Урок-путешествие по местам, связанным с именем М.В.Ломоносова, «М.В.Ломоносов в памяти москвичей»

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


“Как Петром положены новые основания всей нашей государственной жизни, так Ломоносовым преобразованы, а отчасти и основаны едва ли не все области науки. Поэт, художник, философ, историк, филолог, математик, астроном, физик, химик, геолог, географ, отчасти даже и социолог - во всех этих областях он был не дилетантом, но глубоким специалистом... самостоятельным исследователем и смелым мыслителем, порою опережающим своих западных современников”. В. Ходасевич

Цели и задачи: формирование целенаправленной познавательной деятельности, развитие коммуникативных компетенций, расширение исторического и культурного кругозора: золотые имена России, Москва и её история.

Оборудование: выставка книг, ПК с выходом в интернет, мультимедийный проектор, звуковоспроизводящие устройства, презентация, учебный фильм “Михаил Ломоносов” (З.Н. Потапурченко, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина).

Ход урока

Организационный момент

Ход урока сопровождается презентацией и просмотром фильма

Слайд 1 Объявление темы, вопросы к аудитории относительно ассоциаций, связанных с именем М.В. Ломоносова
Слайд 2 Просмотр учебного фильма “Михаил Ломоносов” (З.Н. Потапурченко, Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина)

Краткий обзор и обсуждение фактов биографии М.В. Ломоносова

Слайд 3 Книги, которые Ломоносов вспоминал с благодарностью и назвал впоследствии “вратами своей учёности”:

“Грамматика”, Мелентий Смотрицкий: “Грамматика славенская” учила не только “благо глаголати и писати”, но и “метром или мерою количества стихи слагати” — то есть сразу знакомила с основами грамоты, красноречия и стихосложения.

"Арифметика", Леонтий Магницкий: Книга Л. Магницкого (изданная в Москве в 1703 году “повелением благочестивейшего государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца... ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей”) была популярным учебным пособием не только по арифметике, но и по геометрии, физике, географии, астрономии и прочим естественным наукам.

Виртуальный просмотр книг на сайте http://www.lomonosov300.ru/203.htm

Слайд 4 Приезд М.В. Ломоносова в Москву. Годы учебы

Центром просвещения Заиконоспасский монастырь стал едва ли не со времен своего основания. Ведь именно монастыри в России играли роль образовательных центров, при них создавались иконописные школы, библиотеки, до изобретения книгопечатания в них переписывали книги. Уже в 1630-х впервые упоминается Заиконоспасская монастырская школа, называвшаяся общенародной. Позже это послужило основанием для прибавления к названию монастыря титула “учительного”.

Слайд 5 Вклад братьев Лихудов в русскую культуру огромен. Они основали Славяно-греко-латинскую Академию, первое в Великой России высшее учебное заведение уровня европейских университетов своего времени. Лихуды первыми начали систематическое преподавание в Московии живых европейских (новогреческий и итальянский) и классических (древнегреческий и латинский) языков, заложили основы гуманитарного образования и создали необходимые для этого учебники.
Слайд 6 Никольская улица – “улица просвещения”: первые типографские школы, Заиконоспасский монастырь, Славяно-греко-латинская Академия.
Слайд 7
Слайд 8 По инициативе Ломоносова в 1755 г. был основан Московский университет, “открытый для всех лиц, способных к наукам”, а не только для дворян, для которого он составил первоначальный проект, основываясь на ”учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях” иностранных университетов.

12.01.1755. Императрица Елизавета Петровна подписала в день памяти св. Татианы “Проект об учреждении Московского университета”.

26.04.1755. Торжественная церемония открытия (инаугурация) университета. Инаугурация университета – важнейшее событие в истории университета, официально объявляющее обществу о начале его деятельности.

Московский университет был открыт в здании аптеки на Красной площади

Слайд 9
Слайд 10 “Новый” корпус Московского университета на Моховой
Слайд 11 В течение 1949–1953 гг. на Ленинских горах были построены: главное 32-этажное здание Московского университета высотой общим объёмом 1370,0 тыс. м3, в котором разместились геологический и географический факультеты, аудитории механико-математического факультета, общеуниверситетские кафедры, Научная библиотека, Музей землеведения, ректорат и общественные организации университета. В боковых крыльях высотного Главного здания сооружено общежитие для студентов и аспирантов в количестве 5754 комнат и 184 квартир для профессоров и преподавателей университета;

В 1940 году в дни празднования 185-летнего юбилея университету присвоили имя М.В. Ломоносова.

Слайд 12 В январе 2005 г. было открыто новое здание Фундаментальной библиотеки на Ломоносовском проспекте
Слайд 13 Имя М.В. Ломоносова носит Московский государственный университет тонких химических технологий
Слайд 14 Ломономсовский проспемкт — проспект в Юго-Западном и Западном административных округах города Москвы.

Назван в 1956 году в честь М. В. Ломоносова в связи с расположением около Московского государственного университета им. Ломоносова.

Слайд 15 Ломоносовский район — район Юго-Западного административного округа города Москвы.
Слайд 16 Знакомство с выставкой в школьной библиотеке
Слайд 17 Закрепление материала. Разгадывание криптограммы
Слайд 18

Завершающий этап: обмен мнениями

Список использованных материалов

  1. З.Н. Потапурченко “Михаил Ломоносов”. Учебный фильм. – М.: Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина
  2. История: журнал. – М.: Первое сентября, 2011. - № 15
  3. МГУ имени М.В. Ломоносова/ История Московского университета. – Режим доступа: http://www.msu.ru/info/history.html