Интерактивные и активные методы обучения на уроках. Технология модерации

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


  • “Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”. (А.Дистервег )
  • “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”. (Л.Н.Толстой)
  • “Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить” (Т.Эдисон)

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Приведенные выше высказывания известных людей убедительно показывают, что цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться о том, чтобы это были знания актуальные и сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять их в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Именно технология позволяет при условии ее качественного освоения и применения, обеспечивать достойный уровень образовательных результатов даже у начинающих педагогов. Образно говоря, технология – это путеводная нить в мире разнообразных и очень непростых образовательных процессов, позволяющая обеспечивать высокую стабильность успехов в обучении, воспитании и развитии обучающихся.

Третий год в практике работы я использую технологию модерации, которая позволила значительно повысить качество и результативность уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, позволила активизировать познавательную деятельность учащихся и эффективно управлять процессами обучения, воспитания и развития.

Технология модерации (мoderare) – в переводе с латинского означает – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивают и применяют модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

Сегодня модерация – это эффективная интерактивная технология. Эффективность модерации определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, на развитие исследовательских и проектировочных умений, на развитие коммуникативных способностей.

Все это является одним из главных требований ФГОС.

При использовании технологии модерации принципиально меняется роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся. Учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Таким образом растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их деятельность заинтересованной, мотивированной, нацеленной на достижение образовательных результатов.

Технология модерации подразумевает такую работу, которая может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом. В технологии модерации определены следующие этапы урока:

- инициация (начало урока, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (определение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминка).

На всех этапах урока ученики моего класса активно участвуют в обсуждении темы, в выполнении заданий, в презентации результатов самостоятельной работы.

Для каждого этапа урока я использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи каждого этапа модерации. Я хочу представить некоторые методы, адаптированные к применению и используемые мною в начальной школе.

На этапе инициации (начало урока) чаще всего использую метод “Пусть говорят”. Я озвучиваю эпиграф урока, слова выдающихся людей и прошу учащихся ответить на вопрос: “Как вы понимаете эти слова?” Эпиграф я выбираю неслучайно. Он должен отражать или содержание урока, или деятельность учащихся на занятии. Затем предлагаю ученикам придумать свой эпиграф, так чтобы он означал тоже, что и авторское изречение.

Метод “Посвящается уроку”. Озвучиваю приветствие собственного сочинения, свои пожелания и прошу детей сочинить свое приветствие, используя первую строку моего приветствия, пожелания.

На этапе вхождения или погружения в тему учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, сообщают цели урока. Здесь я использую такие методы, как “Разгадывание кроссворда”, “Незаконченная фраза”.

Метод “Заморочки из бочки”. Вынимаю по одному предмету из бочки, а ученики должны как можно быстрее догадаться, о чем пойдет речь на уроке.

Такие методы, как “Дерево ожиданий”, “Дерево желаний”, “Разноцветные листы”, “Ковер идей”, “Что у меня на сердце”, “Фруктовый сад”, “Вырасти цветок” и другие позволяют эффективно выявить ожидания и опасения, и постановку целей обучения.

На этапе рефлексии я использую такие активные методы как:  

Метод “Мудрый совет”. Группа учеников пишет в конце урока совет тем детям, которые ещё не совсем поняли тему урока, либо пишут напутствие на выполнение домашнего задания.

Метод “Цветик-семицветик”. Дети отрывают лепестки понравившегося цвета и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод “Итоговый круг”. Учитель даёт минуту. Подготовленные члены группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Этот метод помогает эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Метод “Дневник истории”. Ученики, у которых на уроке что-то получилось впервые, делают запись в этот дневник, фиксируют свои открытия.

Таким образом, технология модерации и АМО в образовательном процессе позволили мне:

- повысить познавательную активность обучающихся;

- повысить самостоятельную деятельность обучающихся и ответственность учащихся за результаты обучения;

Источники:

  1. http://www.moi-universitet.ru