Рейтинг@Mail.ru

Гражданское и патриотическое воспитание студентов как условие формирования компетенций будущего специалиста

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (82,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


“Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель...
И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью
говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края...”.
Михаил Александрович Шолохов

Образовательная политика государства в области образования в Российской Федерации определяет проблемы воспитания будущих специалистов. К числу самых важных целей и задач образования относится воспитание граждан правового, демократического, социального государства, патриотов, обладающих высокой нравственностью, уважительным отношением к традициям, культуре народов, проживающих на территории Северо-Кавказского региона, а также высококвалифицированного (компетентного) специалиста, культурного, высоконравственного, хорошо воспитанного, эрудированного человека - отвечающего всем современным требованиям.

К одной из проблем современного общества можно отнести слабые знания советского периода истории страны, своего ближнего исторического прошлого и, как следствие, негативного отношения к нему. Воспитание патриотизма, сохранение исторической памяти, направленной на формирование осознанной гражданской позиции, уважение к истории страны и родного края являются актуальными в современный период.

Недооценка вопроса целостности и неразрывности памяти, сложных социокультурных и нравственных аспектов ее формирования у молодых людей может привести к разрыву историко-генотипной составляющей их мировоззрения, негативно отразиться на эффективности патриотического воспитания в целом [2; 83].

Одним из путей развития исторического сознания молодежи является реализация воспитательного потенциала историко-краеведческого компонента современного образования, заложенного в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования на федеральном и региональном уровнях.

Так, в ФГОС среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 480, говорится, что “в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в студенческом самоуправлении, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, ..... специалист по социальной работе должен обладать общими компетенциями:

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку”.

В Зимовниковском педагогическом колледже (ГБОУ СПО РО “ЗимПК”) одним из основных направлений работы воспитательной системы колледжа, является гражданско-патриотическое воспитание, которое осуществляется через интеграцию социально-общественных дисциплин и практической деятельности. Студенты осваивают права и обязанности в общественной и личной жизни, выполняют мировоззренческие функции, то есть у них формируются взгляды, убеждения, ценности, идеалы.

С 2009 года на базе колледжа организована деятельность Социально-психолого-педагогической службы (СППС) и Центра регионоведческих исследований (ЦРИ). На площадках центров создаются условия, способствующие правовому просвещению студентов, направленные на осознание прав и обязанностей, по отношению к людям, природе и обществу, правовых норм и направлений деятельности по их осуществлению и защите. К задачам работы центров относятся подготовка студентов к сознательной жизни в свободном обществе в условиях мира, понимания, равноправия людей и народов; развитие навыков демократического поведения; утверждение идеи о том, что обязанности и ответственность взаимосвязаны.

Используя нетрадиционные, активные формы деятельности (ролевая игра “Знаете ли вы закон!”, тренинги “Толерантны ли ВЫ?”, “Познай себя!”, круглые столы “Формирование культуры современной молодежи в Ростовской области”, “Проблемы современной молодежи: социальный, экономический и эстетический характер”, “Социальная защита детей в мировой практике”, устный журнал “Калейдоскоп культур”, научно-практический семинар “Современная семья: функции, проблемы, перспективы” и другие.) студенты знакомятся с Конституцией РФ, Декларацией о правах человека, Конвенцией о правах ребенка, государственной символикой России и Ростовской области, что является основой формирования профессиональных компетенций специалиста по социальной работе. В процессе подготовки и реализации разных форм работы студенты изучают, исследуют, осваивают положения о том, что высшей целью общественного развития в правовом государстве является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст.2 Конституция РФ).

Обеспечение свободы и достоинства человека и создание справедливого правового пространства для гражданского общества является безусловной ценностью и задачей правового государства. В этом и проявляется ответственность государства перед личностью. Студенты как граждане правового государства в процессе изучения учебных дисциплин, участвуя в конкурсах, олимпиадах, - анализируя жизненные ситуации убеждаются, что правовые нормы - это практический инструмент разумного регулирования отношений человека с человеком, человека с властью. Правовые нормы точно определяют границы свободы компетентного специалиста, наличие которых и позволяет направить все разнообразие интересов и притязаний индивида в позитивное русло.

В единстве с гражданским воспитанием осуществляется и патриотическое воспитание, которое направлено на формирование и развитие личности будущего специалиста, обладающего качествами гражданина-патриота Родины. Формирование патриотических чувств и сознания студентов осуществляется на основе исторических ценностей и изучения роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувств сопереживания за судьбу своей страны [1; 83].

Под руководством СППС в колледже организует свою волонтерскую деятельность Молодежно-патриотическое объединение “СЛАВА”, которое состоит из добровольцев, студентов 2-4 курсов. Волонтеры занимаются исследовательской, инновационной работой, где разрабатывают и апробируют проекты “Дети войны”, “Родина-мать: связь поколений”, “Подари улыбку ребенку”, участвуют в конкурсах, форумах зонального и областного уровня “Доброволец года 2013”, “Молодежная команда губернатора 2014”, “Лидер года 2014”, форум “Ростов 2013”, форум “Время молодых”, зональный форум “Современная молодежь: образование, культура и творчество”, “Студенческая весна 2014”, фестиваль “Гвоздики отечества”, “Землячка”, “Молодая волна”, районный смотр-конкурс допризывной и призывной молодежи, семинар “Конгресс органов молодежного самоуправления”. Активно участвуют студенты в военно-патриотических акциях “Георгиевская ленточка”, “Спасибо деду за победу”, “Дорога на выборы”, “Красота поселка в наших руках”, “Донеси частичку из прошлого”, “Весенние хлопоты”. В ходе двухлетней работы Молодежно-патриотического объединения “СЛАВА”, волонтеры широко взаимодействуют с разными учреждениями инфраструктуры поселка, являются членами органов молодежного самоуправления района. Активное участие в районных мероприятиях военно-патриотической игре “Орленок”, оказание помощи членами группы “Поиск” в поднятии и перезахоронении останков неизвестных воинов в рамках акции “Вахта памяти”, мероприятиях посвященных “Дню России”, “Дню молодежи”, КВН, “Библионочь”, “Ночь музеев” - развивает любовь к малой Родине, помогают открыть неизученные страницы истории родного края, желание сделать его богаче, интереснее.

Указанные виды деятельности и формы работы являются основными в формировании ценностно-смысловой сферы студентов, когда в реальных ситуациях активности и ответственности, в деятельности на общее благо формируются взгляды и убеждения студентов, их ценностные ориентации и навыки социального поведения.

Таким образом, осуществление гражданско-патриотического воспитания студентов становится апробирование активных форм участия и методов работы при организации различных акций и мероприятий, направлено на формирование общих и профессиональных компетенций:

- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

- быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку;

- осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие);

- применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту;

- осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.

Информационные источники

  1. Проблемы воспитания толерантности и профилактики экстремизма в молодежной среде: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 16 ноября 2005г. – Ростов н/Д: РГУПС, 2005.-180с.
  2. Журнал “Молодежь и общество” №1., г. Москва, 2012 г. -127с.
  3. Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов “Социальная педагогика” № 1., г. Москва 2012г. – 128с.
  4. Научно-методический журнал “Региональная школа управления” №1, г. Ростов-на-Дону., 2013г. – 80с.