Рейтинг@Mail.ru

Игра по станциям "Архангельский экологический экспресс"

Разделы: Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля – наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип мероприятия: познавательные соревнования.

Форма проведения: игра по станциям.

Рекомендации:

  • Возраст участников: 5-10 классы
  • Количество участников: команда 5-6 человек от класса.

Набор ролей:

  • участники игровых команд;
  • ведущие -жюри-судьи, (учащиеся 11 класса);
  • дежурный(подает звонки).

Место проведения: классные комнаты, на дверях которых названия станций.

Особенности оформления: названия станций, карточки с заданиями, фотографии, презентация, карандаши, фломастеры, листы ватмана, вырезки из журналов.

Цель: Создать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся, а также для активного овладения знаниями, умениями и навыками (изучение предмета в обстановке соревнований).

Задачи:

  • Способствовать расширению кругозора и аккумуляции знаний учащихся;
  • Содействовать развитию творческих начал личности, формированию нестандартного мышления;
  • Создать возможности для формирования культуры общения и сплочения коллектива, умений коллективно думать, действовать, быстро реагировать, побеждать;
  • Привлечение внимания к экологическим проблемам регионов, инновационному опыту их решения средствами образования.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • Осознание ответственности за общее благополучие;
  • Мотивация учебной деятельности;
  • Развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях, умений избегать конфликтов;
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

Регулятивные:

  • Составлять план и последовательность действий;
  • Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
  • Адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Познавательные:

  • Анализ, передача и представление информации;
  • Классификация по заданным критериям;
  • Использование знаково-символьных средств;
  • Использование общих приемов решения задач.

Коммуникативные:

  • Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Содержание мероприятия

Учитель: Сегодня вы отправитесь в путешествие по родному краю на экологическом экспрессе. У вас будет несколько остановок – станций, на которых учащиеся 11 класса предложат различные задания. Для того, чтобы путешествие было весёлым и комфортным, ваши капитаны сейчас получат маршрутные листы.(приложение 1) И вы можете отправляться в путь

Станция “Праздничная”.

На доске прикреплены карточки с датами, учащимся необходимо сказать какие экологические акции проводятся в эти дни. За каждую правильно названную акцию участники получают 1 балл. (приложение 2)

Станция “Загадочная”.

Ребята очень любят загадывать, отгадывать и даже сочинять загадки. Предлагаем загадки о животных и растениях. За каждую отгаданную загадку 1 балл. (приложение 3 Станция "Загадочная") Максимальное количество – 44 балла.

Станция “Агитационная”

Каждый день современный человек вынужден решать массу проблем, связанных с его работой, воспитанием и учебой детей, обустройством дома.

В этой суете ему некогда подумать о том, чем он дышит, что пьет, какие продукты употребляет в пищу. И только когда болезни вдруг начинают одолевать нас со всех сторон, мы понимаем, что причиной того во многом является та среда, в которой мы живем.

Экологическая обстановка в Архангельской области, как в любом регионе, на территории которого находятся крупные промышленные предприятия, также не может не вызывать серьезных опасений у ее жителей. К сожалению, то, что является гордостью нашего региона и ее экономической основой – космодром “Плесецк”, оборонные предприятия Северодвинска, алмазные месторождения и лесопромышленный комплекс, одновременно выступают и главными загрязняющими факторами окружающей среды.

По данным Комитета экологии Архангельской области, к основным экологическим проблемам в Архангельской области относятся сбор, транспортировка и утилизация отходов производства и потребления, загрязнение атмосферного воздуха городов, в том числе выбросами от автомобильного транспорта, и водных объектов в результате неудовлетворительного состояния очистных сооружений. Дышим бензапиреном.

На территории региона выявлено более 300 объектов размещения отходов. Ни на всех из них соблюдаются необходимые экологические и санитарные требования. В частности, существуют проблемы по сбору и утилизации люминесцентных ламп, автомобильных шин, нефтепродуктов, а также отходов бумаги, стекла, пластмасс.

К загрязняющим веществам воздуха, характерным почти для любого региона страны - диоксида серы, оксида углерода, бензапирена, в Архангельской области прибавляются и те, что обусловлены спецификой ее производства. Среди таких веществ сероводород, сероуглерод, формальдегид, метилмеркаптан. Содержание их является традиционно высоким, нередко превышающим предельно допустимые нормы в крупных городах области: Архангельске, Коряжме, Новодвинске, Северодвинске. Влияние этих веществ на организм человека хорошо изучено. Так, метилмеркаптан оказывает раздражающее действие на слизистые человека, особенно он опасен для людей с больными легкими, а бензапирен и формальдегид, относящиеся к канцерогенам, могут вызывать раковые заболевания.

Автомобиль – враг экологии. Невероятный рост численности автомобильного транспорта в последние годы также играет свою негативную роль в загрязнении воздуха, особенно в столице Поморья. В этой связи необходима работа по изменению транспортных потоков в городе и использование электрических видов транспорта, от которых, как известно, Архангельск отказался.

Наиболее характерными нарушениями в области загрязнения водных объектов являются отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ, превышение лимитов сброса, отсутствие производственного контроля над качественным составом сбрасываемых сточных вод и т.д.

У отдельных районов и городов Архангельской области есть свои специфические экологические проблемы. Для Северодвинска, например, весьма актуальным является своевременный вывоз с территории города отработанного ядерного топлива, радиоактивных отходов. Для Мезенского и Лешуконского районов - использование их территорий под места падения отделяющихся частей ракет.

Предлагаем учащимся нарисовать плакат, посвященный проблеме охраны природы и придумать яркий, запоминающийся слоган. Максимум – 10 баллов.

Станция “Заповедная”

В области расположено 113 действующих особо охраняемых территорий, в том числе 3 - федерального значения. К наиболее значимым природным туристическим объектам относятся: заповедник “Пинежский”, национальные парки “Водлозерский” и “Кенозерский”, природные заказники “Голубинский”, “Земля Франца-Иосифа” и “Сийский”, дендрологический сад Архангельского технологического университета. Богато историко-культурное наследие края: Соловецкий государственный историко-культурный музей-заповедник, музей-заповедник “Малые Карелы”, а также монастыри: Спасо-Преображенский, Соловецкий, Ставропигиальный, Артемиево-Веркольский, Свято-Троицкий, Антониево-Сийский, Кожеезерский Богоявленский, Иоанно-Богословский.

Предлагаем фотографии и пять высказываний. Если вы определите о каком природном объекте идет речь с первого высказывания, то получаете 5 балов, если с двух – 4 балла, если с трёх- три, с четырёх – два, с пяти - один (приложение 4, Pril 1). Максимальное количество - 35 баллов.

Станция “Водная”.

Всего в Архангельской области около 72 тыс. рек и ручьев. Реки имеют смешанное питание. Более 50% формируется талыми снежными водами, остальная часть дождями и грунтовыми водами. Источники питания определяют водный режим рек.

В Архангельской области насчитывается около 190 тыс. озер с площадью зеркала более 1 га. Подавляющее число озер, более 95%, - малые озера. Самые крупные озера – Лача, Кожозеро, Кенозеро, Лекшмозеро. Озера на территории области расположены неравномерно.

Превышение количества атмосферных осадков над испарением, застой воды в понижениях рельефа - основные причины заболачивания территории области. Болота делятся на верховые, низинные, переходные в зависимости от водного питания, состава растительности и степени разложения торфа.

Высокоширотное положение климатические особенности островной части Архангельской области создают благоприятные условия для развития современного горного и покровного оледенения.

Общая площадь оледенения 37 380 км2, или 6 % территории Архангельской области. Формы и размеры ледников самые различны.

Избыточное увлажнение, сложность геологического строения и рельефа территории определяют богатство и разнообразие подземных вод Архангельской области. Чем ближе они находятся к земной поверхности, тем интенсивнее их связь с атмосферными осадками и поверхностными водами. И наоборот, чем глубже располагаются подземные воды, тем выше их минерализация, а происхождение связано с геологическим прошлым региона.

Подземные воды служат источником питания рек, озер и болот. Они относятся к важнейшим полезным ископаемым.

Подземные воды условно подразделяются на пресные, минеральные лечебные и сильноминерализованные воды.

Многолетняя мерзлота или “подземное оледенение”, - это толщи мерзлых горных пород, не оттаивающие в течение длительного времени.

В Архангельской области многолетняя мерзлота встречается на Земле Франца-Иосифа, на Новой Земле, островах Вайгач и Колгуев. На материке мерзлые грунты встречаются на территории Ненецкого округа и на северо-востоке Мезенского района.

А теперь ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.(приложение 5. Станция Водная) За каждое задание 1 балл. Максимальное количество – 17 баллов.

Станция “Практическая”.

Учащимся предлагаем выполнить задания на знание карты Архангельской области.(приложение 6. Станция "Практическая") За каждое задание 5 баллов.

Станция “Краснокнижная”.

Учащимся предлагаем таблицы с изображениями и названиями животных и растений, занесенных в Красную Книгу Архангельской области. Необходимо соотнести изображение и название (приложение 7. Станция Краснокнижная). За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество – 18 баллов.

В заключении проводится линейка, на которой подсчитываются баллы у каждой команды и объявляются результаты.

Литература:

1. Электронный учебник для изучения родного края. Составители:

  • Илатовская Е.А., заместитель директора по УВР, учитель географии первой квалификационной категории
  • Исакова Н.Ю., учитель географии первой квалификационной категории
  • Синицина В.В., учитель биологии первой квалификационной категории

2. Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9-11-х классов общеобразовательной школы/Под ред.А.Е.Баталова, Л.В.Морозовой. – М.: Изд-во МГУ, 2004.-152 с.

Ресурсы сети Интернет:

1. Экологический календарь на 2016 год. [Электронный ресурс]: блог/ Библиовестник. – Библиотека для детей и юношества г.Североуральска.- Режим доступа: http://www.bibliovestnik.blogspot.ru/2015/10/2016_96.html

2. Экологические проблемы Архангельской области[Электронный ресурс]: научно-практический портал./ научно-практический портал “Экология производства”  Издательский дом “Отраслевые ведомости”. 2004-2016. http://www.ecoindustry.ru/news/view/21276.html

3.Архангельская область. [Электронный ресурс]: Информационный портал Заповедная Россия .2009-2015. http://www.zapoved.net/index.php/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%
D0%B3/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%
A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%97%D0%B0%D0%BF%D
0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1
%83%D0%B3/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%
B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D0%
B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%20

4. Пинежский заповедник:фото и описание. [Электронный ресурс]: В отпуск.ру. - Режим доступа:  http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=5344#ixzz42KMvK1kZ

5. Загадки о животных [Электронный ресурс]: Эти дети.- М.2012 - Режим доступа: http://eti-deti.com/zagadki-o-zhivotnyx/

6. Детские загадки про овощи, ягоды, фрукты с ответами. [Электронный ресурс]: Ёжка.ру – Режим доступа: http://ejka.ru/blog/zagadki/60.html

7. Загадки о растениях. [Электронный ресурс]: Детские загадки обо всем на свете.- Режим доступа: http://zagadki.org/riddles/plants/5

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/
zagadki-pro-zhivotnyh-s-otvetami.htm

8. Список особо охраняемых природных территорий Архангельской области. [Электронный ресурс]: википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%
D0%BA_%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE_%D0%BE%D
/1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8
B%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%
D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%
B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D1%80%
D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%
81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%
D1%81%D1%82%D0%B8