Рейтинг@Mail.ru

Гидролиз солей

Разделы: Химия, Урок с использованием электронного учебника


Тема урока: Гидролиз солей.

Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей, изучить типы гидролиза.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование основных понятий: гидролиз, классификация солей по силе кислоты и основания их образующих, среда раствора, рH, типы гидролиза.
  • Развивающие: развитие умений писать уравнения реакций гидролиза в молекулярном, полном и сокращенном виде; определять среду раствора и тип гидролиза; проводить опыты и формулировать выводы; работать с химическими веществами и оборудованием, с тестовыми заданиями.
  • Воспитательные: воспитание культуры общения через работу в парах «ученик- ученик», «учитель- ученик».

Тип урока: формирование и совершенствование знаний

Формы и методы: беседа, разбор проблемной ситуаций, частично-поисковой: проведение эксперимента; работа с наглядными средствами - таблица растворимости солей, кислот, оснований.

Оборудование: химические реактивы: растворы солей - хлорид натрия, хлорид алюминия, карбонат натрия; растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, дис. вода; индикаторы: лакмус, метилоранжевый, фенолфталеин; пробирки, таблица растворимости.

Ход урока

I. Организационный момент. Целеполагание.

II. Актуализация имеющихся знаний.

(Приложение 1)

Задание 1: Сильные и слабые электролиты. Разделите предложенные вещества на две группы: сильные и слабые электролиты.

NaOH, Cu (OH)2, HCl, H2CO3, HClO3, Ba(OH)2, Fe(OH)3, H2SO4, HNO3, NH4OH, LiOH, Mg(OH)2
Сильные электролиты: Слабые электролиты:

Задание 2: Из предложенного списка выберите формулы солей:

H2SO4, KCl, HCl, NaOH, NaNO3, H2CO3, PbCl2, CaCO3, CO2, CuF2, H2, NH4Cl, NaClO3, AgNO3, NaNO2, KH2PO4.

Обмен выполненными работами и взаимопроверка. 

III. Изучение нового материала.

1. Определение гидролиза: Гидролиз -это реакция обменного разложения между различными веществами и водой.

2. Проведение эксперимента: изменение цвета индикаторов в растворах солей

Задание: определите среду растворов в выданных вам веществах и занесите данные в таблицу:

Каждое из выданных веществ разделите на две пробирки и добавьте в каждую индикаторы. Свои наблюдения занесите в таблицу.

Вещество Лакмус Фенолфталеин Среда раствора
гидроксид натрия      
соляной кислоты      
дис. вода      
хлорид натрия      
хлорид алюминия      
карбонат натрия      

Сделайте вывод о полученных результатах эксперимента.

Постановка проблемного вопроса. От чего зависит среда растворов солей? 

3. Виды гидролиза 

  1. Соль образована катионом сильного основания и анионом сильной кислоты 2. Соль образована катионом слабого основания и анионом сильной кислоты 3. Соль образована катионом сильного основания и анионом слабой кислоты 4. Соль образованакатионом слабого основания и анионом слабой кислоты
Вид гидролиза Не гидролизуются Гидролиз по катиону Гидролиз по аниону Гидролиз по катиону, и по аниону
Среда раствора Нейтральная рН=7 кислая рН<7 Щелочная рН>7 среда нейтральная, слабощелочная или слабокислая
Окраска индикатора Фенолфталеин – бесцветный
лакмус – фиолетовый
метилоранж – оранжевый
Фенолфталеин – бесцветный
лакмус – красный
метилоранж – розовый
Фенолфталеин – малиновый
лакмус – синий
метилоранж – желтый
 

Среду раствора определяем по сильному иону, тип гидролиза по слабому иону. 

4. Составление уравнения гидролиза.

  1. хлорид натрия.
  2. хлорид аммония, сульфат алюминия.
  3. ацетат калия, карбонат натрия.
  4. ацетат аммония.

IV. Закрепление знаний.

1. Решение заданий у доски. (Приложение 2)

2. Самостоятельное решение заданий. (Приложение 3)

Каждый студент получает свой вариант с заданиями. 

V. Подведение итогов. Рефлексия по принципу незаконченного предложения.

  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";

VI. Домашнее задание.

&5.4. задания: 4, 5.

Гидролиз солей (Приложение 4).