Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе. «Звук К»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цель: Закрепить знания детей о согласном звуке [К] .

Задачи:

Образовательные:

  • Учить вычленять звук [К] из ряда других звуков, слогов, слов и давать ему характеристику.
  • Учить определять положение звука в слове.

Развивающие:

  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.
  • Стимулировать развитие мыслительных процессов детей (анализ, синтез, классификация).
  • Способствовать развитию мелкой моторики руки.

Воспитательные:

  • Прививать интерес к получению знаний.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: Экран с мультимедиа, браслеты, листы с “загадками” от Звукоеда, зеркала, мнемотаблица для характеристики звука, две “тарелочки” с окошками для определения места звука, коробка с подарками для детей, контейнеры по количеству детей с разными крупами, фигурки, плоскостное изображение летающих тарелочек с мнемозвуками для чтения детьми, картинки со звуком К; 2 мольберта, магнитная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент (Слайд 2) Дети заходят в зал.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание - у нас гости. Поздоровайтесь. Сегодня в наш детский сад позвонили по скайпу, но звонок оказался с другой планеты. Попросили Вас позвать, т.к. мы все взрослые не смогли дать нужный ответ. Скоро будет новый звонок. Так, что устраивайтесь поудобнее и будем ждать.

II. Подготовка к восприятию материала.

(Слайд 3 - Скайп-звонок, Слайд 4 - монолог инопланетянина 1)

Обращение инопланетянина: Здравствуйте, Земляне! На нашей планете Логопландии случилась беда - к нам прилетал Звукоед. Он похитил звук. Теперь жители нашей планеты не понимают друг друга. Мы хотели вернуть звук, но на Логопландии не умеют разгадывать тайны Звукоеда. Пролетая над Землёй, я видел как Вы готовитесь к школе и учите звуки. От всех жителей Логопландии прошу Вас помочь нам найти потерянный звук. Для передачи Ваших мыслей через космическое пространство я отправил посылку космической почтой в ваш детский сад и все улики, который оставил Звукоед. В посылке есть всё необходимое. Мы ждём Вашей помощи! До связи.

(Слайд – 5) Логопед: Ребята, пока посылку не привезли, давайте сделаем артикуляционную гимнастику - это будет наш секрет от Звукоеда. Берите зеркала, они Вам понадобятся для самоконтроля за выполнением упражнений.

(Логопед читает стихотворение - появляется соответствующая картинка.)

Окошко Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем.
Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. “Дверца открыта”.
Качели А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам
Маляр Мы покрасим потолок
Маляром стал язычок
Будет чистым (вот дела!)
Всё до дальнего угла!
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Парус Яхта парус поднимает
Ветер парус надувает
И к далёким берегам
Гонит яхту по волнам.
Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза.
Лошадка Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Барабанщик Язычок Ваш крепким станет
Барабанить не устанет
Барабана страшный гром
Оглушит огромный дом.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук “Д-Д-Д…”. Звук “Д” должен носить характер чёткого удара.

Логопед: Молодцы! Хорошо подготовились.

III. Основная часть.

(Слайд 6) Стук в дверь, вносят коробку (на коробке адрес, в ней конверты с заданиями и браслеты)

Логопед: Ребята, а что же нам прислали? Кто догадается? Посмотрим? (Берёт браслеты). Это космические передатчики мыслей, надевайте их на правую руку. Они нужны для передачи Ваших мыслей в Логопландию, иначе мы не сможем им помочь. (Дети надевают браслеты). Мы теперь одна команда. Как Вы думаете какая команда сможет преодолеть все трудности?

Ответы детей.

Логопед: Конечно же, команда должна быть дружной, смелой….У каждой команды есть девиз! Кладите свою правую руку на мою ладонь. А, теперь все вместе: Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе! Первым делом, ребята, нужно узнать какой звук был похищен. Для этого Звукоед оставил нам загадку (первый конверт.). Нужно отгадать (читает).

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.

Дети: космонавт.

Логопед: Ребята, с какого звука начинается это слово?

Дети: Со звука К.

Логопед: Посмотрите на таблицу и расскажите, что Вы знаете об этом звуке?

На мольберте мнемотаблица для характеристики звуков.

Дети: Звук К- согласный, твёрдый, глухой, обозначается синим цветом.

Логопед: Теперь, ребята поможем инопланетянам прогнать Звукоеда, чтобы больше их он не тревожил. Посмотрим второй конверт. (Слайд 7). Здесь Звукоед выстроил большую стену, которую можно разрушить с помощью хлопков, но хлопать нужно, только если услышите звук К. Слушайте внимательно и ловите звук К: м,б,к, з, д, к,о, в, к, ка, то, им, ок, пы, ку.

(6 хлопков – стена рушится). Молодцы! Внимательно слушали.

Но, на пути ещё есть преграды.

Третий конверт.

Логопед: Звукоед не дремлет. Он ещё поставил и пароль на летающие тарелочки Логопландцев. Теперь они не могут летать в космосе. Но, мы с Вами разгадаем шифр. Посмотрите на тарелочки. (Летающие тарелочки находятся на мольберте, на них мнемослоги - КА, КО, КУ, АК, УК, ИК, ОК). Как Вы думаете, что обозначают синие квадраты ?

Дети: Согласный твёрдый звук К.

Логопед: А что обозначают красные фигуры?

Дети: Гласные звуки: А, О, У, И

Логопед: прочитаем пароли?

Дети читают.

Логопед: Молодцы! (на экране космос и летают тарелочки) Обратите внимание на экран – тарелочки летают, значит, вы разгадали пароли от Звукоеда. Ребята, смотрите остался ещё один конверт. Посмотрим, что же в нём? (Раскрывает, в конверте картинки и две тарелочки-домики) Ой, картинки… Слушайте, что пишет Звукоед: “Все дорожки запутал, перепутал…Слова заблудились и никогда не найдут дороги к своему дому.” Ребята, как Вы думаете, зачем среди картинок эти домики?

Дети: Это начало и конец слов.

Логопед: Да, ребята, это схема слов, которая показывает, что звук находится в начале и конце слова (ставит “домики” на два мольберта). Возьмите каждый карточку и подумайте, куда её “поселить” и объясните своё решение.

Логопед раздаёт карточки детям, они обдумывают и “селят” их, объясняя так: Я поселю корову в первый домик, потому что звук К находится в начале слова.

Логопед: Замечательно! Какие же Вы молодцы!

Динамическая пауза. (Слайд 8 - музыкальный фон.)

Логопед: Становитесь в круг. Предлагаю Вам сейчас полетать на ракете.

Читает логопед и дети Движения детей
А сейчас мы с Вами дети, Поднимаются на носочки
Улетаем на ракете. Руки над головой – “ракета”
На носки поднимись,
А потом руки вниз
По тексту
1,2,3,4-
Вот летит ракета ввысь!
1,2 - руки вверх, “купол ракеты”,
3,4 - основная стойка.
В небе ясном солнце светит, Описывают круг руками- “солнце”
Космонавт летит в ракете “купол ракеты”
А внизу леса, поля-
Расстилается земля.
Низкий наклон вперёд, руки разводят в стороны.

IV. Подведение итогов занятия.

Логопед: Ребята, мы с Вами получили космическую посылку?

Дети:Да!

Логопед: Ребята, а может и мы отправим посылку в Логопландию?

Дети: Да!

Логопед: А вот и коробочка есть. А, что же можно отправить? Если, мы искали звук К, может быть и посылку соберём со словами в которых есть звук К?

Дети: Да!

Логопед: Посмотрите на столы. На них стоят контейнеры в которых спрятаны разные предметы, фигурки. Подходите к ним и найдите только подходящий предмет. Приступайте. Пока Вы ищите, я напомню: в посылку нужны слова со звуком К.

Дети ищут фигурки в контейнерах с крупами. Находят и присаживаются.

Логопед: Я тоже нашла. У меня корабль. В этом слове есть звук К.

Логопед ставит коробку посередине и дети по очереди подходят к ней, обосновывают свой выбор и кладут в посылку фигурки. Посылку запечатывают, ставят позади детей.

(Слайд 9-10) Звонок по скайпу. Дети слушают обращение инопланетянина ( монолог инопланетянина 2), а в это время меняют посылки и оставляют посылку с подарками.

Обращение инопланетянина: Уважаемые Земляне! Большое Вам спасибо! Теперь на нашей планете всё как прежде. Логопландцы понимают друг друга, умеют произносить звук К. Ваши мысли нам очень помогли. Спасибо за подарки. Мы тоже Вам подготовили подарки. Спасибо за помощь. Досвиданье!!!!!

Логопед: Какие Вы молодцы! Все вместе Вы помогли Логопландии. Скажите, что особенно понравилось вам сегодня, пока Вы помогали?...А какие задания вызвали затруднения?...Посмотрите на эти смайлики. Если, у Вас хорошее настроение, Вы со всеми заданиями справлялись легко, то возьмите смайл с улыбкой. Если, было трудно отгадывать ребусы Звукоеда, но всё-таки Вы справились, переживали и было как-то даже страшно, то возьмите смайл без улыбки. Если, у Вас ничего не получалось, было не интересно, настроение сейчас плохое, то возьмите грустный смайл.

Дети выбирают и объясняют свой выбор - по желанию.

Логопед: От себя лично я хочу сказать Вам огромное спасибо, мне приятно было с вами общаться. Ой, смотрите - посылка уже доставлена. Берите её в группу, угостите всех ребят в группе и расскажите, как спасли Логопландию.

Логопед или сами дети находят посылку с подарками.

Дети прощаются и уходят в группу с посылкой.

Список литературы.

  1. Съёмщикова Татьяна Алексеевна Артикуляционная гимнастика.
  2. Музыка: Густав Малер.