Лекционно-практические встречи педагога-психолога и учителей «Новое поколение учеников»

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Преподаватели, обращаясь к психологу с запросом на выступление или на проведение мастер-класса, не скрывают, что ждут секретного рецепта, решающего все проблемы, и формируют свой запрос конкретно-широко и оптимально-полезно. Вот и я попалась в эту профессиональную ловушку, когда для меня была поставлена задача провести встречу по тематике “Психологические знания, как способ повышения эффективности урока (истории)”. Как быть? Ведь лицом в грязь упасть не хочется, но и однозначных ответов я не имею: ведь для одного преподавателя “эффективность” - это оценки, для другого — активность на уроке, для третьего — умение пользоваться знаниями, которые должны запомниться ученикам и стать проанализированным материалом...

“Истина рождается в дискуссии”, - решила я и разработала следующий сценарий мероприятия, который был апробирован на Региональном Форуме "Передовые педагогические практики в образовательном пространстве Московской области":

Цели занятия:

  • Развитие навыков сотрудничества и взаимопонимания среди участников учебного процесса (педагоги-психологи и преподаватели истории действуют за одно)
  • Знакомство с теорией поколений, определение направленности применений этого опыта в практике
  • Определение путей развития в направлении “эффективного урока” (как организовать, провести, что оценивать)
  • Целевая группа: педагоги среднего и старшего звена, преподаватели дисциплин, классные руководители.
  • Необходимые материалы: аппаратура для демонстрации слайдов, блок отрывных листов, звуковоспроизводящая техника, песочные часы на 1 минуту, клубок ниток.

Ход занятия

Приветствие. Знакомство с ведущим. Вступительное слово ведущего.

Ведущий. Сегодня, уважаемые коллеги, мы будем говорить с Вами о психологическом знании, как способе сделать урок эффективным. Поэтому есть необходимость сказать пару слов о психологии, как науке, у которой есть свой предмет, объект исследования, свои задачи и цели. А есть житейская психология СЛАЙД 2 и отличие ее от научного знания - очевидно. Научная психология неразрывно связано с другими дисциплинами – СЛАЙД 3. Так же это просматривается с феномене современности, когда в контексте урока применяются самые разные формы, методы, инструментарий из практической психологии СЛАЙД 4

Вводная дискуссия.

Мы говорим о средстве повышения эффективности урока. А что это? Какой эффект должен быть от урока по Вашему мнению? Какие есть показатели эффективности? (обсуждаем, ведущий записывает варианты ответов на доске).

Ведущий. Совсем скоро мы вернемся к нашему обсуждению. Сразу после того, как погрузимся в лекционный блок нашей встречи. В котором я хотела бы подчеркнуть, что сегодня личность педагога, во-многом, определяет форму ведения урока СЛАЙД 5, стиль подачи научного знания – это ориентировка на экзамен, тест или творческое проявление, а может быть и опыт прошлого “как меня учили, так и я учу”, согласны? (взаимодействие с группой, опрос согласных/не согласных, дополнение современных стилей преподавания из опыта коллег (их лучше всего сразу фиксировать в слайде, чтобы иллюстрировать важность мнения преподавателя на нашем занятии).

Спасибо за ответы. Развивая мысль, хочется сказать и о проблематике - проблематика ценности обучения находится в кризисе, в котором существуют явные перекосы с акцентами: на тесты, написание работ (дети просто берут их в интернете, не обращая внимание на редактирование как документа, так и вычленение общей мысли); эссе (бесконечные эссе), поиск мыслей, которых нет на заданную тему; баллы, показатели (по классу, по направлению, по школе, по району)

Не кажется ли Вам, коллеги, что наши с Вами проблемы находятся в иной плоскости, нежели актуальные проблемы обучения современного поколения (наших учеников)?

СЛАЙД 6

Чтобы разобраться во всем вышесказанном, хочу поделиться с вами теорией поколений – темой, которая стала безумно популярной в последнее время, в рамках которой рассматривается вот что: в процессе образования сегодня участвуют три поколения Х, Y и Z.

Поколению Х (с 1963 по 1983 гг.) присущи: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов, надежда на себя. Это поколение сотрудников можно назвать “поколением одиночек”, нацеленных на упорную работу и индивидуальный успех СЛАЙД 7

У поколения Y (с 1983 по 2003 гг.) — свое понимание успеха и целеустремленности. “Игреки” зачастую не готовы начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх, годами ожидая продвижения по службе и увеличения вознаграждения. Именно “ориентированность на немедленное вознаграждение” считает главным недостатком “игреков”. Впрочем, у молодых работников есть оправдание. На долю ”Y” приходится невероятный поток информации и очень неустойчивая внешняя профессиональная среда, ”Y” не может позволить себе быть специалистом в определенной очень узкой области и работать в ней всю свою жизнь. Этому поколению присущи беспрецедентный уровень технической грамотности, увеличение объемов работы, выполняемой на дому, стремление к новым знаниям СЛАЙД 8

Поколение Z (2004 - ...) еще слишком мало для того, чтобы можно было сказать что-либо об их профессиональных особенностях. И АБСОЛЮТНО НЕПОНЯТНО какие именно ценности передаст своим последователям поколение Y. Время ускоряется, и технологии меняются с большой скоростью. “Z” иногда называют также “сетевым поколением”. Неудивительно, что их легче всего завербовать через Всемирную паутину, в особенности — через социальные сети СЛАЙД 9

Обсуждения с актуализацией знания: к какому поколению относится каждый из нас, наши ученики. Что хочет донести педагог из своего опыта новому поколению? И может ли поколение Z это осознать и принять?

Упражнение “Время назад” (слайд 10):

Ведущий. Уважаемые коллеги! Разделитесь, пожалуйста, на группы по два человека, вам предстоит поработать в паре: один из вас – преподаватель истории (слушатель, интервьюер), другой – подросток-ученик, который поделится своими собственными впечатлениями (то есть вспомнит) от обучения истории в школе, расскажет о своем собственном преподавателе истории, которого он помнит со времен школы или института. Вспомните: “Так же Вам нравилась история? А учитель? И почему?”, через 7 минут, я хлопну в ладоши и ролями надо будет поменяться. Внимательно слушайте своего “ученика”, его рассказ мы потом обсудим.

Вопросы рефлексии: Как Вам история “подростка”? Что (какие моменты) вы вспомнили? Что открыли? Что осознали? Что в рассказе показалось забавным? Что интересным? Актуальны ли эти переживания (по Вашему мнению) у современных подростков, и почему?

Смотрим на доску, на записанные раннее показатели эффективности, обсуждаем, есть желание что-то тут изменить?

Продолжение дискуссии.

Психологические особенности подросткового периода: подростковый период признан самым трудным многими специалистами. Какая буря изменений происходит в этот период все мы можем сказать, и все же – давайте систематизируем (СЛАЙД 11) общение с залом (ведущий задает направления беседы, задает наводящие вопросы и фиксирует их на доске)

  • Что происходит с детьми в физиологическом плане? (слушаю ответы, записываю на доске) гормональные изменения, половое созревание, изменение пропорций тела (как они оценивают себя меняющихся? Непринятие себя, отсюда острая реакция на оценку себя третьими лицами)
  • Какие эмоции в этот период у детей? (слушаю ответы, записываю на доске) бурные, быстро меняющиеся, диаметральные и т.д.
  • Что с познавательными процессами? (слушаю ответы, записываю на доске) Они продолжают свое развитие: любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний. Какая тут проблематика? Не умеют систематизировать знания, не видят в этом необходимости
  • Какие новообразования у этого возраста? (слушаю ответы, записываю на доске) чувство взрослости, внешнее копирование взрослых отношений, полярность психики. Проблематика? У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!")

Резюмируя все вышеуказанное хочется спросить: (СЛАЙД 12) “Что же на самом деле осложняет психологическое развитие подростка сегодня?” (слушаю ответы, обсуждаем) и только после этого (СЛАЙД 13) у современного подростка огромное количество возможностей, но он совсем ничего не знает об ответственности.

Теперь снова вернемся к теории поколений. Какие же они – подростки сегодня? Современному ученику сегодня свойственны: “иконность” сознания – мир размером с экран компьютера, смартфона, планшета. Восприятие, в основном – фотографическое: хоровод картинок, к которым уже есть надпись. Аналитическое мышление атрофируется. Много информации, которая впитывается, но не становится опытом, не применяется в практике часто, не становится умением (остается навыком), не анализируется то, что было ДО, как сейчас, и что станет ПОСЛЕ, т.к.слишком много информации СЛАЙД 14

Какая задача становится первоочередной из всего спектра и огромного количества задач педагога в целях повышения эффективности? Ведущий ждет ответа коллег и показывает СЛАЙД 15 (научить отбору и систематизации знаний, научить селекции информации), дополняя его вариантами, которые озвучили ранее.

Резюмирующая дискуссия.

Ведущий. Уважаемые коллеги, посмотрите, пожалуйста на доску, где мы писали с Вами наше видение того, что такое “эффективность на уроке”, давайте теперь (учитывая знание о современном поколении в общем, о психологических особенностях подростков – в частности, определим для себя способы, приемы, стратегии? (записываем результаты)

Упражнение “Нить событий” (опрос), клубок ниток передается от человека к человеку, каждый делится своим видением, держится за ниточку в какой-то ее точке, а клубок передает дальше.

Ведущий. В конце нашего мастер-класса хотелось бы просить, что Вы вынесли для себя из занятия в плане повышения продуктивности и какие методы станете использовать в работе?

Спасибо за работу! Сегодня было насыщенное и активное занятие по поиску новых эффективных форм взаимодействия, и то, что мы сегодня создали и обсудили наверняка даст нам новую пищу для ума. А сейчас предлагаю отдохнуть.

Упражнение “Минута хокку” СЛАЙД 15-16: Дорогие коллеги, примите пожалуйста удобную для себя позу, не скрещивайте руки и ноги, закройте глаза и расслабьтесь. В течение минуты для нас с Вами будет играть мелодия, постарайтесь очистить голову от мыслей: сконцентрируйтесь на дыхании, или займитесь счетом в обратную сторону от 10, каждый раз, когда мысли будут возвращать Вас в реальность – начинайте счет заново. Через минуту музыка закончится, но вы не спешите открывать глаза, побудьте немного в тишине, ровно 1 минуту. После этого я снова негромко включу для Вас музыку, и когда вы ее услышите, открывайте глаза и попробуйте написать на листочке первое, что приходит в голову, попробуйте отобразить момент выхода из расслабленного состояния, запишите мысль, которая возникла “здесь и сейчас”.

Хокку – это поток мыслей, который фиксирует происходящее в данную конкретную минуту, в нем используются описательные моменты, оценка происходящего от первого лица, описание состояния в данный момент времени. Хокку – это фотография момента.

Данное упражнение можно использовать в конце каждого урока, на котором подается новая тема или материал, она может служить замечательны м показателем того, что усвоил ученик за урок, о чем думал, и какого его отношение к происходящему.

Ведущий спрашивает есть ли у кого-то желание зачитать хокку и завершает занятие.