Рейтинг@Mail.ru

Истоки творчества А.С. Пушкина

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: выявление истоков творчества А.С. Пушкина с опорой на изученный материал по литературе

Задачи:

  • осуществляя исследование истоков творчества А.С. Пушкина, показать ученикам, что оно подготовлено всей предшествующей литературой;
  • используя исследовательский путь познания, способствовать формированию аналитического мышления и эмоциональной сферы учеников;
  • выявляя истоки творчества А.С. Пушкина, прививать интерес к литературе, к исследовательской работе, способствовать процессу духовного развития школьников.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование: презентация ; компьютер; проектор; экран; иллюстративный материал; карточки для учащихся (составление таблицы; рефлексия “Мои достижения”)

Основные методы: репродуктивный, исследовательский, поисковый, словесные, наглядные.

Виды деятельности: информационная, читательская, авторская

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ключевые понятия: истоки творчества; история литературы; мифология; фольклор; древнерусская литература; литература 18 века; литература 19 века; художественные ценности.

Урок проводится с опорой на изученный материал 8 класса, на изученный материал предшествующих классов, самостоятельное (внеклассное) чтение учащихся. Главный вопрос урока “Какое влияние имели предшествующие произведения на творчество А. С. Пушкина?” рассматривается с опорой на хронологический, историко-литературный принцип. Урок построен на реализации самостоятельной работы учеников (групповой и индивидуальной). В виду большого объёма изучаемого материала уместно использовать два урока.

Изучение материала урока сопровождается слайдами презентации.

В процессе работы ученики составляют таблицу “Произведения Пушкина и предшествующая литература” (проектная деятельность).

Домашнее задание к уроку (самостоятельная работа учеников):

Написать этюд по высказыванию Н. В. Гоголя: При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте...”

Подготовить сообщения с опорой на дополнительные информационные источники:

- “Отражение славянской мифологии в произведениях А. С. Пушкина”;

- “Пословицы и поговорки в произведениях А. С. Пушкина”;

- “Использование русских народных песен в произведениях А. С. Пушкина”;

- “Обращение А. С. Пушкина к произведениям древнерусской литературы”;

- “Влияние творчества В. А. Жуковского на А. С. Пушкина”.

(Групповые задания)

Подготовить выразительное чтение

- стихотворения “Конь” из “Песен западных славян”;

- “Вступления” к поэме “Руслан и Людмила”;

- “Песни девушек” из романа “Евгений Онегин”;

- фрагментов повести “Метель” и романа “Капитанская дочка”;

- отрывка из трагедии “Борис Годунов” (“Ещё одно, последнее сказание...”

(Индивидуальные задания)

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Организационный момент; актуализация темы урока; постановка задач урока.

Слад 1: “Истоки творчества”

Слово учителя: А. С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня. Но первая тропа к Пушкину, первая ступень познания его творчества пролегает через литературу – ту литературу, которая предшествовала его творчеству.

Слайд 2: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте...” (Н.В. Гоголь)

Актуализация творческого домашнего задания: зачитать этюд на тему высказывания Н. В. Гоголя.

Слайд 3: В.А. Тропинин, “Пушкин” (фрагмент);

“Творчество А. С. Пушкина предопределено всей предшествующей эпохой” . (В.Г. Белинский)

Постановка задачи урока; задание ученикам:

- исходя из утверждения В.Г. Белинского, определите цель нашего исследования.

Актуализация знаний учащихся.

Слайд 4: “Что было создано до Пушкина?”.

Задание: назвать этапы развития русской литературы и имена представителей каждой эпохи.

  • Мифы древних славян.
  • Устное народное творчество (дошедшее до нас имя составителя и исполнителя былин – певец Баян).
  • Древняя русская литература (летописцы Пимен, Нестор и др.).
  • Литература 18 века: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин.
  • Литература начала 19 века: Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский.

Проектная деятельность (составление таблицы):

  Что было до Пушкина? Представители (имена) Произведения А.С. Пушкина
1 Славянская мифология   Сказки, “Руслан и Людмила”, “Песнь о вещем Олеге”, “Песни западных славян” и др.
2 Устное народное творчество Певец Баян “Руслан и Людмила”, “Сказки”, “Повести Белкина”, “Капитанская дочка”, “Евгений Онегин” и др.
3 Древняя русская литература Нестор, Пимен “Песнь о вещем Олеге”, “Борис Годунов”
4 Литература 18 века М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин “Воспоминания в Царском Селе”, ода “Вольность”, роман “Евгений Онегин”
5 Литература 19 века Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский Баллады, “Вадим”, “Метель”, “Борис Годунов”

Постановка исследовательской задачи: “Какое влияние имела предшествующая литература на творчество А. С. Пушкина?”

(Слайд 5: фото “Письменный стол поэта в Михайловском”)

Проведение исследования – решение вопроса урока.

Слово учителя:

Сейчас мы обратимся к каждому из названных периодов литературы и выясним, какое влияние они оказали на развитие творчества А. С. Пушкина.

Славянская мифология

Слайды 6 -9: Мифы древних славян.

Реализация индивидуального задания: сообщение “Отражение славянской мифологии в произведениях А. С. Пушкина”

Слайд 8: “Песни западных славян”; иллюстрация к стихотворению “Конь”.

Реализация индивидуального задания: чтение стихотворения “Конь” из Песен западных славян”.

Устное народное творчество

Слайд 10: “Устное народное творчество: поэма “Руслан и Людмила”; фронтиспис и титульный лист первого издания поэмы “Руслан и Людмила”.

Реализация индивидуального задания: чтение “Пролога” к поэме.

Обсуждение вопроса:

Имя какого легендарного певца – сказителя и исполнителя русских былин упоминается в поэме?

Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть, и Руслана,
И Лелем свитый им венец.

Слайд 11

Слово учителя:

Нет, наверное, человека, который бы не знал сказок А.С. Пушкина. Давайте их вспомним.

Ученики называют сказки А.С. Пушкина.

Обсуждение вопроса: откуда Пушкин, дворянин по происхождению, знал русские народные сказки?

Ученики рассказывают о влиянии бабушки, М. А. Ганнибал, няни Арины Родионовны, которые познакомили его с народными сказками. Образ няни Арины Родионовны, талантливой русской сказительницы, не раз встречается в пушкинских стихах.

Отметим справедливость слов С. Я. Маршака: “Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной”.

Слайд 12: “Устное народное творчество: русские народные песни”

Реализация группового задания: сообщение “Использование русских народных песен в произведениях А.С. Пушкина”.

Реализация индивидуального задания – выразительное чтение отрывка из романа “Евгений Онегин” (Песня девушек)

Слайд 13: “Устное народное творчество: пословицы и поговорки”; Неизвестный художник, копия с оригинала О.А. Кипренского

Реализация группового задания: сообщение “Пословицы и поговорки в произведениях А.С. Пушкина”;

Широко применяя народную речь, Пушкин использовал в своих произведениях пословицы и поговорки. Давайте прочитаем отрывок из повести “Метель” (реализация индивидуального задания):

“Марья Гавриловна сама в беспрестанном бреду высказывала свою тайну. Однако ж ее слова были столь несообразны ни с чем, что мать, не отходившая от ее постели, могла понять из них только то, что дочь ее была смертельно влюблена во Владимира Николаевича и что, вероятно, любовь была причиною ее болезни. Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что, видно, такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное. Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание”.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие пословицы прозвучали в этом фрагменте повести?
  2. Какая из пословиц отражает содержание повести? (“Суженого конём не объедешь”) (проблемный вопрос)

Подведение итогов исследования по второму вопросу: Пушкин изучал устное народное творчество, смело использовал в своих произведениях обороты народной речи и создал целый ряд произведений по мотивам русского фольклора.

Пушкин и древнерусская литература

Реализация группового задания: сообщение “Обращение А. С. Пушкина к произведениям древнерусской литературы”;

Слайд 14: “Древнерусская литература: трагедия “Борис Годунов”; В. Васнецов, “Летописец Нестор”.

Реализация индивидуального задания: чтение отрывка из трагедии “Борис Годунов” (“Ещё одно, последнее сказание...”)

Слайд 15: “Древнерусская литература: “Песнь о вещем Олеге”; иллюстрация к балладе “Песнь о вещем Олеге”.

Предполагаемый вывод: произведения древнерусской литературы также нашли отражение в творчестве А. С. Пушкина

Пушкин и литература 18 века

Слайд 16: “Литература 18 века: “Старик Державин нас заметил...”; С. Харламов, Г. Р. Державин, 1983.

Слайд 17: “Литература 18 века: “Воспоминания в Царском Селе”; И. Репин, “Пушкин на лицейском экзамене” (фрагмент).

Проблемный вопрос:

Какое влияние оказало творчество Г.Р. Державина на Пушкина?

Огромное влияние на А.С. Пушкина оказал Г. Р. Державин. В начале творческого пути Пушкин во многом подражал Державину. Он создал ряд стихотворений, написанных в державинском классицистическом стиле: “Воспоминания в Царском Селе”, оду “Вольность” и другие. Эти стихи отличает гражданский пафос, высокая лексика, использование старославянизмов. “Воспоминания в Царском Селе” были написаны Пушкиным-лицеистом, он их читал на экзамене в присутствии Державина.

Литература 19 века

Слайд 18: “Литература 19 века: “Его стихов пленительная сладость пройдёт веков завистливую даль”; П. Ф. Соколов, портрет В. А. Жуковского, 1820.

Реализация индивидуального задания: сообщение “Влияние В. А. Жуковского на А. С. Пушкина”.

Слово учителя:

В одной из “Повестей Белкина” А. С. Пушкин как эпиграф к главе использовал строки из известной вам поэмы В.А. Жуковского:

Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокой.
............................
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы...

Вопрос для обсуждения:

Назовите эту поэму и произведение Пушкина.

(В.А. Жуковский, “Светлана” - А. С. Пушкин, “Метель”)

Подведение итогов урока (исследования):

Совместная работа учителя и учеников.

Предполагаемый вывод: Творчество А. С. Пушкина подготовлено всеми предшествующими эпохами, которые нашли отражение в его произведениях.

Именно поэтому он занимает особое место в культуре России.

Слайд 19: “Творчество Пушкина вобрало в себя все достижения народной и российской поэзии. Предшественники относятся к нему, “как малые и великие реки к морю, которое наполняется волнами” (В. Г. Белинский).

Слайд 20: Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Творческая работа: “Использование народной речи в романе “Капитанская дочка”.

Вариант задания: “Использование народной речи в произведении А. С. Пушкина ... (по выбору учащихся)”. Рекомендательный список произведений: “Сказки”, повесть “Метель”, поэма “Руслан и Людмила”, повесть “Барышня - крестьянка”, баллады “Наташа”, Воевода”, “Утопленник”, роман “Евгений Онегин” и другие произведения.

Формы выполнения работы: сочинение, реферат, презентация.

Реализация задания: выступление на уроке литературы.

Этап рефлексии: самооценка по пятибалльной системе; заполнение таблицы:

  Мои достижения Баллы 0-5
1 Освоил работу со справочной литературой  
2 Могу систематизировать исследуемый материал  
3 Умею выдвигать гипотезы  
4 Умею задавать вопросы и строить суждения  
5 Могу делать аргументированные выводы  

Литература

  1. А.С. Пушкин, Собрание сочинений в 10 томах. М., “Художественная литература”, 1975.
  2. А.С. Пушкин в портретах. М., 1989. Автор-составитель Е.В. Павлова.
  3. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Я. Коровиной. М., “Просвещение”, 2016.
  4. В.Я. Коровина, Учебник-хрестоматия по литературе, 7 класс. М., Просвещение, 2016.
  5. Р.М. Волков, “Народные истоки творчества А. С. Пушкина”, Черновцы, 1960
  6. Т.В. Зуева, “Сказки Пушкина”, Книга для учителя, М., 1989
  7. “Литература в школе”, № 9, 2010; “Стихотворная сказка как род сочинений”, статья В.А. Кошелева, с. 2-8
  8. “Литература в школе”, № 5, 2008; “Пушкинская тема в школьной программе и во внеклассной работе”, статья Н. В. Михалёвой, с. 44-45
  9. “Русский язык”, Приложение к газете “Первое сентября”, 2009, №№ 17-24, “Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе”
  10. Уроки литературы / Приложение к журналу “Литература в школе”, №12, 2009.
  11. Уроки литературы / Приложение к журналу “Литература в школе”, №12, 2010.
  12. “Литература в школе”, №12, 2009.