Рейтинг@Mail.ru

Конкурс-защита проектов “Семейный бюджет. Доходы и расходы». 10–11-й классы

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (114,3 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Плакаты:

  • Семейный бюджет
  • Номинальный доход
  • Реальный доход
  • Потребительская корзина
  • Семья с фиксированными доходами
  • Семья с переменными доходами

Закон Энгеля: “С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает

  • “Дом вести – не головой трясти: все надо припасти” - Русская пословица
  • “Был бы ум, будет и рубль, не будет ума, не будет и рубля” - Русская пословица
  • “Наживаем да проживаем – так концы с концами и сводим” - Русская пословица

Цель: подготовка учащихся к взрослой жизни и профессиональной деятельности, воспитание ответственности за принятие финансовых решений в будущем, уважения к труду посредством знакомства с сутью экономических процессов и явлений

Задачи:

  • выявление интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности;
  • активизация познавательной деятельности посредством решения учебных исследовательских задач

Форма поисково-исследовательской работы:

  • индивидуальная работа над темой исследования под руководством педагога (изучение первоисточников, дополнительной литературы, выполнение заданий)
  • творческие группы обучающихся, объединенные по предмету (это вид включает в себя защиту поисково-исследовательских работ).

Для проведения Конкурса-защиты проектов необходима предварительная подготовка:

  1. Изучить литературу по теме “Экономика человека и семьи. Домашнее хозяйство”, по теме исследования;
  2. Провести практикумы и тренинги на занятиях или во внеурочное время;
  3. Выбрать ведущего конкурса и ответственного за техническое оснащение;
  4. Выполнить учебное исследование:
    1. Распределиться на группы внутри класса;
    2. Получить задания от учителя и распределить обязанности внутри группы: сбор информации, оформление работы, создание презентации, выступление-защита во время проведения мероприятия;
    3. Провести исследования семьи любого учащегося (на выбор);
    4. Составить таблицы и занести в них данные;
    5. Проанализировать полученную информацию;
  5. Продумать, составить план выступления;
  6. Представить проект на конкурсе.

Подготовительный этап

Класс разбивается на две-три команды. Каждая команда получает задание. Из учащихся класса выбираются или приглашаются со стороны (другие классы или учителя, родители) три человека в члены жюри. В роли Ведущего учитель или учащийся.

Этапы конкурса:

I. Вступление

II. Основная часть

1. Разминка

2. Визитная карточка семьи – (портрет семьи: название команды, девиз, кричалка, стих, инсценировка, частушка (или другое) (обязательно указать к какой группе можно отнести данную семью: семья с фиксированными доходами или семья с переменными доходами)

3. Представление проектных работ. В виде презентации или других материалов, которые включают: Паспорт домашнего хозяйства, Декларация о доходах семьи в целом и на одного человека (структура доходов российской семьи в 20.. году), Дневной пищевой рацион семьи (потребительская корзина за ............месяц, по месяцам), Семейные расходы, структура расходов, Семейная книга учета (учет доходов и расходов семьи) – Семейный бюджет.

4. Влияние инфляции на уровень благосостояния конкретной российской семьи. (Краткая сравнительная характеристика учителем или подготовленным учащимся.)

5. Конкурс-толкование пословиц – (В это время Жюри подводит итоги конкурса)

III. Подведение итогов конкурса

IV. Рефлексия (дают оценку команде-сопернице и своей команде)

I. Вступление

Ведущий:

Сегодня мы подведем итоги нашей интересной, увлекательной, и, думается, полезной работе. Мы завершаем нашу проектно-исследовательскую работу под названием “Семейный бюджет. Доходы и расходы” и предлагаем на суд гостей и жюри, то, что у нас получилось.

Все команды проделали серьезную работу: “перерыли” множество книг и изучили всю литературу по теме “Экономика человека и семьи. Домашнее хозяйство”. Провели практикумы, тренинги, настоящие исследования самого близкого и дорогого нам объекта – семьи.

Уважаемые гости, обратите внимание на плакаты и таблицы вокруг вас, они помогут вам вспомнить, все изученное и дадут возможность сравнить уровень благосостояния российских семей в разные годы с ответами наших участников (см. Приложения)

Приглашаем всех приятно и с пользой провести время вместе с нами. Каждая команда представляет свою реальную или условную семью. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем конкурса защиты проекта “Семейный бюджет. Доходы и расходы”.

II. Основная часть

1. Разминка.

А сейчас мы повторим с вами основные понятия, необходимые нам в наших выступлениях. Приглашаются по 1-2 участника команды для Разминки.

- Помогите нам вспомнить основные понятия, необходимые для исследования (наизусть, по памяти, или читают по карточкам (зависит от степени подготовки):

Основные понятия:

Бюджет семьи – сводная информация обо всех доходах и расходах семьи за определенный период времени (месяц или год)

Национальный доход – сумма доходов (заработной платы, ренты, процентов, прибылей и т.п.), полученных за год владельцами всех видов производственных ресурсов.

Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которое гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.

Семьи с фиксированными доходами – это семьи, чьи доходы не зависят от уровня трудовой деятельности их членов (пенсионеры, безработные, инвалиды, студенты и многодетные семьи. Работники отраслей, услуги которых оплачиваются по фиксированным ставкам из средств государственного бюджета – армия, правоохранительные органы, медицина, образование, связь, социальные службы и т.д.)

Семьи с переменными доходами – это семьи, члены которых работают в производственных отраслях, а также предприниматели и творческая интеллигенция.

2. Ведущий: Нас ожидает первый этап конкурса “Визитка команды”.

3. Далее все этапы согласно сценария.

Представление проектных работ.

4. Влияние инфляции на уровень благосостояния конкретной российской семьи. (Краткая сравнительная характеристика уровня жизни семьи (за последние 15-20 лет) озвучивается учителем или подготовленным учащимся. С опорой на материалы, таблицы, оформление кабинета или слайды сделать вывод о значении, о влиянии роста доходов семьи на структуру и виды расходов, качество жизни семьи. Дать рекомендации.)

5. Конкурс-толкование пословиц

Выбрать плакат с пословицей, дать толкование, т.е. объяснить значение, частоту применения в настоящее время.

III. Подведение итогов игры

Жюри, которое ведет “лицевые счета” команд, определяет победителей и вручает памятные призы (которые участники готовят сами).

IV. Рефлексия:

  • устно дают оценку команде-сопернице и своей команде, положительные, интересные моменты выступлений команд
  • цветовая рефлексия прикрепляют на стенд стикеры (желтый, оранжевый, зеленый цвет).