Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Технологическая карта урока

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний учащихся о рефлекторной регуляции

  1. Что такое рефлекс?
  2. Какие рефлексы характерны для человека?
  3. Каково значение рефлексов?
  4. Что такое рефлекторная дуга?
  5. Из чего состоит рефлекторная дуга?
  6. Какова роль рецепторов?
  7. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?
  8. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?
  9. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?
  10. Может ли рефлекторная дуга контролировать работу исполнительных органов?

III. Постановка учебной задачи

Учитель: сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с особенностями строения тела человека. Я предлагаю вам определить тему нашего урока, но сначала проведём физминутку.

Физминутка:

Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь прогнули спинки,
Посмотрели на картинки.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Всё! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.

Учитель: Какие органы вашего тела принимали участие в разминке?

Ученики: Скелет и мышцы.

Учитель: Какую систему органов образуют скелет и мышцы?

Ученики: Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему.

Учитель: Назовите тему нашего урока.

Опорно-двигательная система (слайд 1)

Учитель: Что вы знаете об опорно-двигательной системе человека?

Чтобы вы ещё не знаете и должны изучить? Определите цель нашего урока.

Учащиеся высказывают предположения: какой тканью образована ОДС, особенности её строения, какое строение имеют кости, как они растут.

Учитель: Изучению данных вопросов мы посвятим наш урок.

IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

1. Значение ОДС человека

Учитель: Давайте выясним, какие функции выполняет ОДС человека? Прочитайте текст учебника на с. 46 - 47.

Учитель: Итак, какие функции выполняет ОДС человека? (слайд 2)

Ученик: ОДС человека определяет форму тела человека, выполняет опорную, двигательную и защитную функции.

Учитель: В чём заключается опорная функция?

Ученик: Кости скелета и мышц образуют прочный каркас.

Учитель: В чём заключается защитная функция?

Ученик: ОДС ограничивает внутреннюю полость, в которой находятся внутренние органы. Сердце и лёгкие защищены грудной клеткой. Органы брюшной полости – нижним отделом позвоночника и тазовыми костями, мышцами спины и живота. Головной мозг – костями черепа. Спинной мозг находится в позвоночном канале.

Учитель: В чём заключается двигательная функция?

Ученик: Двигательная функция осуществляется благодаря взаимодействию костей и мышц, которые прочно прикрепляются к костям. Движение мышц приводит к движению костей.

Учитель: Послушайте некоторые интересные факты об скелете человека. (слайд 3)

При средней массе человека 70 кг, масса его скелета составляет 7 – 8 кг.

По прочности кости превосходят гранит в 2,5 раза, а упругость костей выше упругость дуба.

Бедренная кость самая длинная костью в скелете человека. Она выдерживает нагрузку на давление 1500 кг.

Учитель: С чем связана способность скелета выдерживать такие нагрузки? Чем можно объяснить высокую прочность скелета?

Ученик высказывают предположение: прочность скелета можно объяснить особенностями его строения.

Проблемный вопрос: Какие особенности строения костей позволяют им выполнять опорную, защитную и двигательную функцию?

2. Макроскопическое строение костей (слайд 4)

По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу:

Тип костей Особенности строения Выполняемая функция Пример
       

Учитель: В организме человека насчитывают около 200 костей. Все они различаются по форме, длине и выполняемой роли. В зависимости от всего вышесказанного различают кости длинные (трубчатые), короткие (губчатые), широкие (плоские) и смешанные.

А) трубчатая кость (слайд 5, гиперссылка “Строение кости”) состоит из тела (диафиз) и двух концов (эпифиз). Сверху кость покрыта надкостницей, за исключением концевых участков. Под надкостницей располагается слой компактного вещества. На концевых участках компактное вещество переходит в губчатое. В средней части кости имеется полость, заполненная жёлтым костным мозгом. В ячейках губчатого вещества находится красный костный мозг. Какова его роль?

Ученик: Это кроветворный орган.

Учитель: Жёлтый костный мозг состоит из жировых клеток и кроветворной соединительной ткани. Он играет роль резерва, на случай, если красный костный мозг не будет справляться с работой.

К трубчатым костям относятся кости плеча, предплечья, голени, и бедра.

Их роль: передвижение в пространстве, поднятие тяжестей.

Б) короткие кости (слайд 6) образованы губчатым веществом, поэтому их называют губчатыми. Поверх губчатого вещества расположен тонкий слой компактного вещества. Эти кости имеют кубическую или неправильную форму и располагаются там, где одновременно необходимы большая прочность и подвижность скелета. Это кости тел позвонков, короткие кости запястья и предплюсны. Выполняют также функцию опоры.

В) плоские кости образованы двумя пластинами компактного вещества, между которым располагается губчатое вещество. Функция плоских костей – защита. Они образуют стенки полостей, в которых расположены внутренние органы. Это кости таза, лопатки, черепа.

Учитель: Можно ли по форме кости определить её функцию?

3. Микроскопическое строение костей

Учитель: Каждая кость – сложный орган, образованный костной тканью – разновидностью соединительной.

Вспомните особенности строения соединительной ткани.

Ученик: Соединительная ткань отличается наличием хорошо развитого межклеточного вещества.

Учитель: Костная ткань представлена костными клетками и костными пластинкам. (слайд 7)

Костные клетки (слайд 8) – имеют отростки, при помощи которых они контактируют друг с другом. Вокруг клеток располагаются мельчайшие канальцы, заполненные межклеточной жидкостью. Через неё происходит питание и дыхание клеток.

Вокруг костных клеток располагаются костные пластинки – это межклеточное вещество. Оно образуется костными клетками и составляет 2/3 костной ткани. Оно очень твёрдое и прочное. По своим свойствам напоминает камень. Костные пластинки, в зависимости от расположения, образуют компактное (плотное) и губчатое вещество кости. (слайд 9)

Компактное вещество (слайд 10) имеет пластинчатое строение и напоминает систему вставленных друг в друга цилиндров. Стенки цилиндров выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Такое строение обеспечивает лёгкость и прочность. В центре цилиндров расположены каналы, по которым проходят кровеносные сосуды и нервы. По наружному периметру цилиндров располагаются костные клетки.

В губчатом веществе (слайд 11) очень тонкие костные пластинки перекрещиваются в тех направлениях, по которым кости испытывают наибольшее растяжение или сжатие. Такое строение позволяет выдерживать большие нагрузки. Промежутки между костными пластинками заполнены красным костным мозгом – кроветворным органом.

Сверху кости покрыты надкостницей – плотной соединительной тканью. Надкостница богата кровеносными сосудами и нервами. Надкостница примыкает к компактному веществу. Компактное вещество переходит в губчатое.

4. Рост костей

Учитель: В детстве и юности кости растут. Как это происходит?

Однажды провели эксперимент. Молодому петуху удалили кость, но оставили надкостницу. Через некоторое время кость восстановилась.

Учитель: Как вы думаете, за счет чего восстановилась кость?

Ученик: За счет деления клеток надкостницы и хрящевой ткани.

Учитель: Да, рост костей в ширину происходит за счёт деления клеток внутреннего слоя надкостницы. Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани. (слайд 12)

Рост костей регулируется биологически активными веществами – гормоном роста, который вырабатывается гипофизом. Если в детстве вырабатывается слишком много этого гормона, то человек вырастает ростом до 2 метров и более. Если гормона роста вырабатывается мало, то рост взрослых людей не превышает 100 – 120 см.

У взрослых людей кости не растут, но происходит замена старого костного вещества на новое. Чем больше нагрузка на скелет, тем активнее идут процессы обновления, и тем прочнее костное вещество.

5. Химический состав костей

Учитель: Кости образованы неорганическими и органическими веществами.

Какие органические и неорганические вещества входят в состав организма?

Ученики называют вещества.

Учитель: Из органических веществ в состав костей входит белок коллаген, углеводы, лимонная кислота, ферменты. Из неорганических – вода и минеральные соли кальция, магния, фосфора. Чтобы выяснить роль этих веществ, можно проделать ряд опытов. Посмотрите на экран (слайд 13, гиперссылка “Химический состав костей”. После открытия файла делается двойной щелчок по “Неорганическим веществам”, затем двойной щелчок по “Органическим веществам”):

  1. если долго прокаливать кость, то она становится настолько хрупкой, что при малейшем прикосновении рассыпается на мелкие кусочки. Что произошло при прокаливании кости? Органические вещества сгорели, удалилась вода. Остались неорганические, которые придают костям прочность.
  2. Если кость некоторое время выдержать в растворе соляной кислоты, то она становится настолько гибкой и эластичной, что её можно завязать в узел. Что произошло? Неорганические вещества удалены, остались органические, которые придают костям гибкость и упругость.

Учитель: Какие свойства костям обеспечивают неорганические и органические вещества.

Ученик: Сочетание неорганических и органических веществ придают костям прочность и упругость. (слайд 14)

Учитель: В зависимости от возраста, у человека содержится неодинаковое количество органических и неорганических веществ. От рождения до 20 лет больше органических веществ, поэтому кости меньше ломаются, но больше деформируются. От 20 до 40 лет баланс органических и неорганических веществ примерно одинаков. Кости в этом возрасте наиболее прочные. После 40 лет в организме больше неорганических веществ, поэтому кости пожилых людей более ломки.

IV. Закрепление (слайд 15)

  1. Какую функцию выполняет ОДС человека?
  2. Какой тканью образована ОДС человека?
  3. Какие типы костей характерны для скелета человека?
  4. Какие вещества входят в состав костей?
  5. Как происходит рост костей в длину и толщину?

Затем учащиеся выполняют лабораторную работу “Микроскопическое строение кости” и отвечают на вопрос: Какие особенности строения костей обеспечивают им прочность?

V. Рефлексия:

Учитель: Ребята, мы достигли поставленных целей? Получили ответ на проблемный вопрос? Что вы узнали нового и важного?

VI. Итог урока.

Приложение.