Разработка урока технологии с применением ИКТ на тему "Орнамент. Символика в орнаменте". 5-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (44 МБ)


Количество часов: 2 часа.

Цель: формирование у учащихся представлений о понятиях орнамент и символика в орнаменте, цветовых сочетаниях в орнаменте на основе знаний о группах цветов и основ композиции в ходе проведения урока технологии с использованием ИКТ путем построения интегративных связей.

Задачи урока:

Образовательные:

  • учащиеся научатся определять соответствие композиционного решения функциональному назначению изделия;
  • учащиеся научатся исследовательским способом выполнять гармоничную цветовую композицию;
  • учащиеся закрепят методы и приемы работы с фрагментами для создания различных видов композиций для оформления конкретного изделия в графическом редакторе Paint;
  • учащихся сформируют умение создавать сложные графические объекты из простых с предварительным планированием работы;
  • учащиеся углубят эстетические познания в декоративно-прикладном искусстве.

Развивающая:

  • учащиеся будут развивать учебно-познавательную компетенцию в графических умениях декоративной трактовки цветового мотива, творческое мышление;
  • учащимся будет прививаться интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;
  • учащиеся будут развивать компетенцию личностного самосовершенствования в области эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, творческие способности через обогащение визуального опыта в результате знакомства с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Воспитательная:

  • у учащихся будет воспитываться чувство прекрасного, эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе;
  • у учащихся будет воспитываться любовь к декоративно-прикладному искусству;
  • у учащихся будет воспитываться аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Методы обучения: объяснительно–иллюстративный, иллюстративно-стимулирующий, информационно-развивающий, практический, экспериментальный, эмоционального стимулирования (поощрение).

Формируемые УУД:

  • Личностные: уважение к творчеству своего народа; способность к самостоятельной, творческой деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками; основы экологического мышления; чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
  • Метапредметные: умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ-компетентности; осуществление самоконтроля и оценки качества готового изделия, анализ ошибок; умение самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщение результатов эксперимента, рефлексия собственной деятельности.
  • Предметные: действия по нахождению и представлению информации о видах орнамента и способах его составления, умение определять соответствие композиционного решения функциональному назначению изделия, выполнять статичную, динамичную, симметричную и ассиметричную композиции, умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов.

Словарь терминов: статичная композиция, динамичная композиция, названия и значения фрагментов орнамента.

Дидактический материал: образцы орнаментов и вариаций на эту тему, цветовой круг, платки и шарфы с изображениями статичной и динамичной композициями, презентация к уроку, оценочный лист (Приложение 1) на каждую ученицу, технологическая карта (Приложение 2) на составление орнамента в графическом редакторе Paint, музыкальное и видео сопровождение.

Оборудование: рабочие тетради, цветные карандаши, компьютеры, мультимедийная установка,

Тип занятия: методологической направленности.

Профориентационные связи: историк, художник-оформитель, искусствовед.

Межпредметные связи: ИЗО, музыка, история, информатика, черчение, МХК.

Ход урока

I. Мотивация.

1.1. Контроль готовности учащихся к уроку.

1.2. Психологическая подготовка. Упражнение “Приветствие”:  ведущий приветствует детей отдельной группы (“Здравствуйте голубоглазые дети”, “Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение, кто любит апельсины, кому интересно знать, чем мы сегодня будем заниматься”), дети в знак приветствия машут рукой.

II. Этап проверки домашнего задания.

Учитель выясняет уровень усвоения учащимися раннее изученных тем, на материал которых будет опираться при изучении новой темы.

Вопросы для повторения (слайд 2):

  • Что такое композиция? (Это составление, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с идеей, задумкой).
  • Что такое симметрия? (Это греческое слово, означает “гармонию”, “соразмерность”. Принцип построения композиции, где элементы расположены правильно относительно оси или центра).
  • Что такое ассиметрия? (Это отсутствие симметрии. Асимметрия всегда придает пластической форме движение).
  • Дайте определение стилизации. (Стилизация – это упрощенное изображение предметных форм).

Обучающиеся отвечают на вопросы.

III. Этап актуализации новых знаний.

Показ видеоряда с музыкальным сопровождением (слайд 3). Вопросы к обучающимся:

  • Что объединяет увиденные вами предметы декоративно-прикладного искусства и изображения, которые можно увидеть с большой высоты в пустыне Наска? (наличие графических изображений)
  • Как можно одним словом назвать эти стилизованные изображения? (орнаменты)
  • Итак, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему и цели урока.

Обучающиеся формулируют тему и цель урока, учитель корректирует (слайд 4).

Учитель: (слайд 5) Обратите внимание на словарь терминов, в течение урока вам необходимо сформулировать и записать определения к этим понятиям.

IV. Этап формирования новых знаний.

(слайд 6) Русский искусствовед Владимир Стасов сказал: “Орнаменты всех ... народов идут из глубокой древности... Орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений... Это связная речь, последовательная мелодия,.. не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств”.

(слайд 7) Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Он полон тайного смысла. Покрывая им игрушку, прялку, вышивку, народные мастера как бы переписывают созданные нашими предками своеобразные “письмена”, которые накопились за многие века.  Орнаментом, как магическим заклинанием покрывались поверхности ритуальных пещер, фигур и посуды. Позже эти магические знаки стали декоративными знаками. Так наши предки пытались воздействовать на природу и мир.

(слайд 8) Орнамент - это знаковая система передачи информации, каждый элемент которой имеет определенное значение. Узоры орнамента основаны на повторе и чередовании элементов.

Символика в орнаменте

Орнамент подразделяют на три вида:

- (слайд 9) изобразительный (конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы и т.д.);

- (слайд 10) неизобразительный (геометрические и абстрактные формы);

- (слайд 11) комбинированный (сочетание изобразительных мотивов и абстрактных форм).

Задание. (слайд 12) Записать значения фрагментов орнамента, разделить на виды, составить кластер (Приложение 3) по данному материалу.

1. (слайд 13) Ромбо-меандровый орнамент - знак счастливой охоты, удачи. А сам орнамент - знак жизни, земли и плодородия. Квадрат (ромб), поделённый крестом на четыре части – знак вспаханного поля. Если внутри есть точки – знак засеянного поля.

2. (слайд 14) Линия - наиболее точно передает характер очертаний любой формы. Она широко использовалась в орнаменте, чтобы разграничить отдельные мотивы.

3. (слайд 15) Волнистая или ломаная линия – знак воды. Дождь изображается вертикальными линиями. Реки, подземные воды, “хляби небесные” - горизонтальными. 

4. (слайд 16) Шестиконечный крест в круге или шестиграннике - Знак Грома и Перуна - громовник. Использовался как оберег от молнии. Также являлся воинским оберегом.  Такие знаки вышивались на ритуальных полотенцах, ими украшались прялки, избы, дабы защитить дом от гнева Перуна, а позже Ильи-пророка.

5. (слайд 17) Солярный знак – символ солнца. Солнце на протяжении тысячелетий получило множество вариантов изображений. Даже наш колобок - в каком-то смысле является солярным знаком.   Этот знак - преграда и отвращение зла.

Первые колеса наши предки делали так: втулка из березы, ободья из осины и четыре спицы. Таким образом, древнее колесо соответствует изображению одного из вариантов солярных знаков - крест в круге. Колесо - знак могущества, власти. Потому и боги движутся по небу именно на колеснице, да и само солнце, “катясь” по небу, “закатывается” вечером (отсюда “закат”).

6. (слайд 18) Треугольник - символ человека, человеческого общения. Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух. Треугольник - первая среди плоских фигур.

Треугольник, обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни, огня, пламени, жара (горизонтальная линия – воздух), мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник является лунным и имеет символику матери, воды, холода, женского начала (горизонтальная линия – земля).

7. (слайд 19) Дерево. Оно и первый кормилец в эпоху собирания плодов, оно и жилище, оно и тепло в холодную зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу. Оно же древо жизни, древо познания, мировое древо. Мы говорим - корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим - древо рода, родословное древо. Дерево - законченный и совершенный образ мира.

8. (слайд 20) Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный в резьбе и росписи по дереву. Он использует самые многочисленные и разнообразные вариации мотивов. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости.

9. (слайд 21) Женский образ - один из основных в русском орнаменте. В русском божественном женском персонаже воплотились народные представления о земле рожающей, связанной с водой, выбором судьбы и судом над неправедным человеком. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

10. (слайд 22) Иногда богиня предстает перед нами в образе лягушки (символ весенней, порождающей силы Матери-земли). Сюжет лягушки несет в себе знак рождения и плодородия. С этим земноводным связано большое количество обрядов в древнерусской культуре. Часто встречается и сюжет утробы лягушки (рожаницы), в центре которой  народный мастер помещал изображения птиц, деревьев, цветов, людей, всего, что было сотворено и обладало способностью живой жизни.

Художественный, образный язык орнамента многообразен. Изначально орнамент являлся выражением народного мировоззрения. Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы – мужчине, женщине или ребенку.

Статичная и динамичная композиция

Чтобы научиться самостоятельно составлять орнаменты, нужно знать не которые правила, приемы и средства композиции. С одним из основных правил вы уже знакомы. Это прием симметрии и ассиметрии.

Для большей выразительности композиции художники используют правило передачи движения или покоя.

(слайд 23, 24) Предлагаю просмотреть ряд изображений, и, пользуясь словами-заготовками сформулировать определение для понятий статичная и динамичная композиции (слова-заготовки: покой, устойчивость, внешние контуры, форма квадрата, круга, линии направлены к центру, расположение по прямоугольной сетке; движение, диагональные линии, простор, нарушение симметрии, цвета более смелые).

Итоговое определение:

(слайд 25) Статичная (замкнутая) композиция – это композиция, которая передает устойчивость и покой, обладает четкими внешними контурами в форме квадрата или круга; элементы композиции расположены по прямоугольной сетке и направлены к центру.

(слайд 26) Динамичная композиция – это композиция, которая передает ощущение простора и движения, основное направление линий – диагональное, возможно нарушение симметрии и смелые яркие цвета.

Вопрос учителя: Как вы думаете, достаточными ли знаниями вы обладаете для того, чтобы самостоятельно составить гармоничную композицию или орнамент? Знаний о каком важном аспекте вам не хватает? (цветовые сочетания)

Цветовые сочетания в орнаменте

Чтобы управлять огромным количеством цветов и оттенков, умело их сочетать существует целая наука. И называется она - цветоведение.

Все многообразие цветов делят на две большие группы: хроматические (есть цвет) и ахроматические (нет цвета).

(слайд 27) Попарное слияние основных хроматических цветов создает группу промежуточных, или производных, цветов, которые присутствуют в световом спектре. Так, соединение красного с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синим - зеленый, а синего с красным - фиолетовый.

(слайд 28) Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг, как геометрический порядок множества цветов. Три основных цвета размещены в треугольнике. На его сторонах построены треугольники составных цветов. Вокруг вершин полученного шестиугольника очерчено кольцо уже из двенадцати цветов, полученных путем смешения соседствующих, и мы сразу видим, что это цвета радуги. В цветовом круге дополнительные цвета находятся строго напротив друг друга.

Вопрос учителя: Взгляните на изображение. На какие еще две большие группы делятся хроматические цвета? (теплые и холодные) (слайд 29)

  • Гармонические сочетания цветов (слайд 30):
  • Цвета, расположенные рядом, или родственные.
  • Цвета, расположенные напротив друг друга (контрастные, но гармоничные).
  • Цвета, сочетающиеся по правилу треугольника.

V. Этап закрепления новых знаний.

Физкультминутка.

Задание 1. Продемонстрировать кластер, составленный по материалу о значениях элементов орнамента. Используя критерии оценивания, заполнить оценочный лист (первое задание).

Задание 2. Используя магниты-заготовки (у доски) и бумажные заготовки (за партой) сконструировать 2 варианта орнамента (динамичный и статичный) пользуясь знаниями, полученными на уроке, уметь рассказать о своей задумке с расшифровкой значений составных элементов. Используя критерии оценивания (Приложение 4), заполнить оценочный лист (второе задание).

VI. Этап формирования умений и навыков.

Отработка навыков копирования и перемещения фрагментов рисунка в графическом редакторе Paint с использованием универсального учебного действия планирование последовательности деятельности.

Учитель. На уроках информатики мы знакомились с возможностями графического редактора. Познакомились с инструментами художника и с инструментами чертежника.

Экспресс-опрос:

  • Что такое фрагмент изображения?
  • Как можно выделить фрагмент?
  • Какие операции можно совершать с графическим фрагментом?

Планируем работу в графическом редакторе:

Обсуждается вопрос о том, что общего в создании рисунков в графическом редакторе. Так как в любом орнаменте есть много одинаковых элементов, то и выполнять эти рисунки надо по следующему обобщ?нному плану (слайд 31):

а) выделить повторяющийся фрагмент;

б) тщательно прорисовать этот фрагмент;

в) размножить фрагмент и поместить его в нужные места рисунка.

Обратим внимание, что в плане выполнения каждого задания есть своя особенность (Приложение 2).

Практическая работа в графическом редакторе Paint

Задание 1 (базовый уровень). Используя разработанный вариант орнамента (на выбор: динамичный или статичный), создать это изображение в графическом редакторе (слайд 32, 33).

  • Запустите графический редактор Paint (Пуск – Программы – Стандартные – Paint).
  • Составьте рисунок из геометрических фигур, используя инструменты чертежника.
  • Подберите цветовое решение для оформления рисунка, используя инструменты художника.
  • Сохраните результат работы под именем Динамика (Статика) в свою папку.

Задание 2 (повышенный уровень). Мини-проект. Разработка орнамента с использованием операции преобразования рисунка (повороты, отражения, растяжения, наклоны) (слайд 34).

  • Запустите графический редактор Paint (Пуск – Программы – Стандартные – Paint).
  • Разработайте эскизный вариант орнамента.
  • Используйте для составления рисунка используйте готовые рисунки из папки изображения.
  • Используя операции преобразования рисунков, реализуйте свою задумку.
  • Сохраните результат работы под именем Орнамент в свою папку.
  • Завершите работу с графическим редактором.
  • По окончании работы – защита проекта, групповое оценивание по критериям, выставление оценок в оценочный лист.

VII. Этап подведения итогов урока.

Закрепление пройденного материала. Вопросы для повторения:

  • Какие новые термины вы узнали сегодня на уроке? (анализ словаря терминов)
  • Какие цветовые сочетания вам больше всего нравятся? Почему?
  • Какие цветовые сочетания вы использовали во время работы над проектом? Что хотели этим отразить?
  • Назовите инструменты графического редактора, которые вы использовали для создания композиции?

Заключительный инструктаж.

  • Анализ выполнения практической работы.
  • Оценка выполненной работы по критериям. Выведение итоговой оценки за урок.
  • Разбор типичных ошибок учениц.

VII. Рефлексия (слайд 35).

- Что вам понравилась сегодня на уроке?

- Что вы запомнили важного и главного для себя?

- Что вам могло бы пригодиться в жизни?

Ответы учащихся должны строиться на основе следующих выражений:

  • “Мне понравилось...
  • Я научилась......
  • Мне запомнилось....
  • Мне пригодится......”

Заканчивается урок, давайте подведем итог нашего занятия.

Учитель, анализируя оценочные листы, выставляет отметки за урок, сравнивая баллы самооценки, взаимооценки, свои собственные наблюдения и комментируя их, в спорных ситуациях оценка выставляется в пользу ученицы. Учитель выделяет наиболее активных обучающихся. Осуществляется уборка рабочих мест.

Учитель: Мы с вами очень хорошо поработали. А теперь перейдем к домашнему заданию.

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Продумать вариант выполнения игрушки в лоскутной технике, разработать эскиз окончательного варианта изделия.

Проводит инструктаж по выполнению д/з.

Список литературы.

  1. Волшебные узоры из лоскутков. Стежка: Пер. с нем./И.Каманн, И.Ауэр, А.Бест и др. – М.: Ниола-Пресс, 1997. – 112с.
  2. Информатика. Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. - М.: “БИНОМ. Лаборатория знаний”, 2013.
  3. Синица Н.В. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – Вентана-Граф, 2013. – 192 с.