Литературно-музыкальная гостиная "А.А.Лиханов о военном детстве"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Краеведение


Литературно-музыкальная гостиная сопровождается компьютерной презентацией с фотографиями, другими изображениями, высказываниями известных писателей, отдельными главными мыслями выступления детей, строками из произведений Лиханова, музыкой, видеоклипами и др.

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!...

С Гимна Российской Федерации началось общешкольное торжественное мероприятие, посвящённое закрытию Года 70-летия Великой Победы и Года литературы, - литературно-музыкальная гостиная в Мулинской школе. Герб, Флаг России, Флаг Кировской области, выставка книг Альберта Лиханова о войне и военном детстве, лампадка с горящей свечой – всё придавало особенное отношение к происходящему. Дети, родители, учителя, гости этой встречи вновь оказались в том далеком, страшном военном времени, военном детстве.

1 чтец. Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, академик, общественный деятель, детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской академии образования. Родился 13 сентября 1935 года в г. Кирове. Для поколения писателей – детей войны – Альберт Лиханов здесь один из флагманов.

2 чтец. Альберт Анатольевич писал в предисловии к одной из своих книг: “Люди не выбирают родителей, люди не выбирают детства... Наше детство пришлось на войну, и нас прозвали детьми войны”. Ему было хорошо известно о жизни людей в те нелегкие военные годы, которые тенью легли на детство таких же мальчишек, как он. Страшные, долгие, нелегкие четыре года. Это проводы отца на фронт, работа матери в госпитале, общение с бабушкой, Марией Васильевной.

3 чтец. Как и герои его будущих книг, голодал, ходил на занятия в холодную нетопленную школу, помогал взрослым, писал письма на фронт и ждал возвращения отца. Все это и многое другое станет впоследствии богатым писательским основанием для многочисленных произведений.

1 чтец. Трудно назвать книгу Лиханова, в которой он совсем не говорил бы о войне, о военном времени, повлиявшем на судьбы детей и подростков. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представление о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Альберт Лиханов говорит: “На войне было трудно всем: солдатам и генералам, мужчинам и женщинам. Но детям было всего трудней”.

2 чтец. Романы Альберта “Мужская школа” и “Русские мальчики” составляют дилогию о военном и послевоенном детстве. В роман “Русские мальчики” входят повести: “Крутые горы”, “Музыка”, “Деревянные кони”, “Последние холода”, Детская библиотека”, “Кикимора”, “Магазин ненаглядных пособий”, “Кресна”, “Лежачих не бьют”, “Те, кто до нас”, “Джорж из Динки джаза” и “Цирковые циркачи”.

1 чтец. Мы хотим рассказать об одном из наиболее драматических произведений о военном детстве – повести “Последние холода”. Как и другие произведения дилогии, она адресована не только детям, но и взрослым – родителям, учителям. Рассказ в произведении ведется от имени мальчика Коли, ученика 3-го класса. Повесть написана в форме раздумий мальчика о самом себе, о жизни, о родителях, друзьях, школьных учителях. Эта книга о милосердии, о доброте, о человечности. Она учит быть чутким к чужой беде. По повести в 1993 году был поставлен одноименный фильм, мы напомним вам некоторые его фрагменты.

Далее демонстрируется буктрейлер по повести “Последние холода”, отдельные фрагменты которого комментируют выступающие дети:

2 чтец. Весной 1945 года война уже заканчивается... В маленьком тыловом городке жизнь идет своим чередом... Мальчик Коля живет вместе с мамой и бабушкой, которые всеми силами пытаются отгородить его от тягот войны.

3 чтец. В первый день после весенних каникул Анна Николаевна выдала мне талоны на доппитание. После уроков я должен идти в столовую номер восемь и там пообедать... Столовка эта была устроена специально для всех школ города, поэтому, ясное дело, очередь тут стояла детская, из мальцов и девчонок, притихших в незнакомом месте, а от того сразу вежливых и покорных... Дальнюю стену столовой прорезала продолговатая амбразура, в которой мелькали белые халаты... Нет, что ни говори, а еду эту можно только так и прозвать – дополнительное питание. Уж никак не основное!

1 чтец. В столовой Коля знакомится с “шакалом” Вадькой, который вынужден воровать еду, чтобы прокормить себя и младшую сестру Марью.

3 чтец. Желтолицый, ловко огибая столик, кинулся навстречу маленькой девчонке и схватил хлеб.

2 чтец. Старшие ребята решают проучить Вадьку.

3 чтец. Они стояли полукругом и были похожи на стаю, загнавшую зверя. “Вот кто шакалы-то”, подумал я... У входа в столовку скопилась настоящая толпа. Только никто не решался подойти близко. Я стоял ближе всех... Мы зашли к Вадьке домой. Никогда я еще не видел такой убогости!

1 чтец. Дорогая мамочка! У нас все хорошо. Вадик получил три пятерки. По математике, русскому языку и географии. У меня вообще одни пятерки... Вчера мы были в гостях у тети Фаи, она нас до отвала накормила холодцом... Дружба с Колей помогает Вадьке и его сестре Марье выжить в это непростое время.

3 чтец. Марья положила руки на стол, а на руки уронила голову и тотчас, будто по волшебству, уснула.

2 чтец. Наступает долгожданный День Победы... Но не всем он приносит радость.

3 чтец. Вадима я отыскал на детдомовском дворе... Но у нас ничего не вышло, никакого разговора... Я хотел спросить его, мол, ну как ты, но это был глупый вопрос... И вдруг он сказал... И вдруг он сказал такое, что я никогда забыть не смогу... Он сказал: “Уходи отсюда, а то есть примета такая, кто рядом с бедой ходит, может её задеть, заразиться. А у тебя батя на фронте. Мало ли что”...

1 чтец. Книги Лиханова написаны в полную художественную мощь. О каждой не расскажешь за 10 минут. Но в каждой из них, в центре – ребенок, подросток, вмещает в себя больше, чем книги командиров батарей и батальонов. Мы считаем эти книги своими. Но они, прежде всего для вас, взрослых, они о жизни глазами детей войны. Владимир Набоков говорил: “Настоящее достоинство писателя – способность возбуждать в других душевный трепет”. Таким писателем для детей и взрослых является Альберт Анатольевич Лиханов.

2 чтец. В апреле-мае в нашей школе прошел конкурс “Читаем Альберта Лиханова”, посвященный 70-летию Победы и юбилею писателя. Ребята читали произведения Лиханова, писали сочинения, лучшие из которых были отправлены в Детский фонд г. Кирова. Евгений Хохрин, ученик 6 класса , стал призером Всероссийского читательского конкурса “Читаем Альберта Лиханова: книги об истинах, честности и победах”. 16 сентября Евгений и его руководитель были приглашены в библиотеку им. Альберта Лиханова, где состоялось награждение всех победителей и призеров самим автором.

1 чтец.

Анна Николаевна посвящает юбиляру стихотворение:
“Вы летописец детства босоногого,
Целитель душ больших и маленьких людей,

2 чтец.

Источник доброты, тепла и мудрости,
Пример для наших сыновей.

3 чтец.

Не сосчитать трудов, что вы посеяли,
Не счесть тех сил, что в них вложили Вы.
И в этот день рождения солидный

Вместе: Желаем Вам здоровья и любви!

3 чтец. А сейчас всем детям войны посвящается...

Всеми участниками гостиной исполняется песня “Дети войны” (сл. Илья Резник, муз. Ольга Юдахина), во время исполнения песни демонстрируется видеоклип “Дети войны”:

“Дети войны...
Смотрят в небо глаза воспаленные.
Дети войны...
В сердце маленьком горе бездонное.
В сердце, словно отчаянный гром,
Ленинградский гремит метроном
Неумолчный гремит метроном...”

А после песни объявляется минута молчания, горит лампада со свечой и мертвая тишина... Песня сопровождалась фотографиями с детьми блокадного Ленинграда, детьми в концлагерях и др.

“Это страшно, это больно, это нельзя забывать, это никогда не должно повториться. Это всегда должно быть в наших сердцах, в нашей памяти” - скажет ведущий.

В заключении все участники встречи исполнили песню “Пусть всегда будет солнце!”, а затем организатор встреч А.Н. Хохрина, учитель русского языка и литературы, музыки и искусства, руководитель кружка “Литературное краеведение”, вручила Грамоты самым активным участникам литературно-музыкального арт-салона “Откровение” и закончила чтения словами: “Пусть всегда живет мир, счастье, благополучие и любовь в каждом нашем доме, в каждой нашей семье!”