Рейтинг@Mail.ru

Конкурс чтецов «Стихи, опалённые войной…», посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (47,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Мы работаем учителями-дефектологами в ГБОУ школе № 10 Калининского района Санкт-Петербурга для обучающихся, имеющих нарушения слуха и речи. Наша школа является единственным учреждением, предоставляющим обучающимся различные образовательные маршруты (обучение на очном отделении, заочное отделение).

Одной из главных коррекционных задач школы является формирование внятной, интонированной, грамматически правильной речи. Для этого требуется большая повседневная работа всех педагогов школы, семьи. В решении этих проблем основную направляющую роль играет слуховой кабинет.

По плану методического объединения “Валеология” ежегодно проводится неделя дефектолога. Готовим тематические стенды, такие как: 1 апреля – день смеха, Сладкое слово детства – мама! и т.д., а также речевые праздники для детей, конкурсы чтецов.

В апреле 2015 года провели конкурс чтецов “Стихи, опалённые войной...” посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Задача нашего конкурса состояла в том, чтобы обучающиеся познакомились с поэзией, посвященной Великой Отечественной войне, а также пробудить в них чувство гордости за свою Родину и людей, которые спасли страну ценой своей жизни.

Предлагаем Вашему вниманию сценарий конкурса.

Цели:

  • Познакомить учащихся с поэзией, посвященной Великой Отечественной войне.
  • Пробудить чувство гордости за свою Родину и людей, которые спасли страну.

Задачи:

  • Выразительно, эмоционально прочитать поэтическое произведение.
  • Показать значимость поэтического слова.

Ведущий: Добрый день! Итак, мы начинаем наш конкурс чтецов, который посвящается всем тем, кто пережил дни В. О. войны, кто помнит о ней. Сегодня мы послушаем стихи о войне, и вспомним поэтов, которые писали о тех трагических днях. Представляем жюри...

В годы войны было создано много стихотворений о Родине, стихотворений – воспоминаний о родных местах. Ощущение России в годы войны сделалось многостороннее и глубже.

Во время войны были популярны стихотворения К.Симонова, Ю. Друниной, О. Берггольц, С. Орлова, и многих других поэтов. Мужество, преданность Родине, честь, ощущение долга – все это воплотилось в их замечательных лирических произведениях.

Самый известный поэт военных лет – это Константин Симонов. Он, как военный корреспондент, побывал на всех фронтах, был свидетелем последних боев за Берлин. Однажды во время очередной командировки на Южный фронт – был декабрь 1941 года – Симонова попросили прочесть поэму “Пять страниц”. Симонов поправил шевелюру. В его глазах заблестели веселые нотки. Он встал, расстегнул комбинезон и громко сказал:

Поэму читать не буду. Во-первых она написана давно, а, во-вторых, поэма длинная – устанете слушать. Я прочитаю вам новые стихи, - и стал читать тихо, доверительно, словно ведя с кем-то тихую беседу:

- Жди меня, и я вернусь...

В январе 1942 года стихотворение “Жди меня” опубликовала газета “Правда”. Это стихотворение со страниц газеты потрясло всю Россию, а Симонов с этого времени стал обладателем одного из самых громких литературных имен.

Это стихотворение, звучащее как заклинание, сотни раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, хранили, как самую дорогую реликвию.

Стихотворение “Жди меня” прочитает ученик 5 класса.

Ведущий: Никогда, ни в какие времена, не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки – зенитные, связи, ночных бомбардировщиков, не говоря о медицинских батальонах, ротах – сплошь состояли из представительниц прекрасного пола.

Поэтесса Юлия Друнина прошла санитаркой всю войну. 17 –летней выпускницей одной из московских школ, она, как и многие ее сверстники, в 1941г, добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода.

Стихотворение Юлии Друниной о женщинах военной поры “Качается рожь несжатая” читает ученица 5 класса

Ведущий: Юрий Воронов начал писать стихи в самую трудную пору блокады – в 1942 году. Тринадцатилетний подросток, потерявший близких, рано повзрослевший, облек в поэтические строки то, что ему пришлось пережить.

Стихотворение “27 января 1944 года” (Ю. Воронов) читает ученик 7 класса.

Ведущий: В 1944 году в армейской газете было напечатано стихотворение Михаила Львова “Чтоб стать мужчиной, мало им родиться”, сделавшее имя молодого поэта известным. Стихотворение стало кодексом чести людей военного поколения. Умение принять трудности жизни, готовность к подвигу и самопожертвованию – вот те качества, которые провозглашает его лирический герой.

Стихотворение “Чтоб стать мужчиной, мало им родиться” прочитает ученик 8 класса.

Ведущий: Давид Самойлов – еще один поэт, который прошел дорогами войны, был ранен.

Одно из самых известных стихотворений Д. Самойлова – “Сороковые роковые...” читает ученик 5 класса.

Звучит 7-я Ленинградская симфония.

Ведущий: Древнее изречение гласит: Когда гремит оружие – музы молчат. Но наши музы не молчали. Они говорили в полный голос. Сильно страстно и вдохновенно. Музыка и радио были неразделимы в сознании ленинградцев. Исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича оркестром Ленинградского радиокомитета стало самым значительным событием в музыкальной жизни Ленинграда блокадных лет. Чтобы 9 августа 1942 года могли прийти слушатели в Большой зал Филармонии, нужно было воссоздать оркестр, пополнить его армейскими музыкантами, а в день концерта вести контрбатарейную стрельбу и не допустить обстрела города. В городе было много прекрасных музыкантов, но все они ...голодали.

Ведущий: Воспоминания о войне, которые сохранила мальчишеская память, пульсируют во многих стихах поэта Владимира Фирсова (“Старый учитель”, “Концерт”, “Над высоким золотом полей мрачное возникло поле боя...”, “Чувство Родины” — “Все пройдет, а Родина останется” и др.). Память военных лет, патриотизм и ратный подвиг народа переплетаются с историей России (“На Бородинском поле”, “На Куликовом поле”, “Глинка в дороге”, “Набатные колокола”, “Гусляры”). В этих стихах слышится глубокий, философский подтекст, призыв к размышлению. Они будоражат память сердца.

Стихотворение Владимира Фирсова “Концерт” читает ученик 7 класса.

Стихотворение Владимира Фирсова “Первый учитель” читает ученик 8 класса.

Еще одно стихотворение Владимира Фирсова “Набатные колокола”, которое звучит как призыв к миру, чтобы долгие годы жила память о войне, прочитает ученик 8 класса.

Множество песен было написано на стихи известных поэтов в годы войны. Одним из таких поэтов, авторов песен был Булат Окуджава, прошедший дорогами войны.

Стихотворение “До свидания, мальчики” читает ученица 6 класса.

За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб.

Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания. Почти треть жилья стала непригодной для проживания.

Стихотворение Леонида Хаустова “Улицы” читает ученица 6 класса.

После начала Великой Отечественной Войны Сергей Сергеевич Орлов вступил в истребительный батальон. Спустя два месяца его направили в Челябинское танковое училище. Командир взвода тяжёлых танков С. С. Орлов едва не сгорел заживо в танке.

Стихотворение С. Орлова “Его зарыли в шар земной” - читает ученик 5 класса.

В 1941—1942 годах Александр Трифонович Твардовский работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта “Красная Армия”. Поэма “Василий Тёркин” (1941—1945), “книга про бойца без начала и конца” — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны.

Отрывок из поэмы Василий Теркин “Вода” - прочитает ученица 8 класса.

Владислав Леонидович Занадворов родился в Перми в семье инженера-строителя и учительницы в 1914 году. Рано начал писать стихи. До начала Великой Отечественной войны он уже был автором двух книжек - повести “Медная гора” (1936) и сборника стихов “Простор” (1941). Кроме того, за период с 1932 по 1941 год в газетах и журналах было опубликовано около 30 его произведений. В годы войны он был призван в армию и отправлен на Сталинградский фронт, где и погиб 28 ноября 1942 года. Чрезвычайно страшно Занадворов описывает все ужасы войны, которым сам был свидетелем: “это изо дня в день лишь блиндажный песок”, “слепящие вспышки ночного обстрела”, “это боль головная, что ломит висок”, “это юность моя, что в окопах истлела”, “это кровью омытые письма мои”, “разрывы снарядов”, “при вспышках ракет”.

Стихотворение “Война” читает ученик 11 класса

Ведущий: Наш конкурс чтецов подошел к концу. И пока жюри совещается, давайте послушаем песни военных лет, которые были положены на стихи известных поэтов. Песни в годы войны укрепляли веру в победу, давали силы перенести духовные испытания, помогали людям жить.

Песня “Здесь птицы не поют”.

Слово жюри, награждение победителей.