«География народных промыслов Центральной России». Урок-конференция в 9-м классе по курсу «География России. Население и хозяйство»

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Цели:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с географией народных промыслов Центральной России, историей их возникновения, художественной ценностью;
  • Учиться художественному видению окружающего мира, расширить кругозор.

Развивающие:

  • Развивать умения и навыки самостоятельной работы;
  • Продолжить формирование умения работать с различными источниками знаний.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине;
  • Воспитывать видеть прекрасное в окружающем мире;
  • Заинтересовать учащихся в дальнейшем углубленном изучении материала.

Задачи:

  • Дать общее представление о географии народных промыслов.
  • Учить учащихся анализировать и выделять главные особенности народного декоративно-прикладного искусства.
  • Составить таблицу о художественных промыслах России по ходу урока.
  • Составить картосхему размещения народных промыслов, используя систему условных знаков.

Оборудование:

  • Карты России – физическая, контурная Европейской части России. Географический атлас, компьютер, мультимедийный проектор, презентация; продукция народных промыслов, получивших мировое признание.

Ход урока

1. Организационный момент. (цели и задачи урока, порядок работы)

2. Рассказ учителя.

Художественные промыслы России, как одна из форм народного искусства.

Испокон веков славилась Русская земля своими мастерами – одаренными людьми, создавшими яркое самобытное народное искусство.

Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, художественные образы и сюжеты, передаваемые или родителями, или путешественниками.

Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность. Руки мастера … они творят красоту и пишут историю народа.

Художественные промыслы – одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа.

Не только в каждом доме у нас в стране, но и за рубежом хорошо знают изделия русских мастеров. Эти вещи можно встретить в музеях и на ярмарках. За ними несколько веков традиций, но и сегодня делают их народные мастера.

Нам дорог образный язык народного искусства, его естественность и доброта. В своем творчестве народ отразил свой внутренний мир, восприятие добра и зла, свои мечты.

3. Беседа “Где же возникли народные промыслы?”

По поверью, летела сказочная Жар-птица, и где роняла перо, там люди обладали даром творить красоту. Но, скорее всего, люди использовали возможность той местности, где жили.

Если в том месте было много глины, то здесь появлялись гончарные промыслы. Было много лесов – люди работали с древесиной.

История появления промыслов России очень давняя. И сейчас их можно сгруппировать:

1. По исходящему материалу – дерево, глина, металл, нить, камень, кость и т. д.

2. По временному фактору – старинные, угасшие и вновь возродившиеся, “Молодые” народные промыслы (20 в.).

4. Подготовка к работе на конференции.

Начертить в тетрадях таблицу, заполнить которую необходимо будет во время выступлений учащихся.

Название промысла География Время образования Художественная особенность
       

5. Выступления учащихся.

Каждая характеристика народного промысла сопровождается показом определенной части презентации и предметами промыслов для демонстрации.

  • Искусство Хохломы
  • Дымковская игрушка
  • Жостовские подносы
  • Гжель
  • Полхов-Майданская роспись
  • Щепа. Тиснение и резьба по бересте.
  • Городецкая роспись
  • Палех

6. Выполнение практической работы по географии народных промыслов на примере Центральной России.

Задание:

Используя данные заполненной таблицы, информацию из атласа и учебника, составить картосхему на контурной карте Центральной России.

Условные знаки придумать самим, проявив свое творчество (значками показать особенности промысла).

7. Домашнее задание.

Закончить картосхему и подготовить сообщения о других известных народных промыслах, в том числе и в нашей местности; узнать есть ли у нас народные умельцы и что они делают.