Рейтинг@Mail.ru

Специфика изображений в полиграфии. 9-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок №1 - интегрированный урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

  • Образовательная: знакомство учащихся со спецификой журнальной, плакатной и книжной графики, особенностями музыкальных иллюстраций к литературным произведениям.
  • Развивающая: развитие умения находить информацию из предложенных источников, обобщать её, формулировать свои мысли при выступлении, развитие интереса к предмету и творческого воображения.
  • Воспитательная: воспитание умения работать сообща, взаимопонимания, ответственности.

Планируемые результаты урока:

  • Предметные: понимание смысла терминов “полиграфия”, “книжная графика”, понимание особенностей книжной, журнальной, плакатной графики, понимание термина “музыкальные иллюстрации” к литературному произведению.
  • Личностные: вхождение в мир духовных ценностей искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознание широких ассоциативных связей различных видов искусства (музыка, изобразительное искусство, литература).
  • Метапредметные:
    • регулятивные: работа по предложенному учителем плану, умение отличать верно выполненное задание от неверного, эмоциональное оценивание деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками.
    • познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, обобщение материала и формирование выводов.
    • коммуникативные: проявление активности в совместном выполнении заданий, умении вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: музыка – литература – изобразительное искусство.

Ресурсы: музыкальный центр, мультимедийная установка, персональный компьютер.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Наглядное оформление: стенд с различными видами полиграфической продукции (журналы, книги, афиши, плакаты, рекламные листовки).

1 этап. Организационный.

Приветствие. Проверка явки учащихся. Ученики делятся на 3 группы, в каждой группе выбирается ответственный.

2 этап. Этап мотивации и актуализации знаний.

Беседа с учениками:

Учитель: “Ребята, посмотрите на наглядное оформление нашего урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?”

Ребята разглядывают наглядное оформление к уроку и отвечают: “На сегодняшнем уроке речь пойдет о различных печатных изданиях: книгах, учебниках, журналах, газетах, плакатах”.

Учитель: “Какие учреждения занимаются изготовлением такой продукции?”

Ученики: “Издательства, типографии, полиграфии”.

Учитель: “Согласитесь со мной, что всё это (книги, учебники, журналы, афиши) продукты полиграфической промышленности. А отличаются ли эти продукты друг от друга?”

Ребята отвечают: “Конечно. Журналы и плакаты красочные, глянцевые, в оформлении их участвуют “звезды” телеэкрана. Книги же более скромны в оформлении, хотя среди них есть хорошо иллюстрированные, а есть простые - только с печатным текстом”.

Учитель: “Ребята, а вы используете в своей жизни продукты полиграфической промышленности? и где?

Ученики: “Постоянно. Это учебники, по которым мы учимся, журналы, которые мы читаем в свободное время, афиши и плакаты с новинками кино мы постоянно видим в магазинах, на рекламных щитах.

Учитель: Слайд 1 - “Всё правильно. Тема нашего урока “Специфика изображений в полиграфии”. Опираясь на тему урока и все выше сказанные вами слова, попробуйте сформулировать её цель”.

Ученики формулируют цель: “Цель урока – это знакомство с полиграфической продукцией, её спецификой и значением в жизни человека. Нам предстоит найти общее и различия среди представленных печатных изданий”.

3 этап. Усвоение новых знаний.

Рассказ нового материала.

Слайд 2 – Полиграфия (от греч. – “много”, “писать”) – это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции.

Слайд 3 - Виды ИСКУССТВА, связанные с полиграфической промышленностью – это книжная графика, журнальная графика, афиши и плакаты, этикетки и упаковочная продукция, рекламные листовки и проспекты.

Слайд 4 – очень часто на остановках, рекламных щитах, в торговых центрах мы видим афиши. Её задача: информировать о предстоящем мероприятии, поэтому она содержит дату и время мероприятия, имена артистов, информацию о спонсорах. Её оформление зависит от тематики и вида мероприятия.

Чем отличаются афиши, изображенные на слайде друг от друга? Какая из них наиболее красочная, а какая, по вашему мнению, самая эмоциональная? (ответы учеников).

Слайд 5 - Журнал помещает материал обзорного обобщающего характера. Он адресуется определенному кругу читателей, характерен разнообразием материала и кратким сроком службы. Главное в нем - броский заголовок, интрига или тема, обсуждаемая в обществе на данный момент.

Какие журналы читаете вы? С чем связан выбор тех или иных журналов? (ответы детей).

Слайд 6 - Особое внимание я хочу уделить книге. Книга - это результат работы редактора, писателя, дизайнера, художника. Существуют различные типы издания книг: детская, учебная, художественная, производстенно-техническая, научно-методическая.

Познакомиться с типами издания книг вам предстоит самостоятельно, работая в группах.

Вы внимательно рассматриваете предложенную для анализа книгу и заполняете таблицу, которая поможет обозначить вам особенности того или иного типа издания книги (детская книга, учебник, производственно-техническая литература).

Таблица для работы в группах:

Тип издания Цель издания Внешнее оформление Наличие иллюстраций, их характеристика Текст, размер шрифта. Красочность текста. Подзаголовки.
         

Ответственный из каждой группы оглашает результаты работы (учитель подкрепляет слова учеников слайдами):

Слайд 7 - 1 группа - детская книга, её задача привлечь внимание детей, поэтому имеет большой формат, плотную бумагу, обилие иллюстраций, тщательно декорирована.

Слайд 8 - 2 группа - учебник направлен на получение знаний, его материал и иллюстрации тщательно отобраны. Он в меру красочен, имеет толстый переплёт. Выполнен в одном стиле - текст, заголовки, выделение привил. Удобен в чтении.

Слайд 9 - 3 группа - производственно-техническая литература предназначена для овладения профессией, адресована взрослым, поэтому текст мелкий, выделены лишь заголовки. Иллюстрации черно-белые, подкрепляют мысль текста.

О художественной книге расскажу вам сама:

Слайд 10 - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ литература призвана отразить содержание произведения, зрительными образами дополнить замысел автора. Требования к художнику возрастают: он должен владеть не только техникой и различными художественными приемами, но и знать эпоху, её материальную культуру, прочувствовать подтекст произведения, быть духовно близким автору.

Слайды 11-12 - Для многих поколений читателей “Робинзон Крузо” Д. Дефо неотделим от иллюстраций французского графика Гранвиля.

Слайды 13-14 - “Приключения барона Мюнхаузена” Р. Распе неотделимы от иллюстраций французского графика Г. Доре.

Слайд 15 - Художник ищет присущий каждому из авторов стиль и выбирает графическую манеру. Так, Врубель создал образ Демона, близкий по духу поэзии М. Лермонтова.

Ребята, какие эмоции у вас возникают от иллюстраций Врубеля. Почему? (ответы детей).

Слайды 16-17 - В иллюстрациях А. Бенуа к произведениям А. Пушкина объединились большая эрудиция и безупречный вкус. Рисунки Бенуа к “Пиковой даме”, “Капитанской дочке”, “Медному всаднику”, явление высокой художественной культуры.

Слайды 18-19 - Жанр иллюстрации представлен не только в книжной графике. Существуют иллюстрации к литературным произведениям в музыке. Тому пример “Музыкальные иллюстрации” к повести А. Пушкина “Метель”. Мы слушали с вами уже некоторые из них в младших классах.

Слайд 19 - Сейчас нам предстоит освежить звучание первой иллюстрации “Тройка”.

Ребята слушают музыку.

4 этап. Работа над осмыслением содержания музыки. Обобщение новых знаний.

Беседа с детьми.

Учитель: “Какой музыкальный образ возник у вас при прослушивании этого произведения? Какими средствами музыкальной выразительности он создан?”

Ответы детей на вопросы: “Образ бегущей тройки. Мы слышим в музыке печаль, волнение героя. Мощное начало, и резко пианиссимо. Возникает мелодия русского склада, сначала звучащая у гобоя, потом у кларнета, звучит очень одиноко и печально. Волнение придает постоянно повторяющийся ритмический рисунок барабана. Он же и придает ощущение движения”.

Учитель: Слайд 20 – “Как правильно вы заметили, музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы, она полна внутреннего содержания. Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:

Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокой.
. . . . . . .
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы...
Жуковский

Ребята, какой мы должны сделать вывод, говоря о музыкальных и графических иллюстрациях к литературным произведениям. Какое они имеют значение, только ли дополняющее? (ответы детей).

Сейчас много спорят: что лучше – прочесть книгу или осмотреть фильм по ней. Каково ваше мнение? Что полезнее всего для развития?” (ответы детей).

5. Закрепление знаний, самопроверка знаний.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Задавайте друг другу вопросы по новому материалу и старайтесь отвечать правильно. Помощь в ответах приветствуется.

Например, первый вопрос задам я: “Что такое полиграфическая промышленность?”

После работы, учитель предлагает оценить себя (если ответил на вопрос без ошибки – 5, одна ошибка – 4, две ошибки – 3 и т.д.).

6. Рефлексия

Слайд 21 с вопросами:

Ребята, материал урока вы усвоили. Теперь я хочу услышать ваше личностное отношение к усвоенному материалу. Продолжите, пожалуйста, высказывания:

- Меня удивило...

- Знания я могу применить...

- Больше всего мне понравилось...

- Об этом я расскажу...

7. Информация о домашнем задании.

Прочитайте и запишите задание в дневник.

Слайд 22 - Прочитайте повесть А. Пушкина “Метель”, а затем послушайте пьесы из “Музыкальных иллюстраций...” Г. Свиридова к ней.

Какая из частей этого произведения произвела на вас наиболее яркое впечатление?

Почему? Запишите свои размышления в тетрадь.

Разработайте идею и выполните фрагмент макета обложки сборника стихов, учебника по любимому предмету.

Урок №2 - урок получения новых знаний и обобщения полученной информации по данной теме.

Цели урока:

  • Образовательная: продолжение знакомства учащихся со спецификой полиграфической промышленности, знакомство с особенностями маркетинговых решений в создании полиграфической рекламной продукции, обобщение знаний по теме.
  • Развивающая: развитие умения обобщать информацию, формулировать свои мысли при выступлении, развитие интереса к предмету и творческого воображения, формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.
  • Воспитательная: воспитание умения работать сообща, взаимопонимания, ответственности.

Планируемые результаты мс мч урока:

  • Предметные: понимание смысла терминов “рекламная графика”, “социальная реклама”, понимание особенностей создания полиграфической рекламной продукции.
  • Личностные: вхождение в мир духовных ценностей искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознание связей между искусством и маркетингом.
  • Метапредметные:
    • регулятивные: работа по предложенному учителем плану, умение отличать верно выполненное задание от неверного, эмоциональное оценивание деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками.
    • познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, обобщение материала и формирование выводов.
    • коммуникативные: проявление активности в совместном выполнении заданий, умении вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: литература – изобразительное искусство – обществознание.

1 Этап. Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку (карандаши, фломастеры). Деление учащихся на 3 группы.

2. Этап. Проверка домашнего задания

Беседа с учениками.

Учитель: Слайды 23-24 - “На пошлом уроке мы говорили о полиграфической продукции. Какие виды продукции вы помните? Какие из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина “Метель” вы послушали дома? Что вам понравилось?” (ответы детей).

Ребята, выполнившие макеты обложки учебника или сборника стихов показывают работы, они вывешиваются на доске, создается небольшая экспозиция из работ.

Учитель: Слайды 25-28 - “Рассмотрите иллюстрации к поэме Пушкина “Руслан и Людмила” разных художников. Какая иллюстрация ближе вашему представлению о герое романа Руслане?”

Ребята отвечают на вопрос и аргументируют свое мнение.

3. Этап мотивации и актуализации знаний.

Беседа с учащимися.

Учитель: “Мы продолжаем работать над темой “Специфика изображений в полиграфии”.

Слайды 29-31 - Посмотрите внимательно на слайды. Это тоже продукты полиграфической промышленности. Чем они отличаются от книжной продукции? В чем их задача для потребителя?”

Ответы детей: “Этикетки, упаковочная продукция и рекламные листовки отличаются от книжной продукции тем, что их задача не связана с передачей глубокого содержание произведения, а их задача - заставить покупателя обратить внимание на тот или иной товар.

Учитель: “Правильно. Сегодня мы будем говорить об особенностях данной продукции, о том, что она несет на себе определенный рекламный компонент. Сформулируйте цель сегодняшнего урока”.

Ученики формулируют цель: “Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с особенностями полиграфической продукции, рассматриваем полиграфическую продукцию, которая создана в целях рекламы”.

4. Усвоение новых знаний и первичное их закрепление.

Рассказ нового материала. Беседа с учениками.

Учитель: Слайд 32 – “Как вы думаете, что заставляет нас обратить внимание на ту или иную продукцию. В чем же движущая сила рекламы? (ответы детей).

Слайды 33 – 35 Человек психологически склонен больше доверять людям, которые ему симпатичны. Именно поэтому в рекламе преобладают образы, внушающие симпатию большинству людей.

Слайд 36 - Известные люди, добившиеся большого успеха - это люди, авторитетные для многих. Поэтому, очень часто именно они являются “лицом” рекламной компании.

Слайд 37 - Очень эффективна реклама с участием чемпионов, добившихся выдающихся побед в популярных видах спорта.

Слайд 38 - Чувство благодарности активно эксплуатируется в таких формах продвижения товаров и услуг, как бесплатная дегустация пищевых продуктов или бесплатная раздача парфюмерии на пробу.

Слайд 39 - Для многих людей характерна верность привычным предметам, привычным торговым маркам. В этом случае рекламодатели убеждают пользователей, что все привычные функции и способы работы будут бережно сохранены, но появляются новые возможности.

Слайд 40 - Как правило, в действительности товара вполне достаточно, но идея дефицита служит катализатором для ажиотажного спроса.

Слайд 41 - Среди движущих сил рекламы страх занимает особое место.

Слайд 42 - Теперь, зная все маркетинговые ходы в создании рекламной полиграфической продукции, прошу вас дополнить рекламные листовки и проявить свое творчество.

В данной листовке изображена реклама канцелярских товаров. Дополните её - придумайте название фирмы и рекламный слоган”.

Ребята выполняют творческое задание, и свои варианты ответов говорят вслух.

Учитель: Слайд 43 – “А это изображение данной листовки в оригинале. На ней вы видите название фирмы и слоган.

Слайды 44-45 - То же самое задание.

Ребята, очень часто на баннерах, придорожных рекламных щитах мы видим такого рода изображения. Скажите, это тоже реклама?”

Слайды 46-58 - Ребята молча, без комментариев просматривают слайды 46-58.

Ответы детей: “Это реклама, но она направлена на изгнание человеческих пороков”.

Учитель: Слайд 59 - “Правильно. Это социальная реклама. Эта реклама приносит доходы?”

Ответы детей: “Нет. Она не связана с продажей товаров потребления”.

5 этап. Закрепление знаний. Самопроверка знаний.

Работа в группах. Проектная деятельность.

Каждой группе дается задание создать (нарисовать) проект рекламной листовки, используя маркетинговые ходы.

  • 1 гр. создает листовку с рекламой школьной формы
  • 2 гр. создает листовку с рекламой коллекции школьной обуви
  • 3 гр. создает листовку с рекламой коллекции школьных сумок.

После выполнения задания, готовые работы вывешиваются на доске. Ребята защищают свой проект.

6 этап. Рефлексия.

Беседа.

  • Мы с вами прошли большую тему “Особенности изображений в полиграфии”.
  • Что нового вы узнали для себя?
  • Какие выводы можно сделать по этой теме?

А теперь я попрошу закончить мои фразы:

- Я знаю, что...

- Я понимаю, что...

- У меня получилось...

- Мне было трудно...

7. Информация о домашнем задании.

Запишите домашнее задание:

Слайд 60 - Разработайте и выполните оформление для компакт-диска с вашей любимой музыкой или кинофильмом. Разработайте листовку с антирекламой какого-либо товара, используя трансформацию уже существующей рекламы.