

Ни  для кого не секрет, что в последнее время возникла необходимость  в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми. Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей познавательную активность. А значит, возрастает эффективность работы в целом.          

У старших дошкольников уже хорошо развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда интересно, если изучаемый материал отличается наглядностью и вызывает положительные эмоции. Ведь, как показали  результаты научного эксперимента, “при устном изложении материала, ребенок за минуту воспринимает и способен переработать 1 тыс. условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения уже до 100 тыс. таких единиц”.  

Так что проектор совершенно незаменим в учебном процессе и широкое использование презентаций поднимает эффективность обучения на новую высоту.

В рамках комплексно-тематического проекта “Зимние забавы” мною была разработана система презентаций, основной направленностью которых является развитие речи дошкольников.

1. “Зимние забавы. Лыжи”

Задачи:

  • Познакомить детей с историей появления лыж. Продолжать работу по уточнению и активизации словаря детей по данной теме.
  • Упражнять детей в употреблении наречий и предлогов пространственного значения (направо, налево, вверх, вниз, в, за, под, над, на).
  • Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже (лыжный костюм, лыжную шапочку и т.д.), подбирать однокоренные слова, связанные со словом лыжи (лыжник, лыжница, лыжня, лыжный)
  • Упражнять в определении одного признака в разной степени (длинный, длиннее, самый длинный, короткий, короче, самый короткий)

Ход занятия

1. Утренний круг. (Здороваемся, работаем с календарем, говорим о теме, над которой работает группа – “Зимние забавы”).

2. Слайд 2. Загадка.

А.Измайлов.

Я на них бегу по снегу.
В снег на них не провалюсь.
Я с горы высокой съеду
И упасть не побоюсь.
Отгадайте же, не слышу,
Что такое? Это – (лыжи) .

Слайд 3. Что можно делать на лыжах? (кататься, ехать, бежать, нестись, идти, подниматься в гору, спускаться, съезжать с горы, прыгать...)

А знаете ли вы, как появились лыжи? Сейчас расскажу.

Слайд 4. Давным-давно, когда лыж еще не было, людям зимой приходилось пробираться по глубокому снегу (например, в соседнюю деревню или во время охоты на диких зверей). Они вязли в сугробах и не могли двигаться дальше.

Стали тогда люди думать, какое бы приспособление могло им помочь не проваливаться глубоко в снег. И придумали.

Слайд 5. Это еще не лыжи, это – снегоступы, но эти приспособления помогали человеку проходить по глубокому снегу и не проваливаться (в некоторых местах нашей планеты такие приспособления и сейчас используются). Как вы думаете, быстро ли можно было передвигаться на таких снегоступах? Почему?

Слайд 6.Постепенно люди совершенствовали эти приспособления и научились делать первые лыжи. Это были широкие доски, обитые снизу мехом

Слайд 7. Двигаться люди стали быстрее и легче.

Слайд 8. Постепенно лыжи менялись, и теперь каждый может подобрать себе лыжи, подходящие ему по росту. Упражнение “Выбираем лыжи”

Какие лыжи мы выберем для папы? (самые длинные) Для мамы? (короче) Для ребенка? (самые короткие). А какие палки подберем для ребенка? (самые короткие) Для мамы? (длиннее) Для папы? (самые длинные)

Слайд 9. Упражнение “В магазине”

Какие предметы для занятий лыжным спортом мы должны купить в магазине? (лыжи, лыжные палки, лыжный костюм, лыжную шапочку, лыжное крепление, лыжные ботинки)

Слайд 10. Мальчик встал на лыжи. Он (лыжник). А папа? (тоже лыжник)

Слайд 11. Мама встала на лыжи. Она (лыжница). А дочка? (тоже лыжница)

Слайд 12. Все вместе отправились на лыжную прогулку. Они (лыжники).

Физкультминутка. Мы тоже стали лыжниками – имитация движений лыжников (движения руками, приседания, повороты...)

Слайд 13. Как называются дорожки, оставленные лыжами? (лыжня) Можно загадать загадку “На белом просторе две ровные строчки, а рядом бегут запятые и точки”.

Слайд 14. А когда все едут наперегонки, стараясь быстрее всех добраться до финиша? Это лыжное соревнование (например, “Лыжня России”, Олимпийская гонка).

Слайд 15. Существует много видов спорта, связанных с лыжами (гонки, биатлон, прыжки с трамплина, слалом...)

Слайд 16. Но не обязательно заниматься лыжным спортом, можно просто покататься на лыжах в лесу, в парке. И тогда можно увидеть много интересного.

Упражнение “Найди и скажи”

  • Где катается лыжник? (Лыжник катается в лесу)
  • Где спряталась лисичка? (Лисичка спряталась за кустом)
  • Где сидит зайчик? (Под кустом сидит зайчик)
  • Где летает синичка? (Над кустом летает синичка)
  • Где сидят снегири? (На кусте сидят снегири). Посчитайте снегирей (5) (На ветках сидят 5 снегирей)
  • Куда полетела синичка? (вправо)
  • Куда поехал лыжник? (влево, потом вправо)

3. Работа детей в центрах активности

2. “Зимние забавы. Коньки”

Задачи:

  • Продолжать работу по уточнению и активизации словаря по теме “Коньки”
  • Развивать умение подбирать однокоренные слова (напр., хоккей – хоккеист, хоккейный)
  • Продолжать упражнять детей в употреблении предлогов и наречий пространственного значения (за, в, у, около, справа, слева от...)

Ход занятия

Утренний круг. (Здороваемся, работаем с календарем, беседуем по теме, над которой работает группа - “Зимние забавы”)

Отгадайте загадку:

Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки!
И несут меня не кони,
А блестящие...(коньки)

Как вы думаете, почему коньки так назвали? (варианты ответов детей) Давайте узнаем их историю появления

Слайд 2. Коньки – это одно из самых древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева или выточенные из костей животных, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдом или по льду реки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой. (Ласковое название от слова конь - конёк)

3 слайд. Коньки издавна были любимой зимней забавой не только детей, но и взрослых

4 слайд.

  • Какие виды спорта связаны с коньками? (хоккей, фигурное катание, бег на коньках)
  • Как называются спортсмены, которые играют в хоккей? (хоккеисты)
  • Как называются спортсмены, выступающие в фигурном катании? (фигуристы)
  • Как называются спортсмены, которые бегут на коньках? (конькобежцы)

5 слайд. Рассмотрите коньки, найдите отличия.

Как называются коньки, на которых играют в хоккей? (хоккейные), тренируются фигуристы? (фигурные), бегают наперегонки? (беговые)

6 слайд. “Кому что нужно?” (шайба, клюшка, ворота, шлем – хоккеистам; комбинезон – бегуну; платье, фигурные коньки – фигуристке)

7 -12 слайд. Кто в хоккее защищает ворота? (вратарь) Где находится вратарь? (перед воротами, у ворот, за воротами, слева от ворот, справа от ворот, в воротах, на воротах).

13 слайд. Читаем и заучиваем стихотворение В. Донниковой “Блестят коньки, блестит каток...”

Работа детей в центрах активности

3. “Зимние забавы. Санки”

Задачи:

  • Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря по теме “Зимние забавы”
  • Развивать умение использовать словообразовательные суффиксы, придающие словам уменьшительное или увеличительное значение.

Ход занятия

1. Утренний круг

2. Слайд 2. Отгадайте загадку:

Всё лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались зимы,
Помчались с горы (Санки)

Слайд 3. Сани можно назвать первым видом транспорта, древнейшим средством передвижения. Даже в тех странах, в которых никогда не бывает снега (например, в Древнем Египте), на санях перевозили грузы.

Слайд 4. Привязав передние концы оглоблей к собаке, лошади или быку, а задние оставив тянуться по земле, получим древнейшие сани – “волокуши”.

Слайд 5. Слово сани возникло от старославянского “сань”, что значило “змея”. Здесь присутствуют и чисто внешнее сходство – полозья саней тонкие и длинные, как змеи, и метод их передвижения – ползут и шипят. Следует отметить, что “полоз” одновременно является и частью саней, и названием вида змей.

За множество столетий конструкция саней практически не изменилась. Большинство саней имеют две основные части – сиденье и полозья, надежно соединенные между собой.

Слайд 6. Сначала сани делали только для работы (возили грузы и летом и зимой), а потом стали делать и небольшие санки для детей, их уже можно было использовать для развлечения

Слайд 7. Упражнение “Подбери слово”

  • Как называются небольшие сани, на которых катаются дети? (санки)
  • А как можно назвать такие маленькие, на которых только куколку покатать можно? (саночки)
  • А вот эти огромные? (санищи)

Слайд 8. В наши дни сани используют не только для работы и для развлечения детей, но и проводят спортивные соревнования. Посмотрите, какие разные сани. Чем они отличаются? (варианты ответов детей) – Все сани имеют разную форму и управляют ими по-разному

А что же между ними общего, почему они все относятся к санному спорту? (у всех видов саней есть полозья; на них съезжают с горы)

Это очень опасный вид спорта, потому что, спускаясь по специально построенным сложным трассам, сани развивают огромную скорость, иногда едут быстрее, чем автомобиль, и только самые смелые, быстрые, ловкие могут стать победителями в спортивных соревнованиях

3. Работа детей в центрах активности

4. Составление рассказа по картине “Зима. Игры на свежем воздухе”

Задачи: Развивать умение составлять рассказ по сюжетной картине.

Ход занятия

1. Утренний круг

2. Загадки:

Слайд 2. Н.Губская.

Я люблю на них кататься:
С горки весело летят.
Только трудно забираться:
Вверх подняться не хотят.
Тяжко лезть не налегке
Мне с веревочкой в руке.
Что же это за предмет?
Поскорее дай ответ (Санки)

Слайд 3. Г.Травкова

Я бегу на них зимой,
Две дорожки вслед за мной
В горку тихо поднимаюсь,
Вниз стремительно спускаюсь.
Палки по бокам “летят”,
Если надо, тормозят.
Финиш стал гораздо ближе
Приведут к победе... (лыжи)

Слайд 4.

Мчусь стремительно вперед,
Под ногами скользкий лед.
Но шаги мои легки,
Ведь несут меня...(коньки)

Дети очень любят зиму. Зимой можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в снежки, лепить снеговиков... Много забав есть у детей зимой. А чем вы любите забавляться, развлекаться зимой? (ответы детей)

Слайд 5. Упражнение “Подбери действие к предмету”.

Коньки. Что можно делать на коньках? (На коньках можно кататься, скользить, мчаться, догонять, лететь, нестись...)

Слайд 6. Санки. (санки можно катать, тянуть, поднимать на..., на санках можно скатиться с горы, мчаться, нестись вниз...)

Слайд 7. Лыжи. (на лыжах можно ехать, скользить, нестись, мчаться, подниматься на..., спускаться с...)

Слайд 8. Рассматривание картины “Зима. Игры на свежем воздухе”

  • Какое время года изображено? Почему так думаете? Кто изображен? Дадим детям имена.
  • Что делает Миша? (увеличивается) Как называется место, где можно кататься на коньках? Во что одет Миша? Какое у него настроение? Почему?
  • Что делает Таня? (увеличивается) Во что она одета? Какое у нее выражение лица?
  • Что делает Ваня? (увеличивается) Какой Ваня? Во что он одет? Почему Ваня оглянулся? О чем Ваня думает?
  • Что находится с левой стороны? (увеличивается снеговик). Как вы думаете, кто и когда его слепил? Какой снег подходит для лепки снеговика?
  • Как его украсили дети?
  • Что изображено на заднем плане? ( увеличивается) Как вы думаете, что будут делать дети, когда наиграются?

Слайд 9. Планирование последовательности рассказа.

О чем сначала расскажем? (как дети лепили снеговика) – появляется на слайде. О ком расскажем дальше? Затем о ком? Чем закончим свой рассказ?

Начинает рассказ воспитатель, затем дети по очереди продолжают.

Затем можно выслушать 1-2 детских рассказа.

Примерный рассказ по картине. Вчера был теплый зимний день. Снег был липкий, поэтому дети стали лепить снеговика. Они скатали 3 комка, поставили их друг на друга. Миша принес из дома морковку и приделал отличный нос, из камешков сделали глаза, рот и пуговицы, из веточек - руки и волосы. Снеговик получился красивый и веселый.

А сегодня выдался морозный денек. Миша надел коньки, Таня взяла лыжи, а маленький Ваня – санки.

На Мише надеты зеленый свитер с узором, синие спортивные штаны и фиолетовая шапка с зеленым помпоном. На шее повязан длинный полосатый шарф. Миша ловко скользит по льду, он рад, что у него так хорошо получается, потому что мечтает стать конькобежцем.

Таня едет с горы на лыжах. Она отталкивается палками и радостно улыбается, хотя ей немножко страшно. На Тане надета теплая сиреневая куртка, синие штаны и зеленая шапка с желтым помпоном.

Маленький Ваня оглянулся, он с завистью смотрит, как Миша ловко скользит на коньках. Ваня мечтает тоже научиться кататься на коньках. А пока он катается на саночках. Он уже съехал вниз и теперь тянет за веревочку саночки снова на горку. На Ване желтая куртка, коричневые штаны, валенки и зеленая шапка с козырьком и помпоном.

На заднем плане стоят заснеженные деревья и многоэтажные дома. Когда дети наиграются, они пойдут по домам.

3. Рассказы детей можно записать и сделать книжки – малышки.