Рейтинг@Mail.ru

Различные графические техники исполнения, применяемые на занятиях графической композицией в художественной школе (из личного опыта преподавателя)

Разделы: МХК и ИЗО, Дополнительное образование


Главной задачей обучения в художественной школе является приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в специальных учебных заведениях.

Разрабатывая тематические планы по композиции, я опиралась на действующие программы обучения, но при этом существенно их изменяя, перерабатывая, делая интересней, разнообразней, богаче.

Я предлагаю детям заняться графической композицией. Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения.

Учебный предмет “Графическая композиция” является одним из предметов вариативной части и реализуется при 5-летнем сроке обучения в 1-3 классах. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия – 1-3 классы – 1,5 часа в неделю; самостоятельная работа – 1-3 классы – 1,5 часа в неделю.

В каждом деле должна быть система, а в графике она тем более необходима. Система неизмеримо ускорит путь к свободному владению материалом, к радости удачных оттисков, предохранит от многих неудач. Весь курс графической композиции рассчитан так, что из класса в класс усложняются не только задания, но и техники исполнения (Приложение 1), (Приложение 2). В первом классе, наряду с традиционными техниками (акварель, гуашь), знакомим детей с рядом необычных, очень эффектных графических техник (монотипия, граттаж, акватушь). Это тем более необходимо сделать по ряду причин: детей нужно привлечь к длительному обучению в художественной школе, заинтересовать творческим процессом. В связи с тем, что у школьников в первом классе нет должных навыков в рисовании, как говорят “рука не набита”, их могут не удовлетворять конечные результаты собственной работы и, что хуже- разочаровать. А это недопустимо! Нужно очень бережно относиться к детской ранимой душе, вселить в детей уверенность в своих силах. А предлагаемые мною техники очень благодарные с этой точки зрения. И учебный процесс в первом классе, где преподаются основы теории художественных дисциплин, становится более увлекательным, не таким утомительным. Эти графические техники помогут скрыть недостатки еще неопытных рисовальщиков, а благодаря своим неожиданным эффектам, обогатить работу и, даже, превратить недостатки в достоинства.

На примере этих графических техник знакомим детей и с понятием “оттиска”. Особое внимание учащихся обратить на то, как форма отпечатка зависит от формы предмета, незаметно подвести к понятиям “прямого” и “зеркального” отображения предметов. Это необходимо для дальнейшего знакомства с гравюрой.

Одна из графических техник, которые я предлагаю на уроках графической композиции в первом классе, – граттаж (от французского слова gratter - скрести, царапать), напоминает непосредственно гравюру. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания изображения каким-либо острым предметом. В некоторых источниках эта техника появляется под названием “граттография” или “воскография”.

Описание техники “граттаж”.

Плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина (можно натереть свечой). Затем, на всю поверхность широкой кистью наносят слой туши (гуаши). Когда тушь высохнет, острым предметом – скребком, ножом, гвоздем – процарапывают рисунок, образуя тонкие линии, штрихи (Рисунок 1). Именно контраст белых линий и черного фона делает эту технику похожей на гравюру.

Рисунок 1

Другая, не менее наглядная и эффектная техника – акватушь (от латинского слова aqua– вода).

Описание техники “акватушь”.

На листе плотной бумаги выполняется рисунок гуашью, крупными, широкими мазками. Затем весь лист покрывается черной тушью. После того, как тушь высохнет, рисунок “проявляется” в емкости с водой (Рисунок 2). Процесс напоминает проявление фотографии, когда под руками на черном фоне начинает появляться интересный светлый рисунок со слегка размытыми контурами. Это вызывает со стороны учащихся кучу положительных эмоций, они с восторгом наблюдают за происходящим.

Рисунок 2

Следующая графическая техника - монотипия (от греческого слова monos – один), так как отпечаток в этой технике получается всегда только один.

Описание техники “монотипия”.

На гладкой поверхности – стекле, выполняется рисунок краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности стекла с рисунком. Можно прокатать фотоваликом. Получается оттиск в зеркальном отображении (Рисунок 3). Существуют разновидности монотипии: диатипия (штриховая монотипия), монотипия масляными или гуашевыми красками, “свободная печать”. С этими вариантами монотипий я знакомлю учащихся последовательно в течение всего курса (Рисунок 4).

Рисунок 3

Рисунок 4

Во втором классе дети знакомятся непосредственно с гравюрой, которая выполняется на картоне. Можно разнообразить эту технику, выполнив одно задание методом аппликации на картоне, другое – методом прорезывания.

В третьем классе, когда дети уже обладают достаточными умениями и навыками, я знакомлю учащихся с линогравюрой, в том числе и с цветной, и с офортом - гравюрой на металле в технике “сухая игла” (металл можно заменить пластиком).

На всех этапах знакомства учащихся с графическими техниками особое внимание уделяю технике безопасности.

Но не нужно гнаться только лишь за внешними эффектами. Основные понятия курса композиции – замысел и картина. И все должно быть подчинено этому. Роль преподавателя – направлять на разумный выбор той или иной техники для данного задания.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3