Кино и музыка в творчестве Исаака Дунаевского

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Цель мероприятия: расширить представления учащихся о музыкально-театральном жанре – музыке для кино. Раскрыть одну из граней в творчестве композитора Исаака Осиповича Дунаевского. Воспитание патриотизма, пробуждение интереса к искусству различных периодов истории Отечества.

Тип мероприятия: открытие новых знаний.

Музыкальный материал: увертюра к фильму “Дети капитана Гранта”, марши из к/ф “Веселые ребята”, “Светлый путь”, “Весна”, полька из к/ф “Кубанские казаки”, симфоническое произведение “Дуниада”, песня “Широка страна моя родная”

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная (пение, восприятие, анализ музыки, рассуждение).

Оборудование: презентация.PPT, компьютер, медиа проектор.

Слайд 2

Дунаевский стал всенародно известен и любим благодаря кино. Шостакович, Прокофьев и Дунаевский возвели киномузыку в ранг высочайшего искусства, раз и навсегда покончив с иллюстративностью. Родилась настоящая музыкальная драматургия фильма, повлекшая переворот в художественных взглядах на киномузыку. Что же касается музыкальной кинокомедии, то приоритет в этой области принадлежит исключительно одному Дунаевскому. Популярный тезис – “Дунаевский -  один  из   творцов советской музыкальной кинокомедии” можно признать правильным лишь при одном условии: если, кроме композитора, иметь в виду и кинорежиссера Григория Александрова, образовавшего с ним творческий союз. Другого же композитора, работавшего тогда в области музыкальной кинокомедии, назвать трудно. Начиная с 1934 года, и вплоть до первых дней войны на экране безраздельно царил Исаак Осипович Дунаевский.

Слайд 3

Как музыкальный кинодраматург Дунаевский сформировался не сразу. В одном письме композитор сетует на то, что для широкой публики он возник “неожиданно и сенсационно” после “Веселых ребят”. Но его приход в кино был подготовлен предварительной долгой работой в театре. Там, в театре, он выработал “конкретность музыкального языка, умение в музыке сценически мыслить, то есть реально осязать музыкальный образ”. Лучшие песни Дунаевского пришли к нам с экрана. В самом деле, ни одна песня, написанная композитором “просто так”, не поднялась до уровня его знаменитых кинопесен. Песнетворческий дар композитора заключал в себе особое свойство. Дунаевский творил с повышенным вдохновением не тогда, когда бывал увлечен “общей” идеей, а тогда, когда идея соединялась с конкретным персонажем, раскрывающимся посредством песни. То есть Дунаевский был, прежде всего, музыкальным драматургом, и лучшие его песни были составной частью музыкальной драматургии. Кроме того, создавая песни для фильмов, композитор вдвойне чувствовал ответственность за качество своей продукции, так как был убежден, что главный распространитель песни - это не радио, не пластинки, а именно кино.

Слайд 4 “Веселые ребята”

Прежде, чем выйти на широкий экран, фильм “Веселые ребята” в числе других работ известных советских киномастеров был представлен в Венеции на международной кинематографической выставке. Блистательным завершением выставки было присуждение произведениям советским кинематографистам первого приза — Золотого кубка, который был торжественно вручен делегации советских кинематографистов. Особенно популярной в Венеции стала музыка фильма. “Марш веселых ребят”, переведенный на итальянский язык, распевался повсюду. Маленькие оркестрики и неаполитанские ансамбли с увлечением играли в своем музыкальном изложении “Марш веселых ребят”. Если разобраться, успех музыки “Веселых ребят” не случаен. Ко времени создания фильма Дунаевский уже имел 15 лет стажа работы в театрах и на эстраде, огромный творческий опыт, и фильм идеально подходил для реализации его художественных идей. К этому времени он уже был уверен, что песенный “джаз” является разновидностью джаза, наиболее приемлемой в советской стране. После международного успеха “Веселых ребят” Дунаевский стал флагманом песенного жанра в СССР; его мелодии, отличаясь молодостью духа, светлой лирикой и задором, как нельзя лучше отвечали тому новому, что хотели видеть в социализме верившие в него люди.

Слайд 5 “Дети капитана Гранта”

В 1935 году Дунаевский получил приглашение от “Мосфильма” принять участие в создании приключенческого фильма “Дети капитана Гранта”. Участники фильма “Дети капитана Гранта” не переставали удивляться титанической работоспособности Дунаевского, который приходил к ним в павильон после напряженной работы здесь же, на “Мосфильме”, с Александровым и сразу активно включался в работу над другим фильмом, с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр. Ему всегда хотелось, чтобы музыка была “настоящей”, а песня — искренней и заразительной.

Слайд 6 “Цирк”

Более двадцати музыкальных произведений было создано Дунаевским к фильму “Цирк”. Главной в фильме стала “Песня о Родине”. Ее пели строители Магнитки и Комсомольска-на-Амуре, белорусские колхозники и металлурги Кузбасса. Этой песней, передававшейся по радио с января 1938 года каждое утро без 5 минут 6, начинался новый трудовой день целой страны. “Песня о Родине” сражалась с фашизмом, она была паролем югославских партизан, ее пели в освобожденных городах Чехословакии, Венгрии, Польши, Болгарии. Музыка Дунаевского не только помогала отыскивать внутренний стиль и внутреннюю сущность будущего кинопроизведения, но и вела к разработке характеров будущих героев.

Слайд 7 “Волга-Волга”

В 1938 году Дунаевский занялся созданием музыки к фильму “Волга-Волга”. Она была для Дунаевского настолько же интересной и увлекательной, насколько ответственной и сложной. Дунаевский стал не просто композитором, написавшим музыку к фильму, а одним из авторов кинокомедии, активно влияя на структуру и поэтику фильма, а также принимал непосредственное участие в разработке темы и проблемы фильма. “Можно смело сказать, что без этой музыки не было бы фильма!” — утверждала газета “Кино”. “Но, — заметил Исаак Осипович, прочитав этот лестный отзыв, — без этого фильма не было бы и музыки!”.  Григорий Александров предоставил композитору большие творческие возможности, и композитор смог во всю ширь развернуть музыкальный образ великой русской реки. В статье “Моя работа над песней” Дунаевский объясняет, почему многократное звучание одной и той же песни в фильмах “Волга-Волга”, “Веселые ребята” и “Цирк” не утомляет слушателя: “Происходит это потому, что тема возникает каждый раз в новом ритмическом и тембровом звучании, и каждый раз ей сопутствует на экране кадр-эпизод, эмоциональное содержание которого с этой темой неразрывно связано. Отсюда тот эстетический и ритмический контакт между музыкой и зрительными образами, который исключает всякую возможность обеднения музыкального содержания фильма”.

Слайд 8 “Светлый путь”

В 1940 году Александров снимал фильм “Светлый путь”. Музыку для этого фильма писал Дунаевский. Музыка основной темы марша окончательно определилась, но припев к маршу долго не сочинялся. “Помнится, композитору сначала никак не удавался припев к “Маршу энтузиастов”, — вспоминал Соловьев-Седой. — Был момент, когда он отчаялся его сочинить и предлагал товарищам по жанру, в том числе и автору этих строк, в порядке соавторства дописать припев к “Маршу”. Но, в конце концов, конечно, нашел его сам!” Помог в этом композитору завод “Электросила”. В один из своих приездов к рабочим Дунаевский выступил с концертом во время обеденного перерыва в крупнейшем турбогенераторном цехе. Вслушиваясь в ритмичный гул станков, композитор вдруг “услышал” четкий ритм музыки будущего припева. Возвращаясь после концерта, Исаак Осипович увидел на заводском дворе группу рабочих, бодро и дружно шедших заступать в рабочую смену. Ритм их шагов что-то подсказал Дунаевскому. “Друзья мои! — воскликнул композитор, обращаясь к провожавшим его рабкорам заводской газеты. — Так ведь это же и есть “Марш энтузиастов”! Сережа (это уже к шоферу), гони к роялю!” 

Слайд 9

Песни Дунаевского быстро становились популярными. Этому немало способствовал и комический талант композитора. Достаточно вспомнить “Песенка об отважном капитане”, “Песенку водовоза”. Но при кажущейся легкости эти песни создавались не так просто. Дунаевский необычайно требовательно относился к текстам. В каждом кинофильме, где звучала его музыка, есть центральная песня, выражающая идею фильма. Например, в картине “Три товарища” — это знаменитая “Песня о Каховке”, в картине “Цирк” — “Песня о Родине”, в картине “Волга-Волга”, Дунаевский блестяще использовал прием “музыкального парада”, когда молодые музыканты целым каскадом веселых, задорных мелодий воздействуют на закоренелого бюрократа, душителя новых веяний. Можно сказать, что до Дунаевского, ни в советском, ни в зарубежном кино, не было такого автора, которому удалось бы подняться до высот композитора-режиссера.

Слайд 10

Дунаевский прославлял радость жизни громко, но не шумно. Он был “королем марша”, он создал жанр песни-марша: “Спортивный марш”, “Марш трактористов”, “Весенний марш”, “Песня о Москве”, “Песня о веселом ветре” и многие другие.

Кроме песенной музыки, композитор работал и в других жанрах. Среди них была танцевальная музыка, что, например, нашло отражение в фильме “Кубанские казаки”: он полон вальсов, полек и галопов. Сам Дунаевский считал, что легких жанров не бывает и даже самый, казалось бы, легкий жанр требует от композитора виртуозного владения всеми секретами музыкального мастерства и оркестровки.

Слайд 11

Всего Дунаевский написал музыку к 28 фильмам, более 80 песен, многие из которых стали поистине народными, музыку к спектаклям, балет и другие музыкальные произведения.

Дунаевский и сам жил в ритме своих песен. Анализируя эпоху, в которой создавалась эта музыка, можно сказать, что вся страна жила в таком ритме. Иное дело, что люди, подпевая песням Дунаевского, вряд ли задумывались над тем, что происходило в это время в стране...

Слайд 12

“Пройдут десятки лет, - сказал великий кинорежиссер нашего времени Иван Пырьев. - Наши кинофильмы состарятся, износятся, исчезнут. Но лучшие песни Дунаевского будут жить и жить. Они навсегда войдут в народ, станут его фольклором”. Несмотря на известный отпечаток старомодности, фильмы с музыкой Дунаевского до сих пор смотрятся с большим увлечением. Вернее, эти фильмы живут и не уступают фильмам нынешним,  благодаря  музыке.

Список литературы

1. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты. - Л.: Искусство. 1975.

2. Дунаевский И. “Если Вам нужны мои письма...” Письма к Л. Г. Вытчиковой. Публикация, вступительная статья, комментарии и послесловие Н. Г. Шафера. — Павлодар: ТОО НПФ “ЭКО”, 2005. 

3. Дунаевский И.  “Когда душа горит творчеством...” Письма к Раисе Рыськиной. Сост. Н. Г. Шафера. — Астана: Елорда, 2000.

4. Дунаевский И., Райнль Л. Почтовый роман.Сост. Н. Г. Шафера. — М.: Композитор, 2001.

5. Самин Д. К. Сто великих композиторов — М.: Вече, 2004.

Список сайтов

  1. http://www.dunaevski.ru/content/category/19/68/140/
  2. http://www.aveclassics.net/news/2013-02-04
  3. http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=357
  4. http://www.eleven.co.il/
  5. http://ormn.net/
  6. http://www.classic-music.ru/dunaevsky.html