Рейтинг@Mail.ru

В гостях у Приамурья

Разделы: География, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель игры: повысить интерес учащихся к изучению природы родного края.

Задачи:

  • выявить интеллектуальные способности учеников;
  • развивать бережное отношение к природе;
  • формировать коммуникативные способности;
  • организовать досуг учеников.

Форма проведения внеклассного мероприятия: интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?”.

Подготовительная работа.

Проведению игры предшествует объявление для учеников 7 – 8 классов. В нем указывается, что из учащихся 7 – 8 классов набирается команда “Знатоков-академиков” для интеллектуальной географической игры “Что? Где? Когда?”. Подбирается группа учащихся, которые будут ведущими и помощниками. На добровольной основе определяется и состав дежурных в день проведения игры.

Место проведения - актовый зал. Актовый зал разделен на две зоны: зону активных действий (сцена и рабочее место Знатоков-учащихся) и зону болельщиков. На экране проецируется надпись “ЧТО? ГДЕ? КОГДА?”(слайд 1). Перед началом игры звучит музыкальная заставка к игре.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация.

Ход игры

ВЕДУЩИЙ 1. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать в нашем интеллектуальном клубе - “Что? Где? Когда?”

ВЕДУЩИЙ 2. Сегодня сразятся “Великие умы” седьмых и восьмых классов. Приглашаем на сцену команды. Проходите на ваши игровые места.

ВЕДУЩИЙ 2.

Вы веселые ребята,
И не любите скучать,
С удовольствием сегодня
В “Что? Где? Когда?” будете играть!

ВЕДУЩИЙ 1.

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!

ВЕДУЩИЙ 2. Игра посвящена нашему родному Приамурью.

Оглашаю правила игры. Каждой команде по очереди задаётся вопрос, номер которого они выбирают на экране (слайд 2). На обсуждение даётся одна минута. Остальные команды тоже обсуждают вопрос. Если команда, получившая право выбирать вопрос не даёт правильного ответа, то на вопрос может ответить другая команда, первая поднявшая руку. За верный ответ команда получает один балл. У каждой команды есть своя группа болельщиков. Они не только поддерживают свою команду, но и активно работают. Они могут дать ответ на тот вопрос, с которым не справились команды. Отвечать из болельщиков будет тот, кто первый поднимет руку, тем самым он команде приносит баллы. Периодически между вопросами будут звучать загадки для болельщиков.

Убедительно просим в зале соблюдать тишину и не подсказывать знатокам ответы на вопросы.

ВЕДУЩИЙ 1. Мы начинаем игру.

Вопрос 1 Послушайте стихотворение Валерия Черкесова (слайд 3).

ВЕСНОЙ

Капель ударит в барабаны-
И шумно станет на реке,
И льдин скрипучие барханы
Зашевелятся.
Вдалеке,
Где стынут сопки неподвижно,
От снега алого темны,
Багульник розовый задышит-
Посланец солнца и весны.
Валерий Черкесов

На самом деле, в стихотворении описан не багульник, а другой кустарник. Багульником его называют ошибочно. Дайте правильное видовое название этого растения.

(Ответ: Рододендрон Даурский).

Вопрос 2 (слайд 4).

Это два брата, но в разных “шубах”. Оба осенью питаются желудями. При отсутствии желудей с начала сентября один из братьев начинает влезать на кедры за шишками. Шишки, а нередко и толстые ветки с шишками сбрасывает вниз. Но случается, что второй “брат” “пасёт” первого: терпеливо сидит и ждёт в укрытии, пока тот набросает вниз шишек, а потом прогоняет. Обворованный идёт дальше и всё начинается сначала: один работает, другой ест. Кто эти братья?

(Ответ: Медведь бурый и чёрный).

Вопрос 3 Внимание, загадка! Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь в вопросе (слайд 5).

ЗАГАДКА

Пёстрая птичка,
Любит водичку.
Ест червячков
И разных жучков.
Может нырять
И в небе летать.
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку.
(утка)

На территории Приамурья гнездится уникальная утка – мандаринка. Уникальна она тем, что гнездится в дуплах. В кладке бывает 7 – 14 яиц. На территории Амурской области зарегистрировано несколько десятков пар, численность которых постоянно сокращается. Назовите вид человеческой деятельности, который сильно влияет на снижение численности утки – мандаринки?

(Ответ: вырубка крупных деревьев по берегам рек).

Вопрос 4 (слайд 6).

Это растение связывают с загадочным образом русалки. Есть легенды, которые связывают этот цветок с эльфами. На Руси этот цветок называли одолень – трава и люди считали, что это растение способно охранять человека во время путешествий. О каком растении идёт речь?

(Ответ: кувшинка).

Вопрос 5 (слайд 7).

Лимонник китайский очень ценное декоративное, плодовое, пищевое и лекарственное растение. По-китайски плоды лимонника называют “у – вей – цзы”, что означает “плод пяти вкусов”. Какой привкус можно ощутить, раскусив ягоду лимонника?

(Ответ: одновременно можно ощутить сладкий, кислый, острый, вяжущий и солоноватый привкус).

Вопрос 6. Внимание, загадка! Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь в вопросе (слайд 8).

ЗАГАДКА

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(аист)

Для Дальневосточного белого аиста характерно такое поведение: взрослые особи закидывают за спину голову и громко трещат клювом. С чем связанна эта интересная особенность птиц?

(Ответ: с брачным ритуалом).

Вопрос 7 (слайд 9).

О каком животном идёт речь.

“Ему не страшны ни буреломы, ни непроходимые топи. Он без труда пробирается там, где никакой другой крупный зверь не пройдёт, но бегает редко, а если всё-таки понесётся галопом, разовьёт скорость 30 км в час. Он также великолепный пловец, умеет хорошо нырять. Аппетит у него отменный. За зиму способен съесть около трёх тонн различной пищи, в том числе и грибы”

(Ответ: лось).

Вопрос 8 (слайд 10).

Енотовидная собака (уссурийский енот) – хищник размером с лисицу, но более мощного телосложения. Она всеядна – летом основную пищу составляют лягушки, моллюски, насекомые, а также рыба и мышевидные грызуны; к осени – плоды диких деревьев, зёрна культурных злаков. С наступлением холодов, в конце октября и начале ноября, енотовидные собаки впадают в кратковременный сон. В норках, чьих животных они проводят это промежуток времени?

(Ответ: в норках лисицы или барсука).

Вопрос 9 (слайд 11).

Это священный цветок. Его изображения и семена находят в гробницах египетских фараонов, он цвёл в садах китайских императоров и вельмож. Является реликтовым растением, дошедшим к нам через ледниковые эпохи со времён динозавров?

(Ответ: Лотос Комарова).

Вопрос 10 Внимание, загадка! Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь в вопросе (слайд 12).

ЗАГАДКА

Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
(медведь)

Гималайский медведь (чёрный, белогрудый) превосходно лазающий по деревьям хищник, причём делает это всю жизнь, а не только в молодости, как бурый. На деревьях медведь добывает кедровые орехи, укрывается в случае опасности. А что делает медведь на деревьях в течение 5,5 месяцев в году?

(Ответ: в дуплах устраивает гнёзда и спит).

Вопрос 11 (слайд 13).

Про эту птицу сложены легенды и сказки. Ее считают священной птицей многих народов. С древности они были носителями человеческих желаний и возвестителями воли богов. Называют эту птицу разные народы по – разному. В Псковской и Новгородской областях в старину – калис, что сходно с мужским православным именем Каллист, заимствованным из греческого и обозначающим в переводе “прекраснейший”. Болгарское название “богдан” означает птицу, данную богом. На Украине этих больших птиц, прилетающих ранней весной и приносящих тепло, называли лелеками. О какой птице идёт речь?

(Ответ: аист).

Вопрос 12 (слайд 14).

Мясо этого краснокнижного животного обитающего в Приамурье у китайцев идёт на приготовление деликатесов, а у японцев это животное считается священным и содержится в водоёмах возле храмов. Что это за животное?

(Ответ: Дальневосточная мягкотелая черепаха).

Вопрос 13 Внимание, загадка! Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь в вопросе (слайд 15).

ЗАГАДКА

Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(ёжик)

В начале сентября амурский ёж активно работает. Под корнями деревьев, пнями или кучами хвороста он устраивает большие наземные гнёзда из сухой травы и растительных отбросов. К чему он готовится?

(Ответ: он готовится к зимней спячке).

Вопрос 14 (слайд 16).

Это очень ценное растение. Из его ярко-красных или тёмно-бордовых ягод готовят соки, джемы, компоты и варенья. Ягоды и листья используют в медицине.

(Ответ: брусника).

Вопрос 15 (слайд 17).

Ранней весной 1960 года в небольшом американском городе Сиэтле заканчивал работу V Всемирный лесной конгресс. Представители извечно мирной профессии, съехавшиеся сюда из 96 стран, решили завершить конгресс созданием Парка дружбы народов. В центральной алее каждая делегация должна была посадить национальное дерево своей страны. Наступила очередь советского представителя. Под звуки государственного гимна нашей Родины он направился к месту посадки ...

Советская делегация отдала предпочтение вечно молодому дереву. Что это за дерево?

(Ответ: лиственница Гмелина или Даурская).

Вопрос 16 (слайд 18).

О каком явлении идёт речь:

“Но вот Амур шевельнул плечами, хрустнул суставами.... И тот час гулом и ветром наполнились окрестности. Куда же понёс Амур свой зимний покров? Расшвыряет он в гневе хрустальные глыбы по сторонам, будет топить их, рвать на куски, где нибудь ворвётся в протоку, изувечит упрямые берега. Расступись все – Амур проснулся!” Н. Задорнов

(Ответ: ледоход на Амуре).

Вопрос 17 (слайд 19).

Какие два заповедника Амурской области были созданы 3 октября 1963 года?

(Ответ: Зейский и Хинганский заповедники).

Вопрос 18 (слайд 20).

Кто является врагом Амурского тигра? Свой ответ обоснуйте.

(Ответ: человек ведёт отстрел тигров, уничтожает места их обитания).

Вопрос 19 (слайд 21).

Что изображено на фотографии? В результате, какого вида человеческой деятельности они образуются?

(Ответ: терриконы образуются в результате добычи полезных ископаемых).

Вопрос 20 (слайд 22).

Это травянистое многолетнее растение с крупными розово-фиолетовыми цветками. Его название состоит из двух слов. Первое слово – это богиня любви, второе – обувь для малышей.

(Ответ: Венерин Башмачок).

Вопрос 21 Внимание, загадка! Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь в вопросе (слайд 23).

ЗАГАДКА

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(журавли)

Назовите любые три вида журавлей обитающих на территории Приамурья.

(Ответ: Японский, Даурский, Чёрный, Красавка, Белый, или Стерх).

ВЕДУЩИЙ 1. На все вопросы команды ответили, и пришло время подвести итоги нашей игры (выигрывает та команда, которая набрала больше всего баллов).

ВЕДУЩИЙ 2. Приамурье – это загадочный край, богатый уникальными представителями органического мира. Сегодня Вы показали свои знания в области краеведения и узнали много нового. Спасибо за игру!

Для составления вопросов использовалась следующая литература.

  1. Волобуев, А. Т. 500 загадок и стихов о животных для детей. / А. Т. Волобуев. – Сфера, - 2014 г. – 96 с.
  2. Дальневосточный белый аист. /Ю. А. Дарман, Е. Ю. Дарман . – 34 с.
  3. Охрана природы Амурской области. / Н. К. Шульман и др. - Амурское отд. Хабаровского кн. изд., - 1989. – 144 с.
  4. Павлюк, Н.Г. Изучение географии Амурской области. / Н.Г. Павлюк. – Благовещенск. – 19994 г. – 88 с.
  5. Хрестоматия по географии Амурской области. /Н. К. Шульман и др. - Амурское отд. Хабаровского кн. изд., - 1986. – 144 с.
  6. Шульман, Н. К. География Амурской области. Учебное пособие для 7 – 8 классов средней школы. - Амурское отд. Хабаровского кн. Изд. – 1984. – 160 с.