Рейтинг@Mail.ru

Урок истории в 10-м классе по теме "Реформы середины XVI века. Опричнина"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: усвоение знаний о реформах Избранной рады и опричнине Ивана Грозного.

Задачи:

  • Образовательная: раскрыть содержание реформ Избранной рады, причины и последствия опричнины.
  • Развивающая: развивать у учащихся умение анализировать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с историческими источниками.
  • Воспитательная: формировать понимание неоднозначности исторических событий и деятельности исторических личностей, воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, схемы, таблица.

Учебник: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2006.

План изучения нового материала

1. Начало правления Ивана IV.

2. Венчание на царство.

3. Реформы Избранной рады.

4. Опричнина, ее причины и итоги.

5. Последние годы правления Ивана Грозного.

Основные понятия:

Опричнина (от древнерусского “оприч”- кроме)- значительная часть государства, выделенная в личное владение.

Земщина – остальная часть государства со старыми порядками и прежними боярской думой, приказами.

Опричное войско-карательный инструмент в руках царя.

Местничество - система распределения служебных мест по происхождению и знатности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: “Реформы середины XVI в. Опричнина”. Данные события связаны с личностью первого русского царя Ивана Грозного. Изучение роли Ивана IV Грозного – один из “трудных вопросов” Отечественной истории. Иван Грозный как человек и как политический деятель был сложной и противоречивой фигурой. Споры о его деятельности не утихают среди историков до сих пор. Обратите внимание на следующие оценки деятельности Ивана Грозного:

Н.М. Карамзин (русский историк XIX века): “… добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств могольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы…”.

К.Д. Кавелин (русский историк и юрист XIX века): “Как бы мы ни смотрели на Ивана Грозного, даже до сих царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории”.

В.О. Ключевский (русский историк XIX–XX в.): “…положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям... Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него…Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец”.

Перед учащимися учитель ставит проблемные вопросы:

1) Иван Грозный – реформатор или тиран?

2) Реформы Избранной рады: успех или неудача?

1. Начало правления Ивана IV.

Учитель: В ночь с 3 на 4 декабря 1533 г. умер великий князь всея Руси Василий III. На престол был возведен его малолетний сын Иван IV. Поскольку Ивану было всего три года, регентшей при малолетнем князе стала его мать Елена Васильевна Глинская. Елена Глинская продолжала курс политической и экономической стабилизации государства: укрепила города на западных рубежах, провела денежную реформу 1535 г., по которой была введена серебряная копейка, заменившая многочисленные деньги удельных земель; была сооружена Китайгородская стена, заключено перемирие с Литвой в 1536 г.

При Елене Глинской активизировалась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. “Боярское правление” (1538-1547) после смерти Елены Глинской оказало пагубное влияние на Ивана IV и на развитие страны.

Иван IV Грозный (1533-1584) – запись в тетрадях.

2. Венчание на царство.

Учитель: 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского кремля венчался на царство Иван IV. По “чину венчания”, составленному митрополитом Макарием, Иван Васильевич стал именоваться “царем и великим князем всея Руси”.

Царь ( от лат. Caesar - цезарь)-наследственный монарх, государь.

Вопрос: Какое значение имело провозглашение Ивана IV царем?

(Ответы учащихся: повышался авторитет российского правителя, титул царя возвышал его над другими князьями).

Учитель дополняет ответы учащихся: царский титул подчеркивал претензии Русского государства на византийское наследство, уровнял по чину Ивана IV с восточными соседями - астраханским и казанским ханами, наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси.

3. Реформы Избранной рады.

Учитель сообщает, что примерно в 1548-1549 гг. при молодом царе складывается кружок придворных деятелей, который вместе с ним энергично занялся проведением в государстве реформ. Андрей Курбский назвал это новое правительство “Избранная рада”. Видную роль в ней играли думный дворянин Алексей Федорович Адашев, глава Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый, думный дьяк, духовник царя Сильвестр. Какие же реформы были проведены Избранной радой?

Класс предварительно разделен на четыре группы. Каждая группа получает задание познакомиться с текстом источника, проанализировать и составить схему реформ Избранной рады, используя ватман и маркеры.

  • 1 группа “Реформы государственного управления”
  • 2 группа “Правовая реформа”
  • 3 группа “Церковная реформа”
  • 4 группа “Военная реформа”

Два представителя от группы защищают составленные схемы-таблицы.

Дополнительный материал для первой группы

Реформы государственного управления

В сфере государственного управления Избранной радой были проведены серьезные реформы. Создаются первые функциональные органы центрального управления – приказы, служащие которых всецело зависели от царя. Приказы становятся основными органами центрального управления, полностью заменяя прежнюю систему "дворцов". Это было связано с тем, что развивающееся государство требовало специализации государственных органов, четкого оформления их компетенции. Наиболее важными были приказы: Челобитный, в котором принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. Во главе этого высшего органа государственного контроля стоял Алексей Адашев. Посольский приказ - его возглавлял дьяк Иван Висковатый. Поместный приказ - ведал делами поместного землевладения, Разбойный - уголовный розыск, Разрядный - ведал дворянским ополчением и назначал воевод, Приказ большой казны - ведал финансами. Это способствовало укреплению монархической власти и централизации страны.

В 1549 г. был созван Земский собор - первый в русской истории орган представительства различных социальных слоев (боярства, духовенства, дворянства, служилых людей и др.) Собор 1549 г. историки называют “собором примирения”: бояре клялись подчиняться во всем царю, царь обещал забыть прежние обиды.

Была осуществлена реформа местного управления: наместничество ликвидировано и заменено выборной администрацией - земским самоуправлением. Вместо "кормленщиков" в уездах, где было развито поместное землевладение, дворяне выбирали из своей среды " губных старост", в уездах с крестьянским землевладением - " земских старост" из зажиточных крестьян. В их ведении находились суд, управление податным населением и сбор налогов с него. В помощь старостам избирались "целовальники"(целовали крест перед вступлением в должность).

Дополнительный материал для второй группы

Правовая реформа

В 1550 г. Избранной радой был принят новый Судебник. Он включал около 100 статей, большая часть которых посвящена вопросам управления и суда. Новый кодекс законов усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях. Судебник ставил действенные преграды произволу наместников. Они могли теперь вести судебные разбирательства только при участии выборных лиц от сословий, т.н. "судных мужей". Выборным вменялось в обязанность следить, чтобы представители не брали взяток от судящихся. Судебник требовал, для исключения произвола, обязательно протоколировать заседания суда и один экземпляр отдавать судным мужам. Все это означало контроль выборных от населения лиц за деятельностью наместников.

Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума. На местах же за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных дворян, посадских людей и черносошных (свободных крестьян).

По Судебнику 1550 г. ликвидировали привилегию монастырей не уплачивать подати в казну, запретили превращать в холопов детей боярских (дворян). Затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличения размера взимаемого с них пожилого.

Проводится реформа налогообложения, ограничивающая льготы феодалов. Была введена единица поземельного налога – большая соха. Одинаковую сумму налога брали с 500 четвертей (четверть-половина десятины) “доброй” (хорошей) земли в одном поле с черносошных крестьян; с 600 четвертей - с церковных земель; с 800 четвертей – со служилых феодалов (помещиков и вотчинников).

Дополнительный материал для третьей группы

Церковная реформа

Процесс усиления государственной власти вновь выдвинул вопрос о положении церкви в государстве. В 1551 г. был созван церковный собор, на котором были зачитаны вопросы царя. Ответы на них составили сто глав приговора собора (Стоглав). Стоглав запретил монастырям давать деньги и хлеб под проценты, прекратил царскую помощь монастырям, имеющим владения, были унифицированы церковные пошлины по всей России, регламентированы нормы внутрицерковной жизни. Стоглав укреплял дисциплину в церковной среде. Важное национально-духовное значение имело утверждение собором пантеона общерусских святых.

Однако расчеты Ивана IV на то, что удастся получить в государственный фонд монастырские земли, не осуществились. Раздраженный этим, Иван сразу после завершения собора своим указом запретил покупку монастырями вотчинных земель "без доклада царю". У монастырей отбирались все земли, переданные им боярами с 1533 г. Тем самым, не получив сами церковные земли, Иван IV установил свой контроль над их движением.

Дополнительный материал для четвертой группы.

Военная реформа

Избранная рада начала преобразования с военных реформ. В 1550 г. запретили местнические споры между воеводами во время походов. Как прежде удельные князья спорили об уделах, ссылаясь на свое старшинство в роде, так теперь спорили их потомки – бояре о начальственных местах в войске. Избранная рада хотела уничтожить местничество, так как оно причиняло много вреда и хлопот. По её указам только начальники полков могли “местничаться” между собой, остальные же, не дослужившиеся еще до начальственных должностей, должны были служить “без мест”.

Из общей массы детей боярских и дворян Иван Грозный и Избранная рада в 1550 выбрали тысячу лучших (“Избранная тысяча), дали им земли около Москвы (“подмосковные”) и устроили из них особый полк “московских дворян” в отличие от “городовых” (провинциальных). Дворянское ополчение обыкновенно собиралось на службу так, что дворяне каждого города с его уездом составляли один отряд (туляне, коломничи, ярославцы и т.п.). Избранная рада постановила поделить эти отряды на “сотни” и поставить под начальство особых “голов”.

В 1550 г. появляется войско из стрельцов-воинов, вооруженных не только холодным оружием, как дворянская конница, но и огнестрельным (пищалями). В отличие от дворянского войска, которое созывали как ополчение в случае необходимости, стрельцы служили постоянно, получали обмундирование, денежное и хлебное жалование.

Уложение о службе 1556 г. установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен выставить воина на коне и в полном вооружении. Каждый прибывший на службу помещик должен был явиться к воеводе своего города на смотр; воевода отмечал в списке, кто и как приходил на службу. Тех, которые являлись в исправности “конны, людны и оружны”, записывали в высший разряд; им выдавались от царя награды – прибавка поместий; у неисправных уменьшали земли. “Нети”, т. е. вовсе не явившиеся на службу, наказывались еще строже, если не было уважительных причин неявки. Для заведования военной службою помещиков был учрежден разряд, или разрядный приказ, т. е. присутственное место, где вели дело обыкновенно боярин и дьяк с подьячими, которым царь приказывал ведать то дело.

4. Опричнина, ее причины.

Учитель сообщает, что 3 февраля 1565 г. был принят указ о введении опричнины. Страна была разделена на две части: “опричнина” во главе с Иваном IV и “земщина” во главе с Боярской думой.

Причины, факты и итоги Опричнины рассматриваются с помощью схемы Фишбоун (Презентация 1). Каждая группа учащихся читает текст учебника на с. 181-184. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп. Заполняя схему, учащиеся исследуют причины опричнины, находят факты, подтверждающие наличие данных причин, и делают выводы.

Причины опричнины:

1) Противоречия с боярской оппозицией.

2) Стремление Ивана IV к неограниченной власти.

3) Боярские измены.

4) Неудачи в Ливонской войне.

Факты:

1) Возражения Избранной рады курсу Ивана IV во внутренней и внешней политике.

2) 1560 г. Избранная рада прекратила свое существование.

3) Переход князя А. Курбского на сторону Литвы.

4) 1564 г. Поражение русских войск под Полоцком и Оршей.

Итоги:

1) Укрепление личной власти царя.

2) Хозяйственное разорение страны.

3) Начало закрепощения крестьян.

4) Ухудшение положения России в Ливонской войне.

5. Последние годы правления Ивана Грозного.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что последствия опричнины стали причиной ужесточения и окончательного складывания системы крепостного права. В стране широкое распространение получили волнения, разбои. Пытаясь спасти положение в 1581 г. Иван Грозный издает Указ “О заповедных летах”, по которому запрещался переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день.

III. Закрепление изученного материала.

Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, заданные в начале урока.

Вывод: Деятельность Ивана IV Грозного носила противоречивый характер. С одной стороны, Иваном IV и Избранной радой были проведены реформы, которые охватили все стороны русской жизни, способствовали укреплению режима власти царя, централизации страны, ликвидации пережитков удельной системы. Реформы положили начало складыванию на Руси сословно-представительной монархии, что отвечало интересам всех слоев общества, привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам. С другой стороны, мрачным эпизодом правления Ивана Грозного стала опричнина. Опричнина способствовала централизации страны, нанесла удар по остаткам феодальной раздробленности, однако оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории России Смутному времени.

IV. Домашнее задание: П.25, 27.

  • 1 уровень (базовый)  – “3”: заполнить таблицу “Организация государственного управления в годы опричнины”.
  Российское государство
Опричнина Земщина
Территория    
Столица    
Система органов управления    
  • 2 уровень (повышенной сложности) – “4”: составить исторический портрет Ивана Грозного.
  • 3 уровень (сложный) - “5”: написать историческое сочинение по периоду 1533-1584 гг.