Рейтинг@Mail.ru

Технологическая карта урока с использованием ЭФУ в условиях реализации ФГОС. Тема: "Химические реакции". 8-й класс

Разделы: Химия, Урок с использованием электронного учебника, Конкурс «Электронный учебник на уроке»


Учебник (электронная форма) Химия. 8 класс. Автор О.С.Габриелян
Тип урока Урок “открытия” новых знаний (комбинированный).
Цель урока Формирование представлений о многообразии химических превращений веществ и их значении в жизни человека.
Задачи урока Обучающие задачи: сформировать знания о признаках химических реакций, условиях их возникновения, совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.

Развивающие задачи: развивать мотивацию, интерес к предмету, навыки и умения работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Воспитательные задачи: формирование умения работать с коллективе, умения слушать и аргументировать свои идеи, формирование собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

Основные термины и понятия темы Химические реакции, признаки химических реакций, условия возникновения химических реакций.
Планируемые результаты Познавательные УУД:
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД:

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Коммуникативные УУД:

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства Синхронное обучение (процесс взаимодействия обучаемых с преподавателем, а также обучаемых между собой с целью приобретения знаний и навыков в режиме реального времени). 
Виды деятельности на уроке
  • коллективная (фронтальная) работа,
  • индивидуальная (самостоятельная) работа, лабораторная работа.
Образовательные технологии
  • развивающее обучение,
  • личностно-ориентированное обучение,
  • здоровьесберегающие технологии
Дифференцированное обучение различных категорий обучающихся Не предусмотрено
Правила работы на уроке (если они существуют) Смотри и думай, анализируй и объясняй, говори и слушай.
Используемые виды контроля и оценивания на уроке
  • контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем);
  • самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся).
Необходимое оборудование Интерактивная доска, проектор, компьютер, ЭФУ
Наглядно-демонстрационный материал спички, спиртовка, растворы хлорида бария, серной кислоты, карбоната натрия, соляной кислоты, гидроксида натрия, фенолфталеина.
Электронные образовательные ресурсы (в электронной форме учебника и/(или) в Сети Интернет В электронной форме учебника
Рефлексия Приём “Мысли во времени”

Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Учитель называет ключевое слово: как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

  • Почему я записал именно эти слова?
  • О чем я думал, когда писал эти слова?
  • Чтобы я хотел в записях изменить?
  • Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?

Организационная структура урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Материал учебника Формируемые УУД
Организационный этап. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на данный урок. Настраиваются на работу. Нет Личностные УУД:

Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные УУД:

Нацеливание на успешную деятельность.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Прием “Нестандартный вход в урок”: Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний:

Опыт: учитель берет один лист бумаги и разрывает его на 4 части; второй лист бумаги аккуратно поджигает, затем гасит.

Выдвигает проблему: Что вы видите? Как можно объяснить происходящие процессы?

Наблюдают происходящие изменения, по очереди комментируют увиденный опыт, выдвигают гипотезы, формулируют тему урока, предполагают цель и задачи урока. Нет Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

Регулятивные УУД:

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик

Актуализация знаний Проводит параллель с ранее изученным материалом:

предлагает ответить на вопросы:

1. Какие превращения (явления) могут происходить с веществами?

2. Что такое физические явления?

3. Что такое химические явления?

4. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Обучающиеся, используя ЭУ (функции “Поиск”, “Закладка”), находят ответы на вопросы, записывают определения в рабочие тетради.

 

 

Презентуют свой ответ.

параграф 3, стр. 16

 

Личностные УУД: смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Регулятивные УУД:

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Коммуникативные УУД:

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Первичная проверка понимания Формулирует задание:

- выполните задания теста “Химические явления” в рабочих тетрадях;

Напоминает обучающимся, как работать с ЭФУ;

Организует:

- проверку выполнения упражнения; - коллективную проверку;

 

 

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Обучающиеся выполняют задания теста “Химические явления”.

 

 

 

Затем осуществляется проверка ответов:

- самооценка (с помощью ЭФУ);

- фронтальная проверка:

Обучающиеся по цепочке аргументируют свой выбор

параграф 3, стр. 16 Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Познавательные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Первичное усвоение новых знаний. Организует:

- беседу по уточнению и конкретизации первичных знании,

- обсуждение способов решения;

- поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

- самостоятельную работу с учебником;

Дает задание на поиск в тексте ответов на вопросы:

1) По каким признакам можно судить о протекающей химической реакции?

2) Какие условия необходимы, чтобы началась химическая реакция?

3) Опишите свои наблюдения, просматривая видеофрагменты из ЭФУ.

Организует:

- проверку выполнения упражнения;

- оценочные высказывания обучающихся;

- беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о признаках химических реакций.

Обучающиеся делятся на три группы:

1 группа, используя ЭФУ, просматривают обучающую аннимацию;

- делают вывод в тетрадях о признаках химических реакций.

2 группа, используя ЭФУ, выясняет условия, необходимые для протекания химических реакций;

- делает записи в рабочих тетрадях;

3 группа, используя ЭФУ, просматривает видеофрагменты;

- делает записи в рабочих тетрадях;

- отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Озвучивают признаки и условия возникновения химических реакций, аргументируя свои выбор.

 

параграф 27, стр. 157

 

 

 

 

 

параграф 27, стр. 158

 

 

 

 

 

 

параграф 27, стр. 160

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Закрепление полученных знаний Дает задание: выполнив лабораторные опыты, описать признаки химических реакций.

 

 

 

 

 

 

 

Организует проверку выполненного задания.

Выполняют лабораторную работу. Задание: слить последовательно следующие вещества:

а) хлорид бария и серная кислота;

б) гидроксид натрия с фенолфталеином и соляная кислота;

в) карбонат натрия и соляная кислота:

г) горение спиртовки.

Опишите признаки химических реакций;

Осуществляют самопроверку и проверку с эталонами ответов.

нет Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Рефлексия (подведение итогов занятия) Прием “Мысли во времени”: ключевое слово: ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

- Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

- Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

- Акцентирует внимание на конечных  результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

В течение 1 минуты учащимся непрерывно записывают свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

Почему я записал именно эти слова?

О чем я думал, когда писал эти слова?

Чтобы я хотел в записях изменить?

Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?

нет Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Информация о домашнем задании, инструктаж Дает комментарий к домашнему заданию (стр. 160, упр. 1,2, 5,6 письм) Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Делают закладки в ЭФУ  

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭФУ и ЭОР

Название объекта ЭФУ/ЭОР Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.) Номер страницы в учебнике, где находится данный объект/Ссылка на ЭОР из сети Интернет Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.)
1 ЭФУ “Химия. 8 класс”. УМК Габриелян О.С. издательство “Дрофа”, параграф 3 Текст стр. 16 Повторение материала
2 ЭФУ “Химия. 8 класс”. УМК Габриелян О.С. издательство “Дрофа”, параграф 3 Тест стр. 16 Отработка понятия химическая реакция.
3 ЭФУ “Химия. 8 класс”. УМК Габриелян О.С. издательство “Дрофа”, параграф 27 Аннимация Стр. 157 Изучение нового материала
4 ЭФУ “Химия. 8 класс”. УМК Габриелян О.С. издательство “Дрофа”, параграф 27 Видеофрагмент Стр. 157 Изучение нового материала
5 ЭФУ “Химия. 8 класс”. УМК Габриелян О.С. издательство “Дрофа”, параграф 27 Видеофрагмент Стр. 158 Изучение нового материала
6 ЭФУ “Химия. 8 класс”. УМК Габриелян О.С. издательство “Дрофа”, параграф 27 Текст Стр. 160 Изучение нового материала