Геоэкологические знания в школе

Разделы: География


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы.

Знания из области геоэкологии, т.е. междисциплинарной науки, изучающей состав, структуру, закономерности функционирования и эволюции естественных и антропогенно измененных экосистем высокого уровня организации, в основном, представлены в школьной географии и биологии.

Так при изучении географии у школьника формируются представления о роли географических знаний в решении современных практических задач  человечества и своей страны, в том числе, задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, об геоэкологических проблемах на разных материках и в отдельных странах, об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях.

Обучающиеся овладевают элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов, картографическими умениями, основными навыками нахождения, использования и презентации геоэкологической информации, умениями и навыками использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта является системно-деятельностный подход.  Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. ФГОС указывает реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть.

Все это естественным образом изменяет деятельность педагога на уроках и во внеурочной деятельности. Учителя все чаще используют интерактивные технологии и методы обучения, под которыми понимают обучающие и развивающие личность технологии и методы, построенные на целенаправленной, специально организованной групповой (межгрупповой) деятельности, обратной связи между всеми участниками. Организуя взаимодействия и отношения, педагог ставит в центр управления обучением самого обучающегося в его реальных взаимодействиях с другими участниками учебного процесса.

Особенности геоэкологических знаний и умений, вытекающие, прежде всего, из специфики самой науки, позволяют учителю широко использовать интерактивные технологии и методы  обучения в своей практике, в частности образовательную технологию «Дебаты». 
Дебаты – это интеллектуальная  игра, проводимая по строгим формальным правилам. В игре участвуют две команды и по определенным правилам обсуждают предложенную тему.

Опыт проведения этой игры показывает, что к ее положительным сторонам следует отнести:

  • глубокое и всестороннее рассмотрение вопроса при подготовке к дебатам;
  • развитие умения анализировать и сопоставлять различные идеи и факты, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
  • способность концентрироваться на сути проблемы;
  •  развитие процессуальных навыков: умение извлекать и обрабатывать информацию, пользоваться библиотеками, конспектировать тексты и др.;
  • формирование терпимости к различным точкам зрения, отличных от собственных.

В основе дебатов лежит тезис (тема дебатов), который всегда формулируется в виде утвердительного предложения. В обсуждении участвуют две команды, одна из которых отстаивает тему дебатов, а другая – ее отрицает. Смысл дебатов – склонить судей  и зрителей к своей точке зрения.

Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников.
Линия доказательств каждой стороны игры выражена в виде кейса. Кейс – это система доказательств, в которую входит совокупность аспектов и аргументов, представленных в организованной форме и которая используется для обоснования своей позиции.

В игре формулируются два кейса:

  • утверждающий кейс. Кейс утверждающей команды, который в системном виде представляет доказательства в поддержку правильности тезиса (темы дебатов)
  • отрицающий кейс.  Кейс отрицающей команды, который в системном виде представляет доказательства в поддержку правильности антитезиса (отрицание темы дебатов).

Дебаты могут  использоваться на разных видах уроков, особенно на повторительно-обобщающих уроках.

Для того  чтобы дебаты состоялись, необходимо правильно выбрать тему. Нужно помнить следующие требования к теме дебатов:

  • тема должна быть интересной для учащихся
  • должна затрагивать значимые проблемы
  • быть пригодной для спора.

Тема дебатов не должна давать преимущества ни команде утверждения, ни команде отрицания. Тема должна создавать возможность дискуссии, равных условий для утверждающей и отрицающей команды.

К особенностям  дебатов на геоэкологические темы можно отнести:

  •  сложность подбора темы для дебатов;
  • для ведения дебатов по предметам данных циклов недостаточно просто владеть хорошим литературным языком, необходимо знание терминов, понятий, специальной литературы по тем или иным проблемам, поэтому учителем должна проводиться специальная подготовка по овладению научным языком;
  • на данных уроках возможно привлечение большого количества наглядных пособий (презентаций, карт, плакатов, чертежей и т.д.).

Так темы дебатов по геоэкологическим проблемам могут быть такими:

  • Человек – главная геологическая сила.
  • Экономический  рост ухудшает экологическую ситуацию в стране.
  • Технический прогресс ведет к гибели цивилизации.
  • Экологические ценности и технический прогресс.
  • Забота об окружающей среде – роскошь, которую мы больше не можем себе позволить.
  • Деятельность экологических организаций бессмыслена и др.

Список литературы:

  1. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам/Светенко Т.В.//Дебаты: учебно-метод. комплект. – М. : БОНФИ, 2001. 
  2. Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие.– М.: Педагогическое общество России, 2001.
  3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.
  4. Петренко О.Л., Польдяева О.В.  Дебаты на уроках// http://mioo.seminfo.ru/file.php/3059/material_dlja_distanta.pdf
  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
  6. http://минобрнауки.рф/
  7. http://www.edu.ru