А.Н.Толстой. Детство Никиты (2-й урок). Характер героев. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.

Задачи урока:

  • Учить определять учебную задачу;
  • Учить планировать выполнение учебной задачи;
  • Создать благоприятный эмоциональный настрой;
  • Вспомнить содержание рассказа;  
  • Дать характеристику героям рассказа;
  • Формировать умение работать с текстом;
  • Проанализировать черты своего характера;
  • Продолжить работу по развитию речи, памяти, критического мышления;
  • Формировать умение работать в группе.

Перечень оборудования к уроку:

  • Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,  изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива);
  • Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,  изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 79 с. : ил. – (Перспектива);
  • Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
  • Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
  • Рабочие тетради в клетку по литературному чтению;
  • Полоски фраз из текста для организации работы в группах (по количеству групп).
  • Листочки для написания синквейна.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
  • Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока.
  • Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять  логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  • Осуществлять логическое действие обобщение.
  • Доносить свою позицию до других, аргументируя её.

Личностные:                 

  • Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
  • Оценивать  черты своего характера;
  • Определять, какие черты являются главными и определяющими;
  • Мотивировать  к учебной деятельности;
  • Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

1. Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

2. Мотивация к активной учебно–познавательной деятельности (эмоциональный настрой).

Доска.  Приложение 1

– прочитайте стихотворение С.Я.Маршака.
– позвольте, я Вам прочитаю это стихотворение.
                   
– о какой стране идёт речь? Почему так решили?       
– кто слышал выражение «остров детства»?
– как понимаете его?
– закройте глаза, сядьте поудобней. Я приглашаю Вас в путешествие к «острову детства».
Звучит 1 куплет и припев песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского.
– какие у Вас возникли эмоции?
– почему именно эту песню я предложила  Вам послушать?

– читают стихотворение С.Маршака самостоятельно.
– слушают чтение стихотворения учителем.
– высказывают мнения, о какой стране пойдёт речь, объясняя свой выбор.


– объясняют смысл выражения «остров детства».
– прослушивают фонограмму; высказывают, какие эмоции возникли.
– объясняют, почему прозвучала именно эта песня.
 

 

3. Сообщение темы и формулировка целей урока.

Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока.

– Знакомятся с темой урока.
– формулируют цели урока: анализируя произведение обсудить и сравнить характеры героев произведения А. Толстого «Детство Никиты».

4. Актуализация знаний.

 На доске: Приложение 2
                       
– прочитайте…
– что можете сказать?
– какое может быть задание?
– кто не понял задание?
– кто может объяснить?
В 4-ах разложите полоски в нужном порядке.
 
Проверка (допущена ошибка) Приложение 3

проверьте себя. Кто не согласен? Почему?
– зачем мы выполнили это задание?

– Читают вслух по одному фразы на доске.
– делают вывод, что это фразы из текста.
– предлагают варианты заданий, останавливаются на том, что надо поставить эти фразы в том порядке, как они встречаются в тексте.
– образуют четвёрки, повторяют правила работы в группе  и раскладывают полоски с фразами в нужном порядке.

 

 

– сверяют свою работу с образцом на доске.
– замечают на доске ошибку, доказывают своё мнение.
– подводят итог проделанной работе: вспомнить содержание текста и последовательность событий.

5. Проверка домашнего задания

– что надо было сделать дома?
– открываем рабочие тетради, стр. 45, таблица
– как зовут главного героя?
– почему автор выбрал именно это имя, Никита?
– какие черты характера Вы увидели у Никиты?
– похож ли он на Вас? Чем?
– на ваших друзей? Чем?
– кто такой Пахом?
– каким он был человеком?
– каким ценным качеством, по мнению автора, он обладал? Докажите текстом.
– кто такой Аркадий Иванович?
– найдите в тексте описание его внешности. Прочитайте.
– каким он показан в этом произведении?
– как он относится к главному герою?
– что означает выражение «держать ухо востро»?
– почему Никите приходилось «держать ухо востро»?
– какого героя нет в этой таблице?
– какой она показана в этом произведении?
– как Вы это поняли?

– открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу. Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали.
– вспоминают, что произведение автор посвятил сыну Никите.
– называют черты характера Никиты.
– сравнивают себя и своих друзей с Никитой.
– вспоминают, что Пахом – плотник. Называют черты характера Пахома. Опираясь на цитаты из текста, доказывают каким ценным качеством, по мнению автора, обладал Пахом (учебник, стр. 99).
– находят в тексте описание внешности Аркадия Ивановича (учебник, стр.100).
– обсуждают отношение Аркадия Ивановича к  главному герою: заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения.
– объясняют значение фразеологизма «держать ухо востро» – остерегаться. Выясняют, почему Никите приходилось так себя вести.
– дают характеристику маме главного героя, объясняют, что позволило сделать такой вывод.

6. Физминутка

7. Организация познавательной деятельности

Работа в рабочей тетради, стр.46-47
– прочитайте опорные слова. Что это такое?
– прочитайте задание на стр.47. кто не понял задание? Кто может объяснить?
– выполните его. Кто сможет – продолжите ряд самостоятельно.
Обсуждение:
– какие черты характера для Вас являются главными? Почему?
– кто считает по-другому? Объясните своё мнение.
Идёт обсуждение.

– открывают рабочие тетради на стр.46-47.
– читают вслух опорные слова, делают вывод о том, что это разнообразные черты характера человека.
– самостоятельно знакомятся с заданием на стр. 47. Осмысливают его и выполняют.
– учащиеся, которые выполнят задание раньше, продолжают самостоятельно перечислять другие, известные им черты характера.
– высказывают своё мнение, какие черты характера для них являются главными и почему.
– высказываются разные мнения, обязательно с доказательством выбора.

8. Домашнее задание

Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число.
– ниже заголовок: сочинение-рассуждение, ниже тема «Какие черты характера я ценю в людях».
– что отличает текст – рассуждение от других типов текста?
Это будет домашнее задание. Откройте дневники. Запишите.                           

– открывают тонкие тетради по литературе.
– записывают число, тему сочинения
– объясняют, что в тексте – рассуждении сначала высказывается мысль, утверждение, а потом она доказывается, даётся  пояснение, почему так.
– открывают дневники и записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

Попробуем написать синквейн. Что это такое? Какие правила написания? Какую предложите тему?
– кто хочет прочитать?

– вспоминают, что синквейн – это пятистишие и правила его написания
– предлагают свои темы, объясняя свой выбор.
– пишут самостоятельно синквейн по теме ХАРАКТЕР, зачитывают по желанию, обсуждают, что лучше удалось.

10. Подведение итогов

– подводя итог урока, закончите фразы:
«Работая над этим произведением, я понял…», «Главный герой Никита…»

– подводят итог урока, заканчивают предложенные  фразы.

11. Самооценка.

Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки с синквейном.

– каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются  и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю

12. Эмоциональная рефлексия.

Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства? Какие цвета преобладали? Почему?
– кроме обязательного домашнего задания я предлагаю задание по желанию:
1. Изобразить своё детство в цвете.

2. Написать синквейн по теме: «Детство».

Подводя итог нашему разговору, мне хотелось Вам напомнить, что очень важными могут оказаться черты характера, которые закладываются в детстве. Очень часто, именно эти черты влияют на нашу дальнейшую жизнь.

У детства много разных красок
Ты среди них свою найди.
На белом листике бумаги
Свою мечту изобрази.
Проходит детство незаметно,
Не возвращается назад.
И только красками напомнит
Вам о весёлых тех годах.
Ведь жизнь она бывает разной,
Угрюмой, скучной, однообразной.
Но ты сквозь годы пронеси
Из детства яркие мечты.

– Благодарю за работу. Урок закончен.

– высказывают, какие цвета отразили бы их детство, поясняя свой выбор.
– записывают задание по выбору и по желанию.
– слушают стихотворение, которое читает учитель.

   
Список информационных источников:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,  изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  2. Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,  изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 79 с. : ил. – (Перспектива).
  3. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.В. Бойкина; Рос. акад. наук,  Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012. – 80 с. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  4. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-1 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2013. – 367 с.
  5. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., / дораб. – М. : Просвещение, 2011.– 223 с. : ил. – (Работаем по новым стандартам).
  6. http://ru-poetry.ru/search(стихи о детстве).