Рейтинг@Mail.ru

Урок «Пять недель на воздушном шаре». 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Образовательно-воспитательные задачи:

  • проверить и закрепить знания и умения учащихся по географии,
  • развивать интерес к предмету через известное литературное произведение Ж. Верна “Пять недель на воздушном шаре”,
  • способствовать развитию читательского интереса учащихся, расширению их кругозора.

Оборудование:

  • физическая карта Африки,
  • флажки (другие условные знаки), для обозначения пути,
  • контурные карты,
  • атласы,
  • листки для выполнения заданий,
  • разрезанные карты Африки,
  • портрет Ж. Верна и его роман “Пять недель на воздушном шаре”,
  • тематический словарь-справочник по географии для дошкольников и поступающих в ВУЗы. – М.: Московский лицей, 1995 г.
  • картины природных зон материка.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, закончено изучение первого материка Земли. Вы много узнали нового и задача последнего урока по Африке подвести итог. Проверить и закрепить знания. А поможет вам в этом знаменитый французский романист Ж. Верн (1828-1905).

Литературная деятельность его продолжалась около 60 лет. Если собрать все его сочинения – стихи, пьесы, романы, рассказы, географические труды, статьи, очерки, получиться библиотека приблизительно в 120-130 томов.

Главный труд его жизни – гигантская серия книг “Необыкновенные путешествия”. Ж. Верн работал над ней свыше 40 лет. Результат: 64 романа и 2 сборника повестей и рассказов. Само название серии говорит о том, какое место в ней занимает география. В ней автор задался целью описать весь земной шар – природу разных климатических поясов, нравы и обычаи людей, живущих там.

Сегодня мы вместе с героями одного из романов Ж. Верна “Пять недель на воздушном шаре” пересечём Африку с востока на запад. Наши спутники доктор Самуэль Фергюссон, решивший пересечь Африку от о. Занзибар до р. Сенегал, его друг Дик Кеннеди, шотландец, слуга доктора Фергюссона – Джо.

Время путешествия – 18 апреля – 24 мая.

Средство передвижения – воздушный шар “Виктория”.

Форма – воображаемое путешествие с обозначением на контурной карте, физической карте Африки маршрута и выполнения разнообразных заданий.

В путь!

II. Воображаемое путешествие.

Откроем первую страницу...

Доктор Фергюссон с детства увлекался путешествиями, побывал во многих местах Земли. Новая его мечта – Африка. На заседании Лондонского королевского географического общества было сделано сообщение о том, что бесстрашный исследователь отправляется в Африку для сбора более полных сведений о материке.

1. Начинается путешествие с о. Занзибар. Воздушный шар “Виктория” с тремя воздухоплавателями поднялся вверх. Координаты острова 60 ю.ш., 390 в.д.

Читаем у Ж. Верна:

“На этой высоте быстрое воздушное течение понесло шар на юго-запад”. Какая чудесная картина развернулась перед глазами наших воздухоплавателей! Остров Занзибар был весь как на ладони. Расстилались зелёные поля всевозможных оттенков, кудрявились рощи и леса..”.

Задания:

- назовите главные географические объекты на зашифрованной карте;

- подпишите контурную карту и отметьте на ней о. Занзибар.

2. Подлетели к восточному побережью Африки. Как он выглядит? “Густая кайма мангровых деревьев покрывает здесь берег, и благодаря отливу можно было разглядеть их толстые корни, подмытые волнами Индийского океана”.

Задания:

- В словаре найдите, что такое “мангровая растительность”.

- Какова длина нашего маршрута в градусах и километрах (от о. Занзибар до устья реки Сенегал).

3. Много интересного вы узнаете, прочитав роман полностью А мы выделим у Ж. Верна следующую точку и обозначим ее на карте : “Часов в 8 вечера аэронавты находились на 320 40/ в.д. и 40 17/ ю.ш.”.

4. Полет продолжается. Вскоре воздухоплаватели оказались у берегов Танганьика. Послушайте, как Ж. Верн описывает эту природную зону: “На роскошных лугах пасся скот: животные с огромными горбами тонули в высокой траве. Благоухающие леса выглядели гигантскими букетами, но в этих букетах спасались от дневного зноя львы, леопарды, гиены, тигры. Порой слон раскачивал верхушки деревьев, слышался треск ломаемых его бивнями стволов”.

Задания:

- на отдельном подписанном листке под цифрой 1 напишите название этой природной зоны.

- подпишите на контурной карте о. Танганьика.

5. Задание:

Отметьте на к/к следующую точку путешествия “На следующее утро солнце показалось над горизонтом часов в 6. Тучи рассеялись... Ветер все нёс и нёс шар к западу.. ”.

В полдень “Виктория находилась на 290 15/ в.д. и 3015/ ю.ш.

Вот тут и происходит эпизод, в котором слон тащит корзину шара, но все заканчивается благополучно.

6. И вот мы оказались у озера. Что оно собой представляет? “Это озеро – пояснил доктор – должно служить естественным водоёмом всех больших рек Восточной Африки. Небо возвращает ему в виде дождей то, что забирает из его истоков в виде испарений. Я почти уверен, что Нил берёт начало именно где-то здесь”.

Задание:

- подпишите название озера на к/к и запишите его название на листок под цифрой 2.

7. “Смотрите, друзья мои, смотрите!” - вдруг закричал Фергюссон. – значит то, что рассказывают арабы, верно! Они говорили о реке, которая вытекает из северной части озера Укереве. Теперь она перед вами. Мы летим над нею. Она несётся почти с такой же быстротой, как и мы. И эти воды. Бегущие под нами, конечно, сольются с волнами Средиземного моря. Это..!

Ж. Верн дает интересную трактовку слова Нил. По его словам один византийский учёный видел в слове “Neilos арифметическую сумму чисел: n-50, e-5, i-10, l-30, o-70, s- 200. Итого-365- число дней в году.

8. Какими неожиданностями полна жизнь доктора Фергюссона и его спутников! Путь продолжается на С-С-В и якорь брошен у 270 в.д. и 4020/ с.ш. и тут на наших героев нападают дикари. Среди крика и шума вдруг слышался голос на французском языке: “Ко мне! На помощь!”. Это оказался миссионер, обвиненный в смерти вождя племени. Воздухоплаватели спасают его, но израненный француз умирает. Его могила находится на 220 23/ в.д. и 40 55/ с.ш. в золотом руднике.

Задание:

Обозначьте на к/к это место.

9. После богатых событиями дней, настал.. “четверг, 1 мая. Дни чередования с удручающей монотонностью каждое утро походило на предыдущее; в полдень также, как и накануне, падали на землю отвесные палящие лучи. Так же спускалась на землю ночь, хранившая в своем тёмном лоне запас жары, наследие прошедшего дня. Едва заметный ветерок напоминал дыхание умирающего, казалось. Каждую минуту готов замереть”.

Задание:

Давайте и мы немного отдохнём. Скажите. Что это такое:

  • Килиманджаро – это не залив, а...
  • Красное – это не река, а ...
  • Гвинейский – это страна, а...
  • Гибралтарский – это не острова, а ...
  • Суэцкий – это не залив, а ...
  • Эфиопское – это не равнина, а...
  • Драконовы - это не низменность, а...
  • Мозамбикское – это не море, а ...
  • Рас-Хафун – это не город, а ...

10. Последуем за воздухоплавателями дальше. Вычисления показали 190 35/ с.ш. Что это?

“Необъятная равнина волновалась, словно разъярённое море. Волны песка бушевали, а с Ю-В, вращаясь с неимоверной быстротой, колоссальный песчаный столб”.

Задание:

Запишите на листок под цифрой 3, как называется песчаная буря в Африке.

11. И еще с одним удивительным явлением природы встретились воздухоплаватели:

“И действительно, в каких-нибудь 200 футах парил другой воздушный шар со своей корзиной и пассажирами, причем двигался он по тому же направлению, что и “Виктория”.

Задание:

- запишите под цифрой 4. Какое явление природы наблюдали путешественники.

12. После богатых событиями часов приятно провести время в таком месте, где есть вода, растёт растительность.

Задание:

- Отметьте это место на карте. Его координаты 150 43/ в.д., 80 32/ с.ш.

- Запишите на листок под цифрой 5, как называются такие места.

13. А об этом географическом объекте в романе сказано: “Доктор попробовал набросать теперешние контуры озера, уже сильно отличавшиеся от занесённых на карту в 1847 году. Дело в том. Что берега озера покрыты почти непроходимыми болотами и болота эти, заросшие тростником и папирусом в 15 футов вышиной, время от времени затопляются водами озера”.

Задание:

- Как называется это озеро? Поместите на листве под цифрой 6.

- подпишите его название на к/к.

14. Продолжается путешествие. “День 17 мая прошёл спокойно. Без всяких происшествий. Снова началась пустыня. Ветер средней силы нес “Викторию” на юго-запад. Она не отклонялась ни вправо, ни влево. Её тень прочерчивала не песке прямую линию.. вечером казались на 160 с.ш., 40 55/ в.д.”.

Здесь произошла интересная встреча с караваном. Подробнее об этом и о других событиях романа вы узнаете, прочитав книгу Ж. Верна “Пять недель на воздушном шаре”.

Задание:

Выскажите своё отношение к народному творчеству континента, послушав эти африканские пословицы:

- Не зная горечи перца, не оценишь сладости мёда.

- Нитки, связанные между собой, могут и льва удержат.

- Не испытывай глубины брода обеими ногами.

15. Вернемся на воздушный шар и продолжим путь.

“Вечером миновали 20 20/ в.д. .... Вот он “Нигер”, - эта знаменитая в древности река, соперница Нила... Нигер катил к югу свои бурные воды.... Нигер делает петлю, а в своем устье снопом искрящихся рукавов впадает в Атлантический океан”.

Задание:

- Как называется такое устье рек? Запишите название на листок под цифрой 7.

16. Какие только события не происходили с воздухоплавателями! А вот ещё одно.

Задание:

Запишите под цифрой 8, о чём идет речь.

“Фергюссон был прав: тёмная плотная туча в несколько миль длиной уже приближалась с оглушительным шумом, отбрасывая на землю огромную тень. Шагах в ста от “Виктории” вся эта несметная орда опустилась на цветущий ярко-зеленый край. Через каких-нибудь четверть часа ... поднялась и понеслась дальше, а аэронавты уже издали увидели совершенно густые кусты, деревья и словно скошенные луга. Можно было подумать, что внезапно наступившая зима сковала землю, погубив всю растительность”.

17. “27 мая к девяти часам утра вид местности изменился. На равнине показались холмы... служащие водоразделом между реками, текущими с одной стороны к Гвинейскому заливу, а сдругой к Зелёному мысу!”.

Задание:

Покажите водораздел на к/к сплошной линией.

18. Подходите к концу наше путешествие. После преследования шара местным племенем смельчаки удачно пересекли р. Сенегал и очутились в объятиях солдат в французской форме. Здесь был подписан исторический документ, подтверждающий факт появления доктора Фергюссона и его спутников. Это было 24 мая 1862 г. Затем 2 недели плыли они по Сенегалу к устью, где их взял английский фрегат и 26 июня они были в Лондоне.

Задание:

- Соберите разрезанную карту Африки.

- Сдайте к/к и листки с ответами для их оценки.

(Ла листке ответы: 1. Саванна. 2. О. Виктория. 3. Самум. 4. Мираж. 5. Оазис. 6. о. Чад.7. Дельта. 8. Саранча).

III. Заключение.

Проблемные задания.

  • Уточните сведения об о. Укереве.
  • Какие хищники водятся в Африке, и есть ли среди них тигр?
  • Что означают буквы и цифры в объяснении названия Нил византийским учёным?