Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Исследовательская лаборатория"

Разделы: Дополнительное образование


Пояснительная записка

Каждого человека окружает большое количество вещей – это различные природные объекты и предметы, созданные человеком. Все они состоят из различных веществ. Например: дом построен из кирпича, а кирпич сделан из глины; книга написана на бумаге, а бумага изготовлена из дерева. Основное вещество морей и рек – жидкая вода, а воздух состоит из смеси газов, которые тоже являются веществами. Чистые вещества встречаются довольно редко, обычно мы имеем дело со смесями. Например: воздух – это смесь газов; молоко – жидкая смесь, а сплав металлов – твердая смесь. Многие вещества встречаются в природе. Среди них выделяют минеральные, или неорганические, вещества и органические. Из неорганических веществ состоят горные породы, водоемы, атмосфера. Органические вещества входят в состав растений и животных, из них построено тело человека. Еще больше веществ, не существующих в природе, получено человеком искусственным путем. Они применяются в различных сферах деятельности человека. Искусственных веществ значительно больше природных и используются они чаще. В современном строительстве используют не дерево, а железобетон, тканей также больше искусственных, чем натуральных, из шелка и шерсти. Даже для производства продуктов питания все чаще используют синтетические добавки.

Каждый из нас задавался когда-либо вопросом, а кто придумал мыло или как появилась бумага? Ответы на эти вопросы даете данная программа. Из нее можно узнать об истории вещей. Кроме того, можно найти бытовые советы.

Наиболее эффективно объяснение путем практического обучения. Исследовательский характер такой работы способствует воспитанию инициативы, увеличивает интерес к изучению предмета.

Приобщение ребят к исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для их самообразования. Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств ребенка.

Направленность: естественнонаучная.

Цель: изучение технологий получения бумаги и мыла.

Задачи:

  • изучить технологии изготовления бумаги и мыла;
  • изготовить бумагу, используя различные материалы, с учетом техники безопасности;
  • изготовить книгу из полученной бумаги;
  • изготовить мыло, используя мыльную основу.

Возраст обучающихся: 11-13 лет

Сроки реализации программы: 10 дней по 2 часа.

Формы занятий:

  • групповая работа;
  • практическое занятие;
  • исследовательская деятельность.

Методы:

  • инструктаж;
  • кейс-метод;
  • метод демонстрации видеофрагментов;
  • поисковый метод;
  • презентация.

Ожидаемый результат:

Обучающиеся:

  • будут знать технологии изготовления бумаги и мыла;
  • будут применять на практике полученные знания;
  • научатся делать изделия из заготовок (листов бумаги);
  • будут анализировать результаты работы;
  • будут организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • будут уметь работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета.

Способы определения результативности: педагогическое наблюдение за активностью обучающихся на занятиях, тестирование.

Формы подведение итогов реализации программы: презентация готовых изделий, опрос.

Учебно-тематический план

Тема Всего Количество часов
теория практик
1-3 Принципы работы локации. 6 2 4
4 Методы работы. Выращивание кристалла. 2 0,5 1,5
5 Изучение технологии изготовление бумаги. Книгопечатание. 2 0,5 1,5
6 Изготовление бумаги из различного материала. 2 0,5 1,5
7 Изготовление декоративных элементов. Изготовление нити из крапивы. 2 0,5 1,5
8 Изготовление мини-книги. 2 0,5 1,5
9 Изготовление мыла. 2 0,5 1,5
10 Исследования в жизни. 2 1,5 0,5
  ИТОГО: 20 6,5 13,5

Содержание программы

1, 2, 3. Принципы работы локации.

Теория. Инструктаж по технике безопасности (приложение 1). Лабораторное оборудование. Правила работы с оборудованием (приложение 2). Методы химических исследований. Первая помощь при отравлении химическими веществами.

Практика. Демонстрация первой помощи при отравлении. Изучение простейших методов работы. Знакомство с лабораторным оборудованием.

4. Методы работы. Выращивание кристалла.

Теория. Фильтрование. Кристаллизация. Выпаривание. Медный купорос. Технология изготовления кристалла из медного купороса.

Практика. Выращивание кристалла из медного купороса.

5. Изучение технологии изготовление бумаги. Книгопечатание.

Теория. Зарождение книгопечатания (Китай). История развития материала для книгопечатания. Бумага, появление. Материалы для изготовления бумаги (приложение 3). Технология изготовления бумаги (приложение 4).

Практика. Поиск технологий в различных источниках информации.

6. Изготовление бумаги из различного материала.

Теория. Понятие “пульпа”. Египетский и китайский способы изготовления бумаги.

Практика. Изготовление листов бумаги из разного материала разными способами.

7. Изготовление декоративных элементов. Изготовление нити из крапивы.

Теория. Морфологические признаки крапивы. Технология изготовления нити из крапивы.

Практика. Изготовление нити из крапивы. Изготовление декоративных элементов для книги.

8. Изготовление мини-книги.

Теория. История появления книг.

Практика. Сшивание листов бумаги нитью из крапивы.

9. Изготовление мыла.

Теория. История появления мыла. Процесс изготовления мыла в древности. Изготовление мыла из жира и щелочи. Технология изготовления мыла из мыльной основы.

Практика. Сравнение разных видов мыла по мылкости. Изготовление мыла с соблюдением технологии.

10. Исследования в жизни.

Теория. Исследования в жизни человека.

Практика. Биологические, химические исследовании.

Список использованной литературы

  1. http://lektsii.net/3-62946.html
  2. http://www.regent-art.ru/useful/165/
  3. http://strana-sovetov.com/hobbies/rukodelie/5434-sdelat-bumagu-doma.html
  4. http://masterudome.ru/prigotovlenie-kleya-v-domashnix-usloviyax.html
  5. http://www.megastroika.biz/index/klej_svoimi_rukami_samodelnyj_klej_v_domashnikh_uslovijakh/0-258