Практика обучения приемам работы с текстом в рамках технологии РКМЧП

Разделы: Русский язык, Урок с использованием электронного учебника


Тип урока: практика обучения приёмам работы с текстом в рамках технологии РКМЧП

Цели урока: создание условий для личностно ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.

Задачи урока:

  • обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
  • обучать обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • совершенствовать навык критического осмысления текста;
  • развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания.

I фаза урока (вызов)

Данный этап является первым блоком в трёхчастной схеме построения урока по технологии РКМЧП: «стадия вызова» – «стадия осмысления содержания» – «стадия рефлексии». Цель первого этапа – вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания, сформировать правильную мотивацию, задать вопрос.

– Что такое чувство Родины? Что является еёосновой? (вопрос записан на доске; после завершения чтения ещё раз проговариваю вопрос; ответы учащихся не исправляю)

Без объявления темы урока зачитываю следующие строки.
Чувство Родины – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие «Отечество» расширяют до границ всего государства. Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого всё начинается. И чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род-родник – Родина) прорастает, как все большое, из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зелёный косогор с берёзами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне, это могли быть копны сена за огородом и телок на привязи возле них. Могли быть те самые четыре сосны над равнинной дорогой или городской двор . Перечислять можно до бесконечности. И не так сложно объяснить, почему всё это нам дорого. Почему память долго это хранит, почему дорогие воспоминания служат точкой опоры  на кругах жизни и особенно в трудные  её моменты.

Но в час, когда последняя граната
Уж занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину– такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком. (К.Симонов)

Это могучая сила памяти! Она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. И это чувство должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастает, тем зеленеет его вершина. И это чувство называется патриотическим.

Деятельность учителя:

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация учащихся.
Мотивация для дальнейшей работы.

Проблемный вопрос, сформулированная проблема.

Ход урока

Запись темы урока: На каких полях произрастают настоящие патриоты?

  • Слышали ли вы это высказывание раньше?
  • Кому оно принадлежит?
  • Согласны ли вы с высказанной мыслью?

Да                                  Нет                                    Комментарии

Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые вопросы в форме кластера

Работа проходит в парах. По завершении работы каждая пара может презентовать свою «ветвь» кластера с краткими комментариями. (Ребята знают, что после прочтения текста кластер может быть дополнен и исправлен, поэтому всегда оставляется пространство для новых «веток»).
По желанию пары презентуют одну из своих ветвей, коротко комментируя свой выбор
На этом этапе урока не исправляю и не дополняю ответы учеников. Должна создаваться атмосфера свободного мышления. Если на стадии вызова ученики допустили ошибку, то на стадии осмысления содержания эта ошибка обязательно «всплывёт», и ребёнок сможет сам её исправить.

II фаза урока.  Осмысление (реализация)

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, статья, эссе…).

Деятельность учителя:

1. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
2. Постепенное продвижение от «старого» знания к «новому».

Приёмы и методы: «Шесть шляп мышления».

ХОД УРОКА

Вы высказались по данной теме, составили собственное представление о проблеме, теперь предлагаю вам познакомиться со статьёй Вячеслава Костикова  «О гордости великороссов» (Газета «Аргументы и факты» №51, 2013г.)

1-й шаг: индивидуальное чтение статьи (Учебно-тренировочные материалы - Приложение 3)
2-й шаг: анализ текста.

Текст анализируется по группам.

Каждой группе соответствует определённый тип мышления.

  • Белая шляпа: информация;
  • Красная шляпа: чувства и интуиция;
  • Чёрная шляпа: критика;
  • Жёлтая шляпа: логический позитив;
  • Зелёная шляпа: креативность;
  • Синяя шляпа: управление процессом

Шляпа процесса (слайд 2) (Приложение 1)
Чтение задания
Подбор аргументов для доказательства мысли
Выводы по фактам
Умение сжимать текст
Представление информации через кластеры, презентацию
Перенос знаний из одной области в другую
Интерпретация текста
Выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументация, сопоставление, сравнение.
Удержание фрагментов в памяти и соединение их в общую информационную картину


Белая шляпа – шляпа информации (слайд 4)
Кратко изложите факты, влияющие, по вашему мнению, на возрождение активного, созидательного патриотизма.

Красная шляпа – шляпа эмоций (слайд 5)
Кто настоящий патриот? Кто громче крикнет «Слава России!»
Соблазнит ли патриотический гул жителей провинции, обречённых на вымирание?


Чёрная шляпа – шляпа пессимизма (слайд 6)
Укажите причины, по которым многие россияне не желают становиться патриотами.

Жёлтая шляпа – шляпа оптимизма (слайд 7)
Что положительного вы вынесли для себя,  читая статью В.Костикова о  воспитании патриотизма? (Приложение 4)

Зелёная шляпа – шляпа роста возможностей (слайд 8)
Если бы вы были авторами учебника литературы, журналистами, какие произведения о воспитании патриотизма предложили для обсуждения?
Актуальна ли в наше время статья В.Костикова?

2. Стадия осмысления содержания

Ещё раз вслух читается текст (по очереди, одним учеником или учителем). По ходу чтения на полях делаются пометки +, –, v, ? (приём «инсерта»). После первого прочтения ученики кратко заполняют таблицу.
Стратегия ИНСЕРТ

"V" (Уже знаю)

"+" (узнал новое)

"–" (думал иначе)

'?" (есть вопросы)

       

После заполнения таблицы переходим к основной части урока – её обсуждению. Основное внимание мы должны обратить на вторую графу таблицы, которая зачастую бывает самой объемной. Это те новые знания, которые ребята получили в процессе первого чтения. Графа «Уже знаю» должна подтвердить те «ветви» кластера, которые ребята заполняли на стадии вызова. Графа «Думал иначе» должна исправить имеющиеся ошибки в кластере, если они есть. Вопросы тоже можно задать до обсуждения центральной второй графы.

III фаза урока Рефлексия (слайд 9)

Так на  каких же полях произрастают настоящие патриоты?

Что нас может объединить?
Любить или не любить?
Вот в чем вопрос!

Анализ собственной деятельности, её самооценка и оценивание; творческая переработка  и интерпретация полученной информации.

3. Стадия рефлексии

Так же, как и на стадии вызова, работу можно строить в парах. В соответствии с записями во второй графе таблицы происходит обсуждение НОВОГО материала, который ребята «добыли» в процессе критического (аналитического) чтения статьи журналиста. Каждая пара выступает с каким-то одним тезисом. Я лишь направляю ход мыслей ребят в нужную сторону.
А теперь кластер ДОЛЖЕН быть дополнен новыми «ветвями». (Поэтому в процессе выступления пар ребята самостоятельно исправляют/дополняют кластер, чтобы в конце урока презентовать уже полностью готовый и исправленный материал.)

Итак, кластер учеников дополнился следующими гроздями:

Прием «Концептуальная таблица»

А теперь, ребята, необходимо систематизировать информацию, провести параллели между явлениями, событиями или фактами.

(Прием особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: погоризонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Учащиеся, используя ключевые слова, фразы статьи В.Костикова, заполняют таблицу).

На каких  же полях произрастают патриоты?

Грани патриотизма

А что за окном?

Кому квасного?

Что такое патриотизм?
Все ли обязаны любить Отечество?

А какую родину меня побуждают любить?

Не ведёт ли возгонка русского православного патриотизма к отчуждению народов России друг от друга?

Ключевые слова, фразы

Право славить Родину, имущественное неравенство, региональное расслоение, потеря работы

Родина в представлении сытых чиновников; родина, зарастающая бурьяном…

Как мусульманам реагировать на возгонку русского православного патриотизма?
Что такое квасной патриотизм?

При заполнении таблицы возникает коллизия, формулируется проблема.

Проблема возрождения патриотизма.

(Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала).

Заключение. Ребята, обратите внимание на тему урока. Согласны ли вы с такой формулировкой?

Да

  • Почему?
  • Является ли эта тема общей или это частная тема?
  • Как бы вы сформулировали тему урока?
  • Какова же идея текста?
  • А какова цель урока?
  • Какое новое знание вы обрели на этом уроке?

Выход на рефлексию и на «конечный продукт», оценивание собственной деятельности и её результата

Конечный продукт: Критерии оценивания работы с информационным текстом (Приложение 2)

Домашнее задание: заполните свой «дневник исследователя»:

Что я знаю о патриотизме?

Что я узнал нового о патриотизме?

 

 

Литература:

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003.
2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.
3. Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. — Бишкек: ОФЦИР, 2003. — 148 с.