Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа кружка по краеведению "Моя малая Родина"

Разделы: Коррекционная педагогика, Краеведение


Пояснительная записка

Обоснование проблемы

Главной задачей обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, находящихся в школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.  История в  такой школе рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни.

Работа на уроках истории и внеклассная работа  тесно связаны между собой и составляют целостный процесс. В современных условиях внеклассная краеведческая работа становится органической частью обучения.  Краеведческая работа позволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности. Кроме того, знания, приобретенные в процессе краеведческой работы, помогают школьникам с нарушением интеллекта лучше осмыслить исторический материал, изучаемый на уроках, конкретизировав его фактами, цифрами, именами участников событий.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время мало программ разработанных для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, считаю, что необходимо приобщать детей к пониманию природного своеобразия своего края, (посредством экскурсий, практических работ, посещением музеев), воспитывать в детях с ОВЗ чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатства своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.          

Цель программы

Приобщать учащихся к истории малой Родины. Способствовать усвоению исторических знаний,  которые расширяют кругозор учащихся, помогают им определить свое место в обществе, рождают уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой многих поколений.

Задачи программы

  • Углубление и расширение знаний, полученных школьниками на уроках, обогащение их новыми представлениями  понятиями, отражающими различные стороны жизни общества в разные исторические эпохи.
  • Развитие интереса учащихся к истории.  Решение этой задачи начинается на уроке, но именно разнообразие содержания и видов внеклассной деятельности, доступных учащимся, способствует более успешному ее осуществлению.
  • Развитие умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. Этому способствует использование многообразных источников познания (окружающая действительность, предметы материальной культуры, документы, периодическая печать, произведения искусства и др.).
  • Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся: находить нужную книгу, пользоваться справочными изданиями, готовить сообщения, анализировать и сравнивать музейные экспонаты, вести беседу с участниками событий, собирать краеведческий материал, воспроизводить историческое прошлое в рисунках, макетах, схемах.
  • Воспитание гражданско-патриотических качеств личности, коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия.
  • Развитие интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине.

Целевая группа (объект программы)

Учащиеся 5-7 классов

Условия реализации программы

Место проведения основных занятий: ГБОУ  «Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ»
Количество воспитанников: в зависимости от формы и вида занятий, от 10 до 25 человек.

Сроки реализации

Программа рассчитана на  один учебный год, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 34 часа.

Основные формы

  • Традиционные – коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия.
  • Нетрадиционные – посещение музеев, экскурсии по историческим местам, встречи с интересными людьми, викторины, краеведческие выставки.

Методы

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются краеведческие плакаты, краеведческие рисунки и картинки.     

Содержание программы

№ п\п

Темы занятий

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

2, 3

Знакомство с экспонатами школьного музея

2

4, 5

Знакомство с экспонатами регионального музея истории Закамья и г. Нурлат

2

Ι

Изучение родного края. Путешествие в далекое  прошлое

7

6

Первые люди нашего края

1

7, 8

Булгары – древние предки современных татар

1

9

Принятие булгарами ислама

1

10

Ага-базар – древний базар Волжской Булгарии

1

11

Государство «Золотая Орда»

1

12

Древняя Казань

1

ΙΙ

Татарстан – моя республика

5

13,14

Мой город древний и молодой

2

15,16

Казань – город любви, красот столица

2

17

Государственная символика

1

ΙΙΙ

Мы любим свой Нурлат

5

18,19

Моя малая родина – город Нурлат

2

20

История основания г. Нурлат

1

21

г. Нурлат в годы ВОВ

1

22

Герои Советского Союза –   наши земляки: Синдряков Н. К., Кузнецов А. И., Козлов Н. А., Сергеев М. Е.

1

ΙV
23

История  школы

1

V

Мир народных праздников   

6

24

Православные праздники «Рождество.  Крещение.  Пасха»

1

25

Традиции и обряды мусульманских народов

1

26

Праздник «Масленица»

1

27

Праздник «Навруз»

1

28

Праздник «Сабантуй»

1

29

Праздник «Уяв»

1

30, 32

Экскурсия в  г. Казань, Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

3

33, 34

Подведение итогов работы кружка (краеведческая выставка)

2

Ожидаемые результаты освоения программы

Освоение программы должно способствовать как развитию отдельных качеств личности (наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, воображения, памяти, воли), так и общему развитию каждого ребенка. В процессе занятий должны развиваться творческие способности детей, формироваться нравственные и эстетические принципы, убеждения, которые побуждали бы их к добрым, благородным поступкам. Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, как дает им непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками – историческими музеями-заповедниками, с людьми и созданными ими произведениями искусства.

Литература

  1. Гильманов И., Мухарямов М. «История Татарской АССР». Казань, Тат. кн. изд., 1980
  2. Даулятшах-Болгари «История Татарстана», Казань, Тат. кн. изд., 1992
  3. Имамов В. Запрятанная история татар. Набережные Челны.: Газетно-книжное издательство «КАМАЗ», 1994.
  4. Мифтахов З.З. Курс лекций по истории татарского народа. Казань, 1996.
  5. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». Нурлат.
  6. Петрова Л.В. «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

Приложение 1