Фронтальное занятие развития речи для обучающихся 1-го класса, имеющих речевые расстройства. Тема: "Гласные А–Я (занятие 2)"

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: различение гласных “А” - “Я” устно и на письме

Задачи:

развивающие:

  • развивать умения выполнять задание по образцу;
  • закреплять умения работать по инструкции (словесной и письменной);
  • развивать интеллектуальные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

коррекционные:

  • развивать чёткое и корректировать нарушенное произношение;
  • развивать умения точно формулировать свою мысль и высказывать её;
  • развивать высшие психические процессы (речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • развивать высшие психические процессы, опосредованные речью (рече-слуховой гнозис, вербальное внимание, вербальная память, вербальное мышление);
  • развивать связную речь;
  • развивать общую и мелкую моторику,
  • развивать чувство ритма и приучать подстраивать свои действия под темп и ритм музыки;

воспитательные:

  • воспитывать навык отвечать по очереди;
  • приучать к дисциплине урока: сохранять тишину во время урока и отвечать тогда, когда вызовет учитель;
  • воспитывать уважение к говорящему: молча слушать учителя-логопеда и отвечающих одноклассников.

Оборудование:

  • речевой материал из пособия (Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 335 с.: ил.), стр. 194-195;
  • массажные шарики “су-джок”;
  • компьютер;
  • материалы электронного портала для логопедов “Мерсибо”: интерактивная игра “Разбитая чашка” http://mersibo.ru

Ход урока

1. Оргмомент

Обучающиеся здороваются с учителем-логопедом.

Упражнение “Повтори за логопедом”

Логопед: сядет тот, кто правильно повторит за мной ряд слогов, будьте внимательны! (Логопед каждому обучающемуся называет ряд слогов)

Списки слогов: са-на-ся, ка-ля-па, ра-тя-фа, ав-мя-ня, ся-ка-ял, пя-ра-тя, фя-вя-та.

2. Объявление темы урока и развитие фонематического восприятия

1) Формулирование темы урока

Логопед: вспомните, какие гласные буквы мы изучали на прошлом занятии? Сегодня мы продолжим тренироваться правильно применять эти буквы на письме.

2) Развитие фонематического восприятия и вербального внимания

Логопед: сейчас мы поиграем в мяч: я буду бросать каждому мячик и называть слово, а вы ловите мячик и называйте только гласные буквы, которые есть в этом слове, например: Ася – а, я.

Список слов: Вася, Маня, Анна, Аня, Яна, Таня, Яша, Катя, каша, Маша.

Логопед: кто-нибудь заметил, что одно слово не подходит к остальным? (Если обучающиеся не заметили лишнее слово, то логопед ещё раз повторяет все слова). Лишнее слово – “каша”, почему? Обучающиеся объясняют свой выбор.

3. Работа по теме урока

1) Развитие навыков фонематического анализа

Логопед раздаёт обучающимся карточки со словами, для которых нужно составить звуковые схемы. Для развития текущего контроля выполняется проверка на доске: обучающиеся по одному выходят к доске и зарисовывают схему каждого слова.

Речевой материал: мал, мял, рад, ряд, сад, сядь, завал, завял, вал, вял.

2) Развитие навыков фонематического анализа

Логопед раздаёт обучающимся карточки со словами и схемами к ним. Инструкция: каждое слово обозначено слоговой схемой. Надпишите красным карандашом гласные буквы “А”, “Я” над соответствующим слогом.

рыба _ _
пояс _ _
ряды _ _
прятки _ _
пряжа _ _
прялка _ _
грязь _
змея _ _

 

утята _ _ _
завяли _ _ _
вагоны _ _ _
спелая _ _ _
грязная _ _ _
баяны _ _ _
синяя _ _ _
всякая _ _ _

3) Развитие навыков фонематического анализа и графического обозначения слов и букв

Логопед записывает на доске слова. Обучающиеся выходят к доске по одному и чертят звуковую схему под каждым словом. Первое слово записано с прописной буквы (вертикальная черта в начале схемы), после слова стоит запятая (после схемы ставится запятая).

Список слов: Смола, чашка, Москва, Рязань, доска, ясень, Ясенево, балка, картина, зяблик, палка.

Непонятные слова толкуются логопедом. Обращается внимание на написание имён собственных.

4) Мозговая активизация через мелкую моторику

Логопед раздаёт обучающимся массажные шарики “су-джок”. В процессе выполнения речевого задания дети массажируют ладони и пальцы шариком (по инструкции и образцу логопеда).

Логопед показывает обучающимся, как массировать шариком ладони (катает шарик ладонями аналогично движениям при лепке из пластилина шара).

Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы шариком (те же круговые движения, что и в первом случае, но шарик катается только пальцами, ладони не участвуют).

Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы кольцом-пружинкой (одеть на большой палец и несколько раз прокатать кольцо от основания пальца до последней фаланги и наоборот. Повторить 4-5 раз для каждого пальца на обеих руках).

Упражнение “Вспомни слог”

Логопед: пока мы будем массировать руки, мы будем по очереди проговаривать слоги с изучаемыми гласными буквами. Вспомните слоги с буквой “А”. Называйте по очереди по одному слогу с буквой “А”. Массаж ладоней и пальцев шариком.

Логопед показывает детям, как массировать пальцы пружинкой-колечком.

Логопед: теперь мы будем называть слоги с гласной буквой “Я”. (Дети продолжают массировать пальцы и называют слоги)

Обучающиеся сдают логопеду массажные шарики.

4. Физкультминутка

Логопед включает на компьютере/проигрывателе соответствующую настроению музыку.

1) Развитие дыхания. Музыкальная композиция “Enya –Skin2skin”.

Логопед показывает упражнение на развитие дыхания: спина прямая, кладём руку на живот. Глубокий медленный вдох через нос – рот закрыт, плечи остаются на месте, живот надувается. Медленный долгий выдох через открытый рот – слышится выдыхаемая воздушная струя - “ааа” шёпотом. Повторить упражнение 4-5 раз, следить, чтобы не кружилась голова.

2) Развитие фонематического восприятия и общей моторики

По показу логопеда обучающиеся запоминают движения-символы, обозначающие гласные звуки:

А: две руки ладонями вниз одновременно опускаются с уровня лица до пояса;

О: двумя руками напротив себя рисуем в воздухе круг;

У: указательными пальцами показать узкую трубочку от уголков губ вперёд;

Э: указательным и большим пальцами образовать на обеих руках полукруги, этим жестом от уголков губ плавными движениями развести руки в стороны к ушам;

И: указательными пальцами продолжить улыбку от уголков губ к скулам;

Ы: двумя руками на уровне диафрагмы сделать отталкивающее движение.

5. Развитие зрительного восприятия и симультанного синтеза

1) Интерактивная игра “Разбитая чашка” (портал “Мерсибо”).

2) Логопед: вспомните, к какому слову вы составляли звуковую схему на доске до физкультминутки. Подумайте и составьте любое предложение с этим словом. Обучающиеся отвечают по одному.

6. Итог урока

1) Обучающиеся отвечают на вопросы логопеда:

Назовите буквы, с которыми мы сегодня работали.

Какая из названных букв пишется после твёрдых согласных? А какая из этих букв пишется после мягких согласных?

2) Логопед даёт дифференцированную оценку работы обучающихся.

3) Логопед предлагает обучающимся оценить урок:

  • те, кому урок понравился, похлопайте в ладоши;
  • у кого остались вопросы по уроку – спрашивайте!