Интеллектуальный марафон. Игра «Физика + Химия + Биология»

Разделы: Физика, Химия, Биология


Подготовка. Играют две команды. За три дня до игры даётся задание придумать для своей команды название, девиз и по одному вопросу из физики, химии и биологии (соперникам).

ХОД ИГРЫ

Учитель 1. Уважаемые гости, учителя и учащиеся! Мы рады приветствовать вас на научно-практической игре «Интеллектуальный марафон».

Учитель 2. Сегодня соревнуются знатоки естественных наук. (представляет команды). Командам предстоит состязаться в четырёх конкурсах.

Учитель 1. Вопросы всех конкурсов взяты из школьных курсов химии, биологии и физики.

Учитель 2. За игрой следит уважаемое жюри в составе…(представляется жюри), которое подведёт итоги и назовёт победителей.
«Интеллектуальный марафон» объявляется открытым. (звучат фанфары)

Учитель 1. Итак, начинаем первый конкурс «Счастливый случай!» (звучит гонг). На столе в вазе 30 вопросов. Вопросы – в контейнерах (в футлярах от «Киндер-сюрпризов»), вы их по очереди вытаскиваете, обсуждаете в течение минуты и отвечаете. За правильный ответ – 3 балла.

Учитель 2. Если вам попадётся «Счастливый случай!» – контейнер, содержащий цифру «5»,  – то команде при правильном ответе присуждается 5 баллов. Прошу к столу.
(капитаны команд по очереди подходят к столу, тянут вопрос, обсуждают его с командой в течение 1 минуты и отвечают).

Вопросы по химии

  1. Какие химические элементы названы в честь частей света? (Европий, америций)
  2. Какие химические элементы названы в честь стран? (Германий, франций, полоний, рутений, галлий)
  3. Недостаток какого элемента приводит к кариесу? (Недостаток фтора)
  4. Почему в воде арктических морей содержится меньше растворимых солей, но больше кислорода, чем в экваториальных? (При понижении температуры растворимость многих солей уменьшается, а газов – повышается)
  5. Какая вода полезнее для организма: кипячёная или сырая? Почему? (Сырая, она содержит соли, необходимые для жизнедеятельности организма)
  6. Почему к днищу судна, отправляющегося в долгое морское путешествие, подвешивают большую магниевую болванку? (Магний легко корродирует, а днище судна не повреждается)
  7. В банку, стоящую на ярко освещённом окне, ввели равные количества газообразного хлора и водорода и закрыли притёртой пробкой. «Что произойдёт?» – спросили учащихся. Один ученик ответил: «Водород как более лёгкий газ соберётся вверху банки, а хлор останется внизу». Другой ответил: «Через три часа газы перемешаются!» ответ третьего ученика звучал так: «Отойдите, она сейчас взорвётся!» Кто прав? (Прав третий ученик)
  8. Зачем зимой тротуары посыпают песком, смешанным с солью? (Чтобы понизить температуру таяния снега, получившийся соляной раствор будет стекать, не образуя наледей)
  9. Какая кислота образуется во время грозы? (Азотная)
  10. В банку с керосином бросили кусочек металлического калия. Что произойдёт в банке? Один ученик ответил: «Калий – очень активный металл, попав в керосин, он воспламениться». Другой: «Ничего не произойдёт. Калий сам воспламениться на воздухе. Его и до банки не донесут – он сгорит». Третий ответил: «Металл упадёт на дно и останется лежать там!» кто прав? (Третий ученик)

Вопросы по биологии

  1. Рост человека к вечеру уменьшается. Почему? (Вследствие сплющивания при движении межпозвоночных хрящей)
  2. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой организм, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему? (первый ученик: кость действительно сложный живой орган, имеющий особую физическую структуру и химический состав)
  3. Замечено, что заблудившийся путник обычно уклоняется влево. Однако у людей, лучше владеющих левой рукой, наблюдается обратное: они «крутят вправо». Объясните, почему. (У левши сильнее левая рука и левая нога, а у правши – правые конечности. Сильная нога непроизвольно отталкивается при ходьбе сильнее и делает более длинный шаг)
  4. В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «Каждую секунду в Красном море миллион кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллион новых кораблей выходит вновь в плавание». О каких кораблях идёт речь? (Под кораблями подразумевались эритроциты, часть которых всё время погибает, но это количество восполняется за счёт новых эритроцитов, поступающих из кроветворных органов)
  5. При археологических раскопках находят скелеты. Как определить по костям пол человека? (По ширине таза и форме отверстий в тазовых костях – женский таз шире мужского и имеет отверстие в форме эллипса)
  6. Основной цвет кожи человека – розовый. Однако кровеносные сосуды, которые мы видим (вены), имеют синеватый цвет. Почему? (Окраска сосудов связана с толщиной их стенок. Капилляры имеют очень тонкие стенки, и кровь через них хорошо просвечивается. Густая сеть капилляров, находящихся в коже, придаёт ей розовый цвет. Стенки вен толще и имеют молочно-белую окраску, поэтому кровь в венах кажется синеватой)
  7. Великий немецкий композитор Людвиг ванн Бетховен, будучи глухим, «слушал» игру на рояле с помощью трости, один конец которого упирал в рояль, а другой держал в зубах. Объясните, мог ли Бетховен слышать музыку? (Мозг, так как при некоторых формах глухоты, связанных с нарушением звукопроводящей системы уха, звуковые волны всё же воспринимаются, если соответствующие механические колебания достигают слуховых рецепторов)
  8.  Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек – трезвый или пьяный – быстрее замёрзнет на морозе? (Пьяный, так как сосуды его расширены и организм отдаёт больше тепла)

Вопросы по физике

  1. Учебник физики имеет массу в два раза больше, чем учебник химии. Поясните, почему удар учебника физики больнее при одинаковом размахе? (Потенциальная энергия учебника физики больше, а это означает большую деформацию при ударе)
  2. На столике в вагоне поезда лежат книга и мяч. Почему, когда поезд трогается с места, мяч катится, а книга остаётся в покое? (Сила трения скольжения книги больше силы трения качения мяча)
  3. Можно ли в невесомости пользоваться авторучкой? Маятниковыми часами? (Нет, поскольку не силы тяжести, ответственной за вытекание чернил из авторучки и колебания маятника)
  4. Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста или досок? (С увеличением площади действия силы давления тела на грунт уменьшается давление на поверхность)
  5. Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую? (Интенсивность испарения возрастает при наличии ветра)
  6. Для чего во всех электроприборах стоят предохранители? (Проще заменить предохранитель, сгоревший при превышении силы тока относительно допустимой, чем важную деталь, – сгорая, предохранитель размыкает электрическую цепь)
  7. Почему в комнате светло и тогда, когда прямые солнечные лучи в неё не попадают? (Благодаря рассеянию света в атмосфере)
  8. Почему светится Луна? (Луна отражает солнечный свет)
  9. Будет ли кипеть вода в стакане, плавающем в сосуде с кипящей водой? (Нет, так как для образования пузырей с насыщенным паром необходима избыточная по сравнению с просто нагреванием до температуры кипения, энергии. Вода же во внутреннем стакане получает энергию только для своего нагревания до температуры кипения)
  10. Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле? (Нет, звук не распространяется в вакууме, так как нет упругой среды)
  11. Можно ли в темноте определить муха или шмель залетели в комнату? (Можно, по высоте звука, издаваемого крыльями насекомого)

Учитель 1. Итак, конкурс «Счастливый случай» завершён, пока работает жюри, посмотрим «Фейерверк в жидкости» (видеофрагмент через проектор на экране)

Учитель 2. Просим огласить результат первого конкурса (Жюри объявляет результат). переходим к конкурсу «Дальше – дальше…» (Звучит гонг)

Учитель 1. Участники конкурса должны за 3 мин ответить на максимальное количество вопросов, при этом они имеют право не отвечать на вопрос, сказав «Дальше…». За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Помните, что время конкурса ограничено. (Вопросы поочерёдно задают ведущие, жюри подсчитывает число правильных ответов. Когда она команда отвечает, вторая временно удаляется, так как набор вопросов один и тот же)

Вопросы

  1. Химическое вещество, которого больше всего в живой клетке? (вода)
  2. Великий русский учёный, известный как поэт, химик, физик, географ, геолог, стекловар, астроном? (М.В.Ломоносов)
  3. Сила, всегда мешающая механическому движению? (сила трения)
  4. Что вырабатывают железы внутренней секреции? (гормоны)
  5. Реакция, идущая с выделением энергии? (экзотермическая)
  6. Единица измерения силы тока? (Ампер)
  7. Что обеспечивает работу нервной системы? (распространение нервных импульсов)
  8. Самый инертный газ? (гелий)
  9. Физическая величина, которую измеряют спидометром? (скорость)
  10. Главные клетки нервной ткани? (нейроны)
  11. Какой галоген при обычных условиях жидкий? (бром)
  12. Формула mυ²/2 – математическая запись какой энергии? (кинетической)
  13. Как ещё называют длинные кости? (трубчатые)
  14. Самое распространённое соединение водорода на Земле? (вода)
  15. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства? (молекула)
  16. Подвижное соединение костей? (сустав)
  17. Валентность алюминия? (3)
  18. Закон, открытый в ванной? (закон Архимеда)
  19. Временное снижение работоспособности? (утомление)
  20. Самый лёгкий газ? (водород)
  21. Прибор, измеряющий электрическое напряжение? (вольтметр)
  22. Что возникает при уплощении стопы? (плоскостопие)
  23. Является ли реакция нейтрализации частным случаем реакции обмена? (да)
  24. Что измеряет барометр? (атмосферное давление)
  25. Красные клетки крови? (эритроциты)
  26. Молярный объём газов при нормальных условиях? (22,4 л)
  27. Прибор для измерения силы (динамометр)
  28. Какой нерастворимый волокнистый белок составляет основу тромба? (фибрин)
  29. Единица молярной массы? (г/моль)
  30. Закон, открытый после удара яблоком по голове? (закон всемирного тяготения)
  31. Кровь, обеднённая кислородом? (венозная)
  32. Химическая связь в соединении «поваренная соль»? (ионная)
  33. Создатель теории космических полётов? (К.Э.Циолковский)
  34. Клетки-«пожиратели»? (фагоциты)
  35. Самый электроотрицательный элемент? (фтор)
  36. Характеристика быстроты движения? (скорость)
  37. Масса сердца взрослого человека (250-300 г)
  38. Формула нашатырного спирта? (NH4OH)
  39. Ближайшее к Земле небесное тело? (Луна)
  40. Самые мелкие кровеносные сосуды? (капилляры)
  41. Самый лёгкий металл? (литий)
  42. Что поглощается при дыхании? (кислород)
  43. Воздушная оболочка планеты? (атмосфера)
  44. Чем начинаются воздухоносные пути человека? (носовой полостью)
  45. Металл, обладающий бактерицидными свойствами? (серебро)
  46. Что измеряется амперметром? (сила тока)
  47. Что возникает при сокращении дыхательных мышц (вдох)
  48. Цвет йода в газообразном состоянии (фиолетовый)
  49. Чему равен угол падения луча света? (углу отражения)
  50. Каким прибором определяется жизненная ёмкость лёгких? (спирометром)
  51. Какой объём займут 2 моля хлора при нормальных условиях? (44,8 л)
  52. Проникновение веществ «друг в друга» называется … (диффузией)
  53. У человека постоянные зубы появляются к … (10 – 12 годам)
  54. Какая кислота всегда содержится в желудке человека?  (соляная)
  55. Первый космонавт планеты? (Ю.А.Гагарин)
  56. Из ротовой полости пища попадает в… (глотку)
  57. Процесс отдачи электронов – это …(окисление)
  58. Быстрота выполнения работы – это … (мощность)
  59. При недостатке витамина С возникает заболевание … (цинга)
  60. Когда был открыт периодический закон Менделеева? (1869 г)

Учитель 1. Подошёл к концу и второй конкурс. Участники показали свои знания в области физики, химии и биологии, умение сконцентрировать внимание в нужную минуту. Пока жюри подводит итоги, команды отдохнут.

(Демонстрация на экране через проектор химических реакций) – видеофрагмент

Учитель 1. Просим жюри ознакомить нас с итогами соревнования (жюри объявляет итоги)

Учитель 2. Наши команды приготовили друг для друга по вопросу из физики, химии и биологии, которыми они сейчас и обменяются. (Звучит гонг. Команды предлагают друг другу вопросы, время обсуждения каждого – 2 мин. Жюри оценивает и вопросы и ответы соперничающих команд)

Учитель 1. А теперь вашему вниманию предлагается конкурс «Тёмная лошадка».

Учитель 2. По описанию особенностей свойств, истории открытия, его применения вам необходимо узнать, о каком металле идёт речь. Угадав вещество с первой попытки, вы получите 14 балов, со второй – 12 баллов, с третьей – 10 баллов  т.д.

… Древние египтяне называли его вааепере, что означает «родившийся на небе».
… Изделия из него ценились дороже золота.
… Среди сокровищ египетских пирамид, где золота очень много, учёные нашли несколько украшений из этого металла. Только очень богатые люди могли иметь изготовленное из него кольцо или брошь. Один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни запрещавший всем остальным носить украшения из этого металла.
… Сейчас это самый распространённый металл, один из самых дешёвых, а его сплавы являются продуктом горной металлургии. (Железо)
… Объяснению этого явления посвящён один из трёх законов, положенных в основу классической механики.
… В переводе на русский язык – это бездеятельность.
… О свойстве материи, которое проявляется в этом явлении, И.Ньютон писал: «Врождённая сила материи есть присущая ей способность сопротивления, по которой всякое отдельно взятое тело, поскольку оно предоставлено само себе, удерживает своё состояние покоя или прямолинейного равномерного движения».
… Это явление демонстрирует опыт: монета падает в стакан при ударе по картону на котором она лежала. (Явление инерции)

Учитель 1. Пока жюри подсчитывает призовые баллы, мы посмотрим видеофрагмент демонстрации опыта «Фараонова змея»

Учитель 2. Просим уважаемое жюри подвести итоги четырёх конкурсов. (Жюри объявляет и комментирует результат)

Учитель 1. А теперь последний шанс: последний конкурс – практический тур. В стеклянном баллоне в трёх контейнерах находятся три практических задания. Как вы уже догадались, одно задание из химии, одно из физики, а одно из биологии. Вам предстоит достать контейнер и выполнить задание, соблюдая при этом все требования техники безопасности, что тоже будет оцениваться жюри.

Задания практического тура

  1. Получите и соберите кислород. Докажите его наличие.
  2. Из предложенных микропрепаратов определите микропрепарат с растительной клеткой и приведите доказательства.
  3. Соберите параллельную цепь из предложенных приборов.

Учитель 2. Итак, подошла к концу наша игра. Уважаемое жюри подводит итоги. А мы благодарим всех участников, болельщиков, гостей, которые принимали активное участие и поддерживали команды!

Учитель 1. Благодарим участников за хорошие знания и надеемся на новее встречи. Спасибо всем! Удачи! (Жюри объявляет окончательные итоги. Награждение победителей)