Столетняя война

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

Образовательные:

  • раскрыть причины войны;
  • дать представление о подготовке войск к войне двух стран;
  • сформировать представление о ходе военных действий: основные сражения, полководцы и т.д.;
  • ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк;
  • рассмотреть итоги Столетней войны.

Развивающие:

Продолжить формирование умения:

  • работы с картой на примере изучения карты “Англия и Франция во время Столетней войны”;
  • составления и заполнения таблиц на примере таблицы “Основные события Столетней войны”;
  • составления схем на примере схемы “Генеалогия королей Франции и Англии”.

Воспитательные:

  • вырабатывать собственное отношение к историческим событиям;
  • уважение к мнению других людей при совместной работе и ответах на уроке;
  • сформировать негативное отношение учащихся к войне на основе описания многочисленных сражений и жестокости по отношению к мирному населению Франции во время войны.

Ценностный ориентир: Война – не здоровое развитие общества, мешающее его дальнейшему прогрессивному развитию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока – лекция с элементами лабораторной работы.

Оборудование урока: доска, раздаточный материал (тесты), карта “Англия и Франция во время Столетней войны”, мультимедийные средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация.

План объяснения нового материала:

  1. Причины войны.
  2. Подготовка к войне Англии и Франции.
  3. Ход военных действий.
  4. Жанна д'Арк.
  5. Итоги войны.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Прошу заранее записать, что будет задано к следующему уроку.

Домашнее задание: Глава VII, параграф 20. Задание: ответить на вопрос № 2 на стр. 178, письменно в тетради, заполнить контурную карту “Англия и Франция во время Столетней войны”.

II. Изучение нового материала:

В XIV веке началась длительная и тяжелая война между Англией и Францией, ее назвали Столетней войной.

Вопрос классу: Почему ее назвали Столетней? Как вы думаете? Ответ: Потому что продолжалась с перерывами более ста лет с перерывами с 1337 по 1453.

Верно, если взять дату конца войны и вычесть дату окончания, то получится 116 лет.

Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен новой теме “Столетняя война (1337-1453)”.

Задание на урок: В течение урока мы с Вами постараемся ответить на следующие вопросы: Кто победил в Столетней войне? Какие территориальные изменения претерпела Англия и Франция?

1. Причины войны.

Для начала давайте разберемся, какие территории принадлежали Англии и Франции в начале Столетней войны.

Работа с картой “Англия и Франция во время Столетней войны”:

Вызов к доске по журналу одного или двух учеников, которым даются следующие задания: Покажите территорию Англии накануне войны. Покажите территорию Франции накануне войны.

Причина: Французский король Филипп VI стремился отвоевать у Англии Аквитанию: без этого не могло завершиться объединение Франции. Но Аквитания была ценным источником доходов, и английский король Эдуард III не желал терять ее.

Повод: Английский король был родственником короля Франции: его мать, Изабелла Французская, была дочерью Филиппа IV Красивого. Используя то, что после смерти сыновей Филиппа IV, которые не оставили наследников, стала править новая династия Валуа, он заявил о своих правах на французский престол и начал войну. [Вопрос классу: Какая династия правила на тот момент в Англии? Ответ: династия Плантагенетов.] Несмотря на то, что по древним франкским законам женщинам запрещалось как наследовать корону, так и передавать эти права своим потомкам.

Перенесите схему “Генеалогия королей Франции и Англии” к себе в тетрадь (см. Приложение 2).

2. Подготовка к войне Англии и Франции.

Французское войско состояло из рыцарских отрядов, возглавляемых сеньорами. Рыцари не признавали дисциплины: в бою каждый из них действовал самостоятельно и старался выделиться личной доблестью. Пехота состояла из чужеземных наемников. Рыцари относились к пехотинцам с презрением.

Английское войско было организовано лучше французского. Им командовал сам король, Эдуард III, прозванным по цвету его доспехов Черным принцем. Кроме рыцарской конницы, у англичан была многочисленная дисциплинированная пехота, которая состояла из свободных крестьян. Пехотинцы-лучники пускали из арбалетов стрелы на 600 шагов, а с 200 пробивали рыцарские доспехи.

3. Ход военных действий.

Работа с таблицей: Сейчас вы самостоятельно поработаете с учебником на стр. 168-176 и заполните таблицу “Основные события Столетней войны”.

Дата Событие Итоги
1340 г. Сражение в проливе при Слейсе. Победа англичан. Разгром французского флота.
1346 г. Сражение у Креси. Победа англичан.

Французы были разгромлены.

1356 г. Битва у г. Пуатье. Победа англичан.
1360 г. Перемирие между Францией и Англией. К Англии отошли территории на юго-западе Франции и порт Кале на севере.
1415 г. Битва при Азенкуре. Поражение французов.

Победа англичан.

1429 г. Освобождение Орлеана. Победа французов.
1453 г. Сдался последний английский город Бордо в Аквитании. Победа французов.

Конец Столетней войны.

Несмотря на все бедствия, народ сохранил мужество и волю к борьбе. Крестьяне отбивали нападения грабителей на деревни; они устраивали засады и истребляли захватчиков. В стране разгоралась партизанская война.

Давайте с вами запишем в тетрадь новое определение:

Партизанская война - вооруженная борьба значительной части местного населения против власти, которую данная часть населения считает чуждой.

4. Жанна д'Арк — народная героиня.

В подъеме народной борьбы против захватчиков и их изгнании большую роль сыграла Жанна д'Арк. Ей не было и 18 лет, когда она покинула родные места, чтобы участвовать в борьбе с англичанами. Наконец девушка добралась до крепости на Луаре, где находился наследник престола, и добилась встречи с ним. Придворные поняли, что ее глубокая вера в победу может поднять боевой дух войск. Поэтому Жанне выделили отряд рыцарей, который влился в войско, напралявшееся на помощь Орлеану.

1429 год — год освобождения Орлеана от осады — стал переломным в ходе войны. При участии Жанны были освобождены большие области Франции. Но пока Карл не был коронован, он не считался законным королем. Жанна убедила его выступить в поход на Реймс — город, где издавна короновались французские короли. Наследник престола был коронован в Реймском соборе. Вблизи короля со знаменем в руках стояла в рыцарских доспехах Жанна.

Необычный успех и слава крестьянской девушки вызывали зависть у знатных господ. Жанна с отрядом преданных ей воинов сражалась с бургундцами, сделав вылазку из крепости Компьён. Окруженная со всех сторон врагами, она пыталась вернуться в крепость, но ее ворота оказались закрытыми, а мост был поднят. Было ли это предательством или трусостью коменданта крепости, неизвестно. Бургундцы захватили Жанну в плен и продали ее англичанам.

Долгие месяцы провела Жанна в тюрьме. Чтобы оклеветать Жанну в глазах народа, англичане решили приписать победы героини вмешательству дьявола; ей предъявили страшное в то время обвинение в колдовстве. Жанна предстала перед судом инквизиции. Отважную девушку приговорили к страшной смерти, и в мае 1431 года Дева была сожжена на костре в городе Руане. Народ долго не верил в гибель своей Девы. Память о Жанне д'Арк бережно хранит багодарная Франция.

5. Итоги Столетней войны.

Давайте ответим на задания, поставленные в начале урока: Кто победил в Столетней войне? Какие территориальные изменения претерпела Англия и Франция?

Король Франции создал постоянную наемную армию, увеличил артиллерию. В войске укреплялась дисциплина. Французская армия успешно изгоняла англичан из страны. При поддержке восставших крестьян и горожан она освободила Нормандию, а затем полностью вытеснила англичан из Аквитании. В 1453 году последний оплот англичан в Аквитании город Бордо сдался. На этом Столетняя война закончилась. В итоге войны Англия лишилась всех своих владений на континенте, кроме порта Кале, который остался на французской земле еще на столетие английским.

III. Закрепление изученного материала: Тесты (см. Приложение 3).

Объявление оценок за урок.

Литература для учителя.

  1. Басовская Н. И. “Столетняя война: леопард против лилии”. — М.: Астрель, АСТ, 2007. — 446 с.;
  2. Фавье Ж. “Столетняя война” / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2009. — 656 с.;
  3. Фаулер К. “Эпоха Плантагенетов и Валуа” / Пер. с англ. С. А. Кириленко. — СПб.: Евразия, 2002. — 352 с.;
  4. Перруа Э. “Столетняя война” / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2002. — 480 с.;
  5. А.П. Левандовский. “Жанна д’Арк”. — М.: Молодая гвардия, 1962; 1982 (2-е издание); 2007 (3-е издание).

Литература для учащихся.

  1. Энциклопедия для детей. Том 35. — История Средних веков. - Изд-во: Аванта+, 2008. - 528.;
  2. В. Устинов “Столетняя война и Войны Роз”. — Издательство: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 688 стр.;
  3. П. Конский “Столетняя война” // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.