Педагогическое сопровождение учащихся в исследовательской и проектной дятельности

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


The art of teaching is the art of assisting discovery.
Mark Van Doren

Сегодня учителю в условиях реализации ФГОС НОО и ООО приходится решать проблемы, направленные на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Обратимся к примерной основной образовательной программе основного общего образования, согласно которой учитель уже в 5 классе решает вопросы активизации интеллектуальной деятельности учащихся. Обучающиеся должны научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности, умению осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осуществлять сравнение и классификацию, объяснять явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. В тоже время ученик должен получить возможность научиться ставить проблему, аргументировать ее актуальность и организовывать мини-исследование.

В разделе Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности ставятся задачи овладения учащимися умениями планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя приемы, адекватные исследуемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования.

Реализация этих задач требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В связи с этим исследовательская деятельность рассматривается как одно из направлений модернизации современного образования. Уже в младших классах закладываются основы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Это трудный и вместе с тем интересный и увлекательный процесс. Обучающиеся с большим энтузиазмом и вдохновением учатся планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя приемы, адекватные исследуемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

Ситуация успеха, создаваемая на уроке или внеклассном занятии способствует осознанию у маленьких исследователей того, что они могут разрешить поставленную перед ними задачу и достичь цели. При этом мне, как учителю, наставнику, руководителю радостно видеть, как мои ученики находят самостоятельно ответы на волнующие их вопросы. И только потом, анализируя весь процесс, я понимаю, что реализации учебного проекта, мини-исследования или исследовательской работы способствовали те приемы и методы, которые объяснялись, отрабатывались и закреплялись на уроке. Конечно, использование догадки, озарения, проявления интуиции со стороны обучающихся заслуживают особого поощрения и похвалы. Ведь с педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Исследовательский опыт – вот что самое важное здесь. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Считаю, что учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе, так как она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности наших учеников.

Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Рассмотрим алгоритм хода исследования. Здесь мы можем говорить о принятых в науке традициях: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

В ходе исследования моя роль как учителя значительно изменяется. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. В своей практике, прежде чем перейти к исследованию, я использую проблемное обучение и исследовательские игры, где от учащихся требуется выбрать, исключить, отобрать, проследить закономерность или установить логический ряд или цепочку. В исследовании широко применяется такой прием как социологический опрос для получения информации. Поэтому на уроках довольно часто использую интервью в разных формах: на младшем этапе учащиеся получают готовые вопросы, которые используют в своем интервью, чтобы получить ту или иную информацию. На среднем и старшем этапе они могут сами подбирать и составлять вопросы в зависимости от той задачи, которую им предстоит решить в исследовании и какие данные им будут необходимы для дальнейшей обработки, обобщения и выводов.

Рассмотрим алгоритм хода исследования, где отражены тема исследования, вид, содержание работы, цель и средства достижения. В теме должна быть отражена проблема, над которой будем работать, вид – в какой форме будет представлена наша исследовательская работа, содержание необходимо обозначить, чтобы определить задачи исследования, цель-то, к чему будем стремиться, средства достижения – как будем достигать цели.

Алгоритм хода исследования

1. Постановка проблемы;

2. Изучение теории, посвященной данной проблематике;

3. Подбор методик исследования и практическое овладение ими;

4. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

5. Научный комментарий;

6. Собственные выводы.

Отправной точкой исследования является формирование рабочей гипотезы. Гипотеза это предположение, тезис в форме утверждения, предположительно решения проблемы. Гипотеза выдвигается с целью объяснить факты или явления, которые характеризуют или определяют предмет исследования. Именно гипотеза подтверждает или опровергает факты исследования. Как правило, ее помогает формулировать учитель, который является руководителем работы у конкретного ученика. В процессе исследования необходимо доказать нашу гипотезу или предположение. Приведенная ниже таблица содержит предлагаемую тему, содержание, цели и методы исследования, но отсутствует гипотеза. Наша задача помочь учащимся, которые будут вести это исследование, сформулировать рабочую гипотезу, опираясь на уже определенные данные. Варианты внизу таблицы помогут вам.

Выбор гипотезы

Тема исследовательской работы Содержание Цель Средства достижения Гипотеза
Национальные стереотипы британцев и россиян Характер,

традиции,

манеры,

привычки,

праздники англичан,

американцев, русских

Изучить национальные стереотипы англичан и сравнить их со стереотипами русских людей Изучение и анализ научной литературы, анкетирование, социологический опрос, сравнительный анализ. ?

Варианты гипотезы данной работы:

1. Сколько людей, столько мнений, сколько национальностей, столько образов жизни.

2. Глубокое знание вопроса национальных стереотипов – залог положительного общения представителей разных национальностей.

3. Понимание различий и сходств в культуре своей страны и других стран, способность ладить с людьми других культур, языков и религий – необходимые условия, которые помогают нормально жить в поликультурном обществе.

Когда гипотеза сформулирована, мы возвращаемся к рабочему названию нашей работы и меняем его, уже опираясь на то ключевое положение (гипотезу), которое будем доказывать в ходе ведения работы.

В нашей школе в рамках филологической секции работает группа Исследование. Здесь действуют различные направления, что способствует созданию условий для максимальной реализации способностей и возможностей учащихся, способствует общению и обмену мнениями по интересующим вопросам и помогает обучающимся в их интеллектуальном и личностном росте. Каждый год в школе проходят конференции, где учащиеся представляют свои исследовательские работы. Нестандартность темы, трудолюбие и энтузиазм учащихся, хорошее качество проведенного исследования позволили выполнить работы, которые были одобрены ученым советом и заняли призовые места на районных и региональных научно-практических конференциях. Так, например, исследовательские работы наших юных исследователей опубликованы на сайте Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” в разделах “Лингвистика”, “Научно-исследовательские работы”, “Информационные технологии”, “Учебный проект”, “В помощь учителю”. Наши юные исследователи принимают участие в исследовательских и научно-практических конференциях “Открытие”, “Шаг в будущее” и имеют дипломы за лучшие достижения в области исследования.

Итак, в заключение необходимо подчеркнуть следующее, что в результате ведения исследования обучающиеся приобретают следующие умения: работать с первоисточниками, наблюдать явления, факты, объяснять и сопоставлять их, видеть противоречия, формулировать гипотезу, проводить сравнение или эксперимент, отстаивать свою точку зрения, обобщать материал в виде текста, оформлять собранный материал, проявлять мастерство во время презентации своего исследования.

В результате сопровождения учащихся в исследовательской работе учитель решает следующие задачи: привитие ученику исследовательских навыков, развитие личности исследователя и помощь в его самоопределении, повышение мотивации в изучении предмета, развитие языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций.

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности школьника к тому или иному предмету, а также подводит его к открытию собственных способностей и возможностей. Исследовательская работа с учащимися это нелегкий и кропотливый труд, но в тоже время очень интересный и увлекательный.

When I transfer my knowledge, I teach.
When I transfer my beliefs, I indoctrinate.