Экологическое воспитание студентов на основе традиций тувинского народа

Разделы: Экология


1. Введение.

По мере становления цивилизации человек смог оградить себя от определенных неблагоприятных воздействий среды обитания, создав свою техногенную среду. Эта среда в настоящее время становится господствующей и представляет угрозу существования всего живого на Земле, в том числе и самого человека. Особенно остро это ощущается в условиях резкоконтинентального климата центрально-азиатских легко нарушаемых горных и степных экосистем Республики Тыва при утрате традиционных систем хозяйствования.

Решение проблемы установления гармонии между Человеком и Природой представляется нам возможным путем духовно-нравственного возрождения через восстановление традиционных связей человека с природой, что совершенно не означает полного отказа от благ цивилизации, а говорит лишь об использовании тех ценностей и взаимосвязей, которые способствовали бы более рациональному использованию природных ресурсов без нанесения вреда экосфере.

Необходимо формировать экологическую культуру с переоценкой отношения к окружающей среде, воспитывать экологическую ответственность каждого человека.

Экологическая ответственность означает понимание человеком своей меры свободы в отношении с окружающей природой, границы которой определяются законами устойчивости и сохранения природных экосистем. Именно с этих позиций раскрывается понятие экологической устойчивости и равновесия экосистем. Благополучие Тувы как горной страны с яркими проявлениями аридизации, а также ее жителей, во многом зависело и зависит от формы и типов хозяйственного использования возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов, в том числе и биологических, этническими сообществами, обитавшими на территории Тувы и живущими на ее территории в настоящее время.

При разработке целостной программы системы экологического воспитания для регионов Сибири с их многообразием укладов, религий и верований, необходимо изучать и возрождать традиции этического воспитания подрастающего поколения, прежде всего в семье. Последние годы, к сожалению, в семье воспитание вообще низведено до нуля, не говоря уже о формировании каких-то нравственных ценностей. Изучение родословной семьи, рода, племени (особенно это важно для кочевых народов) позволяет выйти на исторические корни формирования общечеловеческих ценностей, в том числе и во взаимоотношениях с Природой. Мир кочевников, создавших экологическую культуру гармонии духовно-нравственной и природной среды обитания человека, представляется прекрасной моделью и эталоном соприродного взаимодействия человеческой цивилизации. При этом мы должны помнить, что на разных территориях Сибири, с их разной географической оболочкой, как говорил Лев Николаевич Гумилев, имеются этносы со своеобразной, уникальной культурой и своими ценностями, реализующими максимальную адаптацию человека к этим конкретным условиям. Без учета этой специфики невозможно осуществлять экологическое просвещение и воспитание. Для рассмотрения программ непрерывного экологического воспитания и образования в условиях Республики Тыва мы основываемся на концепции “Экологическое образование и воспитание на экологических традициях и обычаях народов Центральной Азии и тувинского народа” Л.К.Аракчаа. В концепции во главу угла ставится изучение экологических традиций и обычаев родоплеменных групп, обитавших на территории республики. Родоплеменные группы, жившие в гармонии с природой, охранявшие свои природные ресурсы, оставили после себя не писанные, но строго соблюдавшиеся поколениями традиции и обычаи. Эти традиции и обычаи всегда были направлены на формирование природоохранного мировоззрения, ресурсосберегающего, как сейчас принято говорить, образа жизни и на понимание места человека в окружающей среде.

Мы считаем важным знакомить ребенка или подростка не просто с окружающим миром и его разнообразием, а обязательно через призму понимания его места в этом мире, его ответственности за этот мир. Уже в начальных классах предлагается рассматривать эколого-этнические срезы: “Кто Я?”, “Природа и Я”, “Истоки - Кто мы?”, “Мир кочевников”. Эти материалы призваны помочь детям преодолеть разрыв между биологической и духовно-нравственной средой, помочь воспитанию экологического понятия малой Родины. Изучение экологии кочевников - родоплеменных групп тувинцев дает понятие равновесного сосуществования человека в гармонии с окружающей средой. Уже в средних классах школьники знакомятся с целостной картиной мира, со всеми взаимоотношениями и взаимосвязями организмов. Рассматривая природно-ландшафтные условия и исторические этапы Тувы, сообщается об особенностях формирования экологической культуры тувинского народа, появления и закрепления ресурсосберегающих традиций - наличия родовых земель с сезонными кочевками, охото- и землепользования. В старших классах рассматриваются уже правовые аспекты взаимодействия человека и природы. Проблемы загрязнения, экологически опасные производства и типы хозяйствования, меры предупреждения и способы разрешения противоречий между потребностями человека и возможностями окружающего мира.

Немаловажным является и привлечение молодежи к активному участию в изучении состояния окружающей среды, места проживания, для чего разработаны пособия по проведению НИР со студентами. Мы активно работаем по организации геоэкологического мониторинга основных экосистем, расположенных в районе техникума и населенных пунктов.

Стремительный рост населения планеты, развитие промышленности, экстенсивный характер сельского хозяйства ведут к истощению природных ресурсов, нарушению целостности природы, ослаблению взаимосвязи между её компонентами, что влечет за собой возникновение экологических проблем. Сложившаяся в России и в Республике Тыва система экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одними из составляющих кризисной экологической ситуации. Такое положение в значительной степени объясняется слабой подготовкой людей, в том числе кадров, занимающихся воспитанием детей, к природоохранной деятельности. Формирование готовности к природоохранной деятельности оптимально решается в техникуме.

В стране должно быть сформировано общественное мнение о необходимости наличия экологических знаний у всех специалистов со средней профессиональной квалификацией, которые определили бы готовность высокообразованных россиян к природоохранной деятельности. Готовность – это интегральное качество личности, элемент сознания, форма принятия системы ответственной зависимости человека и природы. Готовность к природоохранной деятельности можно определить как устойчивую ориентацию личности, позицию личности по защите природы. Отношение к окружающей среде выражается в деятельности, связанной с рациональным природопользованием, преобразованием и охраной природы.

Для создания единого образовательного пространства в Республике Тыва по формированию готовности к природоохранной деятельности необходимо наличие:

- глубоких и прочных знаний по общей экологии, используемых в качестве фундамента для природоохранной деятельности;

- четко выраженных мотивов, побуждающих личность к природоохранной деятельности (убежденность в общественной необходимости и осознании личной значимости);

- развитых экологических умений и навыков и реализации их в практической деятельности;

- четкого видения экологических проблем, выбора путей решения.

На первом этапе реализации данной концепции с первого курса вводится обязательный курс “Общая экология”, в рамках которого формируются экологический понятийный аппарат, умения и навыки. Качественное состояние может быть оценено с помощью критериев, складывающихся из объективных и субъективных показателей (соблюдение норм поведения в природе, участие в пропаганде идей охраны природы, например, в МЭБО и т.д., которые можно обсудить и выработать в ходе данной конференции).

На втором этапе студенты знакомятся с курсом “Экологические основы природопользования”, где детально обсуждаются закономерности взаимоотношений конкретных организмов или человека с окружающей средой в Сибирском регионе, или крае. Доказано, что принципиально важным подходом в разработке и осуществлении технологии формирования готовности студентов к природоохранной деятельности является опора на реальный эколого-краеведческий комплекс, включающий программу “Экология Республики Тыва”. В результате, у студентов проявляется интерес к экологическим проблемам родного края. (В данном курсе обязательно должны присутствовать и элементы патриотического воспитания, которого нам так не хватало в последние десять лет).

В дальнейшем можно ожидать, что выпускники Сибирских вузов будут отличаться глубиной экологических знаний, убежденностью в необходимости природоохранной деятельности и готовностью к этой деятельности, а точнее, выпускники Сибири будут обладать высокой экологической культурой.

Модель по формированию готовности студентов к природоохранной деятельности построена с учетом принципов общего экологического образования и общепедагогических закономерностей – содержания, форм и методов педагогической деятельности, которые свойственны процессу формирования готовности к природоохранной деятельности у студентов.

Целевой как важнейший исходный компонент педагогического процесса определяет формирование личности, готовой к установлению оптимальных отношений с природной средой на основе нормативного взаимодействия с ней с учетом способов рационального природопользования и природоохранной деятельности.

Содержательный компонент включает знания, умения, сконструированные в интегральном курсе “предмет профессиональной подготовки” и экологии, которые служат основой для формирования готовности студентов, или будущих специалистов, к природоохранной деятельности.

Процессуальный компонент определяет технологию реализации индивидуальной подготовки студентов к природоохранной деятельности в учебном процессе на основе эффективных методов, средств и форм обучения.

Продолжение статьи.

Приложение.

Список литературы

  1. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г.
  2. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек; М., 2000 г.
  3. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура — М.: Горизонт, 1997. — 208 с.
  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Издательство “Феникс”, 1996. – 480 с.
  5. http://sovet.fizteh.ru/materials/minobrinauki/recomendation_o.html
  6. http://rtf.ustu.ru/Vneuchebnaja-zhizn.22.0.html
  7. www.ecoforum2.narod.ru/hem41/yasvin.htm
  8. www.ecotown.khv.ru/NoteOleg03.htm