Обучающее изложение текста о героическом поступке. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Вид урока: урок развития речи.

Форма урока: мастерская письма.

Технология: педагогическая мастерская.

Метод: словесный (объяснение, работа с текстом, беседа); поисковый; частично - поисковый.

Возрастная группа: учащиеся 5 класса.

Цели урока:

Образовательные:

  • повторить через анализ готового текста следующие понятия: тема, основная мысль текста;
  • познакомить с языковыми особенностями текста.

Развивающие:

  • развивать культуру речи учащихся, умение пользоваться своими знаниями;
  • содействовать развитию самостоятельности и творческой активности;
  • продолжить формировать навыки самоконтроля.

Воспитательные:

  • формировать трудолюбие, умение преодолевать трудности;
  • побудить учеников задуматься над важными нравственными, философскими проблемами.
  • Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: хороший поступок, самопожертвование, героизм, отвага, подвиг.

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самооценке.
  • Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с задачей.
  • Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками.
  • Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

План.

I. Индуктор.

1. Беседа по вопросам.

2. Слово учителя.

3. Записи в тетради.

II. Деконструкция.

1. Чтение текста учителем.

2. Фронтальная работа с текстом.

3. Индивидуальная работа.

4. Групповая работа.

5. Социализация.

6. Фронтальная работа.

7. Второе чтение текста учителем.

8. Индивидуальная работа. Самостоятельное составление плана.

9. Социализация.

10.  Работа в парах.

11. Работа в парах.

12. Работа в парах.

13.Промежуточная рефлексия.

III. Реконструкция.

1. Третье чтение текста учителем.

2. Индивидуальная работа. Создание чернового варианта работы.

3. Разрыв.

4.Фронтальная работа. Наблюдение над некоторыми особенностями языка и редактирование созданного текста.

5. Работа в парах. Проверка чернового варианта работы.

IV. Афиширование.

V. Итоговая рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока

Приложение 1

I. Слайд 1. Индуктор.

1. Слайд 2. Беседа по вопросам.

- Как вы понимаете выражение "совершить хороший поступок"? Примеры каких хороших поступков вы могли бы привести?

- Можете ли вы рассказать об эпизоде из своей жизни, который вызывает у вас гордость? А может быть, ваши друзья или близкие заставили гордиться собой?

2. Слово учителя. Человек не каждый день совершает выдающиеся подвиги, а вот хорошие или плохие поступки, составляющие основу его поведения, - каждый день. Когда люди оказываются в экстремальной ситуации, заметно проявляется их сущность, именно то, что составляет основу человека.

Пожары были известны человечеству с давних времен. В истории есть много случаев, когда один пожар уничтожал целый город, унося с собой многие жизни и нанося непоправимый урон населению. В наше время появились системы предупреждения пожаров, специальная техника. Но всё-таки главную роль при пожаре играет человек, его действия. Десятки тысяч человек имеют награду за отвагу на пожаре. Каждый месяц газеты публикуют заметки о героях, совершивших подвиг на пожаре. Текст для нашего изложения взят из рассказов Льва Толстого, он о мальчике, спасшем свою семью.

3. Записи в тетради. Дата, тема, рабочие материалы.

II. Деконструкция.

1. Чтение текста учителем.

ПОЖАР
(Быль)

Однажды крестьяне ушли работать в поле. В деревне остались только старики и дети. В одной избе оставались бабушка и трое маленьких внучат. Бабушка истопила печку, легла отдохнуть и заснула. Внучка Маша открыла печку, набрала углей в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Маша принесла угли, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу, привела за руку младшего брата Кирюшку и сказала: "Гляди, какая печка!". Снопы уже горели и трещали. Когда дым заполнил сени, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал. Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка спала и ничего не слыхала. Старший мальчик, Ваня, был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и разбудил бабушку.

А бабушка спросонья забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом. Маша тем временем сидела под лавкой и молчала. Только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше:

- Беги, сгоришь!

Маша побежала в сени, но от дыма и огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжел, он плакал и отталкивал Ваню.

Наконец Ваня подтащил брата к окну, стал толкать его сзади и крикнул Маше:

- Тяни его за голову!

Вдвоем они вытащили Кирюшу в окно. Так все трое спаслись от огня. (По Л. Толстому)

2. Слайд 3. Фронтальная работа с текстом. Определяются тема и идея текста, стиль и тип речи. (Текст о героическом поступке мальчика, идея - показать мужество; стиль художественный, тип речи повествование.)

3. Слайд 4. Индивидуальная работа. Как относится к рассказанному случаю пословицы "Один за всех, все за одного", "Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит"? Докажите свою точку зрения.

4. Слайд 5. Групповая работа. Запишите примеры пословиц, отражающих основную мысль предыдущих фраз "Один за всех, все за одного", "Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит".

5. Социализация. Каждая группа представляет свои пословицы. Учитель записывает их на доске.

 6. Слайд 6. Фронтальная работа.

- Что заставляет мальчика кинуться в горящую избу?

- Каким должен быть человек, решивший спасать людей от огня? А маленький мальчик?

Почему бабушка побежала звать людей, а не бросилась спасать внуков?

7. Второе чтение текста учителем.

8. Индивидуальная работа. Самостоятельное составление плана.

Начало пожара в доме.
Остались одни.
Окно - путь к спасению.
Все спасены.

9. Социализация. Работа в группах по корректировке плана. Один план от группы представляется всем.

10. Слайд 7, 8, 9. Работа в парах. Лексическая работа. При помощи толковых словарей объясняются значения слов черепок, сноп, сени и подбираются к ним синонимы.

11. Слайд 10. Работа в парах. Предупреждение орфографических ошибок. Диктант "Проверяю себя": крестьяне, внучата, печка отдохнуть, черепок, положила, загораться,, горели, расшиб, разбудил, спросонья, сгоришь.

12. Слайд 11. Работа в парах. Предупреждение пунктуационных ошибок (проверка постановки знаков препинания по предложенным учителем схемам).

Сложное предложение.

Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу, привела за руку младшего брата Кирюшку и сказала: "Гляди, какая печка!". Когда дым заполнил сени, Маша испугалась и побежала назад в избу. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и разбудил бабушку. Только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его.

Сложное предложение.

Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку.

Оформление диалога:

Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше:

- Беги, сгоришь!

Наконец Ваня подтащил брата к окну, стал толкать его сзади и крикнул Маше:

- Тяни его за голову!

При помощи схем объясните знаки препинания при однородных членах предложения.

Бабушка истопила печку, легла отдохнуть и заснула. Внучка Маша открыла печку, набрала углей в черепок и пошла в сени. Маша принесла угли, положила под снопы и стала дуть. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал.

13. Слайд 12. Промежуточная рефлексия.

- Что осталось для вас непонятным? Достаточно ли предварительной подготовки для написания творческой работы? На все интересующие вас вопросы смогли вы получить ответы?

Ш. Реконструкция

1. Третье чтение текста учителем.

2. Индивидуальная работа. Создание чернового варианта работы.

3. Слайд 13. Разрыв. Как можно назвать разведение костра в сенях - любопытством Маши, безответственностью или смелостью? Правильно ли поступила Маша, когда побежала прятаться от огня в дом? Можно ли назвать Машу самостоятельной? Всегда ли самостоятельность - это хорошо? Назовите несколько качеств, присущих Ване.

4. Фронтальная работа. Наблюдение над некоторыми особенностями языка и редактирование созданного текста.

Слайд 14. 1) Однажды... Быль начинается со слова, которое имеет значение как-то, раз, в один день. Это слово указывает на некоторую повседневность события. В тоже время так могут начинаться истории, рассказанные друзьям.
Слайд 15. 2) Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу, привела за руку младшего брата ... Девочка обрадовалась, потому что у неё как у взрослой получилось разжечь огонь, она не думала о том, что будет дальше.

Слайд 16. 3) Старший мальчик, Ваня, был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и разбудил бабушку. Мальчик побежал в дом, чтобы помочь своим родным, не думая, что может пострадать в огне. Главное -  спасти близких. Сначала он разбудил бабушку, скорее всего Ваня знал, что бабушка прилегла отдохнуть. Бабушка -взрослый человек, она должна была помочь и подсказать, что делать.

Слайд 17. 4)А бабушка спросонья забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом. Бабушка оставила детей одних, и они должны были сами спасаться.

Слайд 18. 5) Маша тем временем сидела под лавкой и молчала. Только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Девочка сидела молча от страха, надеясь, что огонь не перейдёт, не найдёт её. Маленький мальчик был настолько мал, что плакал от боли, не зная, что всем угрожает ещё большая опасность - огонь.

Слайд 19. 6) Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжел, он плакал и отталкивал Ваню. Маленький мальчик был тяжёлым, разница в возрасте между братьями была небольшой.

5. Работа в парах. Проверка чернового варианта работы.

IV. Афиширование. Чтение творческих работ в соответствии с делением на части плана.

V. Слайд 20. Итоговая рефлексия. Жизнь человека иногда находится в зависимости от действий других людей. Отважный, храбрый человек всегда поможет, спасёт, прикроет. А какими качествами характера должен обладать такой человек?

Слайд 21. Лучистое солнце (конкурс).

Слайд 22. У кого лучиков больше? Качества характера отважного человека - представьте свои предложения в виде рисунка "Солнце с исходящими от него лучами". Каждый лучик - неотъемлемая черта характера настоящего героя.

Слайд 23. Домашнее задание. Подготовить творческую работу для оценивания. Продолжить предложение письменно.

Чтобы стать "героем", нужно быть...

Литература:

1. Педагогические мастерские Франция-Россия./Под ред. Э. С. Соколовой. - М.: Новая школа, 1997 г.

2. Как учить не уча./ Окунев А. А.- СПб: Питер Пресс, 1996г.

3. Использование методики французских мастерских на уроках русской литературы./ Ревтович Е.А.- СПб: Питер Пресс, 1996г