Рейтинг@Mail.ru

Интегрированный урок-конференция (физика + экономика) "Выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя"

Разделы: Физика, Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель занятия:

  • формирование целостного мировоззрения, отработка у учащихся учебно-познавательной деятельности; формирование умений применять полученные знания по физике на уроках экономики при решении стандартных задач и задач практического содержания;
  • развитие самостоятельности учащихся в ходе решения прикладных задач;
  • развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля;
  • воспитание воли и настойчивости в достижении конечных результатов при решении практических задач, аккуратности, критичности мышления, сознательного отношения к учебе.

Задачи:

  • рассмотреть выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя с точки зрения экономики и физики;
  • раскрыть значимость выбора уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя;
  • показать значение уровня специализации и типа производства;
  • продолжить развивать интерес учащихся к физике, экономике;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • продолжить формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.

Тип учебного занятия: интегрированный урок-конференция.

Оборудование: презентация, компьютер с проектором, экран, листы опорных знаний, блок-модуль с формулами, карточки-задачи, тест.

Основные этапы учебного занятия:

  1. Организационный момент. (2 мин)
  2. Изучение учебного материала. (15 мин)
  3. Актуализация опорных знаний и умений. (5 мин)
  4. Решение практических задач, основанное на применении теоретических знаний. (15 мин)
  5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. (5 мин)
  6. Рефлексия. (3 мин)

Перед началом урока проецируется на экране первый слайд презентации с эпиграфом (слайд №1)

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Задача этапа: создать у уч-ся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку в группе.

Метод обучения: словесный.

Форма обучения: коллективная.

1. Деятельность преподавателя физики:

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему учебного занятия (слайд №2)

Цель: Применить полученные знания по физике на уроках экономики при решении задач практического содержания.

Задачи учебного занятия. (слайд №3)

2. Выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя.

Задача этапа:

  • стимулировать деятельность учащихся в выборе уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя.
  • развивать навыки самоконтроля.
  • продолжить формирования мотивации учения учащихся, закрепляя уверенность в себе: “Я умею- я знаю – я могу!” выстраивая ход работы по принципу интеграции знаний по физике и экономике для формирования целостного мировоззрения.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый.

Форма обучения: коллективная и индивидуальная.

Деятельность преподавателя экономики: Вступительное слово преподавателя экономики о значимости выбора уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя. (слайд №4)

В современных рыночных условиях, когда большое внимание уделяется развитию малых и средних предприятий; создаваемых предпринимателями, для достижения поставленных целей, получения эффективности производства, необходимо знание типа производства, который определяется совокупностью его организационно- технической особенностью, а также количеством регулярно и одновременно запускаемой в производство однородной продукции.

Сообщения по теме:

Ученик 1 Различают три основных типа производства: массовый, серийный и единичный. Каждому из них присущи свои методы организации производства.

Степень экономической эффективности этих методов возрастает по мере перехода от индивидуального к массовому типу производства, являющемуся наиболее прогрессивным. С этим нельзя не считаться. И если в будущем учащиеся будут заниматься предпринимательской деятельностью, то знания физики и экономики в выборе типа производства просто необходимы.

Во- первых, знания физики дают возможность определить технические и технологические характеристики оборудования будущего создаваемого предприятия и его эффективного использования, а знания экономики дадут возможность планировать это производство.

В тесной взаимосвязи знание физических характеристик и знание экономики помогут определить такие показатели как мощность, т е наиболее эффективно – возможный выпуск

продукции на создаваемом предприятии, производительность труда, затраты труда и времени, коэффициент загрузки рабочего места и многие другие показатели, которые необходимо определить, спланировать до создания предприятия, в том числе спланировать возможную прибыль данного предприятия. Чем глубже будут эти знания, тем больше показателей, их предварительный расчет найдут отражение в Бизнес – плане предпринимателя.

Деятеьность преподавателя экономики

Рассматривая расчетные показатели необходимо знать и помнить, что тип производства и коэффициент загрузки рабочего места имеют определенную значимость.

Например:

На токарном станке выполняется операция черновой обработки с нормативной продолжительностью ( tn ) tn= 0,37 час.

В течение года должно быть выполнено N = 2850 деталей.

Режим работы – 2 смены.

Реальный годовой фонд времени станка с учетом потерь на внутрисменные ремонтные работы (Ф) составляет 4080 час.

И так, исходные данные:

tn- нормативная продолжительность обработки 0,37час

N-количество единиц изделий в течении года -2580

Ф- годовой фонд времени станка -4080

К-коэффициент загрузки рабочего места-?

Следовательно, определяем К по формуле: К= N. tn /Ф = 2850 .0,37/ 4080 = 0,258;

т.е. в числителе определяется нормативное время на обработку деталей запланированных по техническим характеристикам данного станка, а в знаменателе время работы станка при 2х -сменном режиме работы с учетом времени на ремонты и т д. Результат отношения нормативного времени работы станка к общему времени работы станка и будет выражать коэффициент загрузки.

Ученик 2. Что такое технические характеристики?

Прежде ответим, что такое экономика?

Экономика в современных условиях представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, но начальном этапе определение экономики означало ведение домашнего хозяйства. Поэтому для лучшего понимания сосредоточим внимание на ведении вашего домашнего хозяйства. В любом доме необходимы бытовые приборы. Приобретая, например, стиральную машину, вы смотрите ее технические характеристики. Зная объем работ и загрузки стиральной машины, вы выбираете то, что необходимо вам. К каждому электроприбору выдается технический паспорт с инструкцией. Если в паспорте отражена в кг загрузка стиральной машины, то больше, чем указано в паспорте, вы не будете закладывать вещей для стирки, чтобы стиральную машину использовать длительное время. Вы также смотрите и используете данные мощности машины и не будете ее включать в розетку с большим или меньшим напряжением. Поэтому, при покупке стиральной машины вы используете полученные знания физики. А вот экономические законы и экономический эффект Вы начинаете понимать позже и чем раньше Вы это поймете, тем раньше будете готовы к производственной деятельности в качестве предпринимателя.

С экрана телевизора Вы наблюдаете поточную обработку рыбы на заводах. Под поточной линией понимается совокупность рабочих мест расположенных по ходу технологического процесса и предназначенных для выполнения строго определенных закрепленных за ними операций.

Созданию поточной линии предшествуют расчеты, производимые также еще на стадии проектирования. Выполнить эти расчеты поможет знание физических характеристик оборудования и организации труда. Основными являются расчеты такта, ритма движения, количества рабочих мест, средств транспортировки, численности рабочих мест, длины поточной ленты и скорости движения конвейера.

Такт – это промежуток времени, отделяющей изготовление одной детали (изделия) от другой. Он определяется, как отношение фонда рабочего времени Т к плану выпуска в соответствующих единицах (изделий, деталей…) П.

Например, при Т=420 мин и П= 140 изделий в сутки. Такт потока составит 3 минуты.

Расчет такта играет решающую роль в обеспечении непрерывности и равномерной работы потока.

Расчет количества рабочих мест производится по каждой операции отдельно, исходя из установленной величины такта и нормативного времени на данную операцию.

Знание технических характеристик и экономических расчетов дает возможность правильно выбрать тип производства и определить показатели будущего предприятия. Сегодня экономисты изучают не только ряд экономических наук но и технические характеристики оборудования различных производств, а также гражданское и уголовное право.

Без последних невозможно отстаивать интересы предприятия. Главный бухгалтер обязан при отсутствии единицы юриста на предприятии отстаивать интересы предприятия в Арбитражных судах и других организациях. (слайд №5)

Деятельность преподавателя экономики

Знания физики, также необходимы бухгалтеру. Например, при контроле за поступлением сырья, материалов.

Из этого следует, что знания по экономике и физике для предпринимателя просто необходимы.

Деятельность преподавателя физики

“Знания физики – залог эффективности в выборе уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя”.

Мир чрезвычайно разнообразен. Физика знакомит нас с наиболее общими законами природы, управляющими течением процессов в окружающем нас мире. (слайд № 6).

Цель физики заключается в отыскании общих законов природы и в объяснении конкретных процессов на их основе. (слайд №7)

Знание физических формул (слайд №8) помогут предпринимателю наиболее эффективно рассчитать выпуск продукции на предприятии, производительность труда, затраты труда и времени, коэффициент загрузки рабочего времени.

 N= 100%; N = m= p v; Р=mg; P=IU.

Ученик 3 (слайд №9)

В настоящее время происходит величайшая научно – техническая революция, она произвела глубокие качественные изменения в экономике.

Создание индустрии искусственных материалов с необычными, но очень важными для практики свойствами произвело изменения в структуре экономики. (Слайд №10)

Следовательно, комплексная механизация и автоматизация требует глубоких знаний физики от молодых специалистов. (Слайд № 11)

Сегодня предстоит огромная работа по созданию комплексно – автоматизированных производств, включающих в себя гибкие автоматические линии, промышленные работы, (Слайд № 12)

управляемые микрокомпьютерами, а также разнообразную электронную контрольно – измерительную аппаратуру. (Слайд № 13)

Научные основы этой техники тесно связаны с физикой и экономикой. Знание законов физики помогут начинающему предпринимателю в выборе уровня специализации и типа производства.

Деятельность преподавателя физики

Вывод (слайд №14):

1) Необходимость знание законов физики и использование их для выбора специализации и типа производства.

2) Использование формул физики при решении практических заданий: m= v .p; P=m .g; A=N . t; КПД= (Аn/Аз). 100% ;

3. Актуализация опорных знаний и умений. (слайд №15 )

Деятельность преподавателя физики и экономики

1) От чего зависит оптимальный размер предприятия?

Ответ: Оптимальный размер предприятия зависит от специализации, т е от однородности выпускаемой продукции, что обеспечивает возможность максимальной загрузки оборудования и применение более совершенного технологического процесса, и в конечном итоге, более высоких результатов.

2) Перечислить типы производственных структур?

Ответ: Различают четыре типа производственной структуры предприятия: предметный, технологический, смешанный (предметно – технологической) и малое предприятие.

3) Что должен знать начинающий предприниматель?

Ответ: Данная деятельность самостоятельна, т е предприниматель выбирает сферу деятельности и один или с партнерами организует на свой риск, поэтому к выбору и организации дела надо подходить ответственно. Предприниматель должен знать организационно – правовые формы организаций предприятий), состав учредительных документов, порядок составления Бизнес- плана; уметь рассчитать основные показатели деятельности будущего предприятия; иметь творческий подход к решению поставленных задач с целью получения прибыли; правильно определять тип производства и соответствующему ему производственную структуру для определения оптимального размера будущего предприятия и организации производственных процессов.

4) Какие основные показатели Бизнес – плана?

Ответ: Объем выпуска, мощность предприятия, производительность труда, фондоотдача, рентабельность, прибыль и др.

5) Где может применять знание физики будущий экономист?

Ответ: При планировании мощности, фондоотдачи исходя из технических характеристик оборудования и других основных фондов предприятия. Расчет потребления электроэнергии для производственного процесса и определения мероприятий по ее оптимальному расходованию, при расчете эффективности от внедрения новой техники и технологии, расчете различных норм и нормативов и др.

6) Принципы организации производственного процесса?

Ответ:

1) Принцип специализации- разделение труда между отдельными подразделениями и рабочими местами;

2) Принцип пропорциональности – одновременное выполнение отдельных операций или частей производственного процесса;

3) Принцип параллельности;

4) Принцип прямоточности;

5.) Принцип ритмичности;

6) Принцип непрерывности;

7) Принцип технической оснащенности.

4. Решение практических задач, основанное на применении теоретических знаний.

Учащиеся разбиты на две группы:

№1 группа учащихся

  • “Физики – экспериментаторы”.

№2 группа учащихся

  • “Экономисты – теоретики”.

Деятельность преподавателя: Выдаются карточки- задания для каждой группы (слайд №16)

Задания в группах (слайд №16):

I. Задержан браконьер с ведром икры.

1).Физики – экспериментаторы.

Задание 1:  Рассчитать количество икринок в ведре. (Заполнить таблицу)

Объем воды в крышке Масса воды в крышке Масса воды в ведре Кол-во крышек в ведре (шт) Кол-во икринок в крышке (шт) Кол-во икринок в ведре (шт)
6. 10 -6 м3 12000г А=2000шт Б= С=А. Б

2).Экономисты – теоретики.

Задание2: Рассчитать сумму штрафа. (Заполнить таблицу)

Число икринок в ведре Стоимость одной икринки Сумма штрафа
1 С= 10 рублей С.10 руб =

Сумма штрафа:___________________

II.. Калькуляция стоимости торта.

Задание3: Составить калькуляцию торта и дать ему название. (Заполнить таблицу)

Наименование продукта Измерение Цена за 1 кг Кол-во Затраты
Мука кг 40 руб    
Яйцо 1 шт 5 руб    
Сливочное масло кг 140 руб    
Сметана кг 220руб    
Сахар кг 40 руб    
Какао кг 50 руб    
Соль кг 20 руб    

Итого: ___________

Деятельность учащихся о проделанной работе: оглашаются результаты работы

Деятельность преподавателя физики

Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. (слайд №17)

Учитель подводит итог урока, акцентирует внимание учащихся на том, что для решения практической задачи, необходимы комплексные знания по экономике и физике, знания определений, законов, основных понятий, формул и умения применять эти знания на практике.

Приложения 1–3

5. Домашнее задание.

1) Гл 3, п 3.1- 3.7 (В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. Экономика организации. М: Кнор, 2012 г).

2) П.2.9; 3.3-3.5; 4.7; 10.11 (В.Ф. Дмитриева. Физика для профессий и специальностей технического профеля – М:Акодемия, 2014г).

6. Рефлексия лайд №18)

Учащимся предлагается оценить прошедший урок: нужно поставит галочку около выбранного утверждения.

  • Мне все очень понравилось________
  • Мне не все было понятно__________
  • Мне было интересно______________
  • Мне было легко__________________
  • Нужны ли такие уроки_____________